Дело № 2-886/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Ессентукская 28 апреля 2015 года
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего – судьи Турлаевой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Георгиевой Е.А.,
с участием:
представителя заявителя – прокурора Предгорного района Ставропольского края Козловцева А.А., действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, - помощника прокурора Предгорного района Ставропольского края Гриценко А.С.;
представителя заинтересованного лица – администрации муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края – главы Ефименко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Предгорного района Ставропольского края Козловцева А.А. (в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц) о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в части ненадлежащего исполнения обязанностей по организации благоустройства территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, выразившегося в не организации механизированной мойки и подметания проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием на территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края; возложении на администрацию муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в плановом порядке организовать механизированную мойку и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием на территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в соответствии с требованиями законодательства,
УСТАНОВИЛ:
В Предгорный районный суд Ставропольского края обратился прокурор Предгорного района Ставропольского края Козловцев А.А. (в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц) с заявлением о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в части ненадлежащего исполнения обязанностей по организации благоустройства территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, выразившегося в не организации механизированной мойки и подметания проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием на территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края; возложении на администрацию муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в плановом порядке организовать механизированную мойку и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием на территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в соответствии с требованиями законодательства.
В обоснование заявленных требований прокурор Предгорного района Ставропольского края Козловцев А.А. указал, что в марте 2015 года прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района федерального законодательства, регламентирующего правила содержания территорий населенных мест, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, в результате которых нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Так, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация благоустройства территории поселения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 г. № 221 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В соответствии с п. 3.1.5. Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, очистка покрытия дороги от загрязнений осуществляется в течение 5 суток.
Согласно п. 4.4. Санитарных правил содержания населенных мест, утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 № 4690-88 СанПиН 42-128-4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), механизированную мойку, поливку и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием в летний период следует производить в плановом порядке.
Пунктом 4.7. СанПиН 42-128-4690-88 определено, что проезжую часть улиц, на которых отсутствует ливневая канализация, для снижения запыленности воздуха и уменьшения загрязнений следует убирать подметально-уборочными машинами.
Установлено, что администрацией муниципального образования Яснополянского сельсовета, договор со специализированной организацией, осуществляющей уборку проезжей части улиц с использованием подметально-уборочной техники в 2014 году не заключался.
Механизированная мойка, поливка и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием муниципального образования Яснополянского сельсовета в 2014 году не производились.
Соответствующие договоры со специализированными организациями, осуществляющими механизированную мойку, поливку, подметание проезжей части по состоянию на 27.03.2015 на 2015 год администрацией муниципального образования Яснополянского сельсовета не заключались.
Данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии органа местного самоуправления в данной сфере правоотношений.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Определить круг лиц, интересы которых нарушены в результате бездействия органа местного самоуправления, не представилось возможным ввиду того, что дороги муниципального образования являются местами общего пользования.
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Ненадлежащая уборка и содержание проезжей части улиц муниципального образования напрямую противоречит организации общим принципам местного самоуправления в Российской Федерации, оказывает негативное влияние на санитарно-эпидемиологическую обстановку и безопасность дорожного движения.
В целях исполнения действующего законодательства, администрацией муниципального образования Яснополянского сельсовета должны быть осуществлены мероприятия по организации механизированной мойки и подметания проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием в летний период, а также, в целях снижения запыленности воздуха на территории муниципального образования, уборке проезжей части улиц подметально-уборочными машинами.
Обратившись в суд, заявитель – прокурор Предгорного района Ставропольского края Козловцев А.А., просит:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в части ненадлежащего исполнения обязанностей по организации благоустройства территории муниципального образования Яснополянского сельсовета, выраженных в не организации механизированной мойки и подметания проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием на территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края;
- возложить на администрацию муниципального образования Яснополянского сельсовета Ставропольского края обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в плановом порядке организовать механизированную мойку и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием на территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в соответствии с требованиями законодательства.
В судебное заседание представитель заявителя – прокурора Предгорного района Ставропольского края Козловцева А.А., действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, - помощник прокурора Предгорного района Ставропольского края Гриценко А.С., заявленные требования признал полностью и просил удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края – глава Ефименко А.С., заявленные требования не признал и пояснил, что бюджет выделяет денежные средства на облагораживание территории муниципального образования, но этих денег не хватает на механизированную мойку и подметание проезжей части улиц и площадей, поскольку у администрации имеются более серьезные вопросы, на решение которых требуются выделяемые средства.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности для разрешения заявления, оценив доказательства всесторонне, полно и объективно, суд приходит к следующему.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В соответствии с п. 3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 г. № 221 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В соответствии с п. 3.1.5. Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, очистка покрытия дороги от загрязнений осуществляется в течение 5 суток.
Согласно п. 4.4. Санитарных правил содержания населенных мест, утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 № 4690-88 СанПиН 42-128-4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), механизированную мойку, поливку и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием в летний период следует производить в плановом порядке.
Пунктом 4.7. СанПиН 42-128-4690-88 определено, что проезжую часть улиц, на которых отсутствует ливневая канализация, для снижения запыленности воздуха и уменьшения загрязнений следует убирать подметально-уборочными машинами.
Согласно сведений, предоставленных 26.03.2015 г. за исх. № 09-10/191 главой администрации муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края Ефименко А.С. в прокуратуру Предгорного района Ставропольского края:
- дорог с повышенной интенсивностью движения на территории муниципального образования Яснополянского сельсовета нет;
- уборка улиц осуществляется рабочими по договора в количестве 5 человек;
- в летний период 2014 г. поливка улиц не осуществлялась;
- подметально-уборочная машина в 2014 г. и стекший период 2015 г. на территории муниципального образования не работала;
- механизированная мойка, поливка и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием в летний период 2014 г. не осуществлялась;
- договор на механизированную мойку, поливку и подметание проезжей части улиц на 2015 г. не заключался;
- администрацией муниципального образования Яснополянского сельсовета регулярно заключает договоры с МУП «ЖКК Предгорного района» на оказание услуг по благоустройству (уборка крупногабаритного мусора).
Таким образом, в судебном заседании полностью нашли свое подтверждение доводы заявителя о том, что администрацией муниципального образования Яснополянского сельсовета договор со специализированной организацией, осуществляющей уборку проезжей части улиц с использованием подметально-уборочной техники в 2014 году не заключался; механизированная мойка и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием муниципального образования Яснополянского сельсовета в 2014 году не производились; соответствующие договоры со специализированными организациями, осуществляющими механизированную мойку, подметание проезжей части по состоянию на 26.03.2015 на 2015 год администрацией муниципального образования Яснополянского сельсовета не заключались.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в части ненадлежащего исполнения обязанностей по организации благоустройства территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, поскольку не были организованы механизированная мойка и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием на территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Отсюда следует, что круг лиц, интересы которых нарушены в результате бездействия органа местного самоуправления – администрации Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, не определен, так как дороги муниципального образования являются местами общего пользования.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Суд считает ненадлежащую уборку и содержание проезжей части улиц муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края напрямую противоречащей организации общим принципам местного самоуправления в Российской Федерации, что оказывает негативное влияние на санитарно-эпидемиологическую обстановку и безопасность дорожного движения.
В связи с этим суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Предгорного района Ставропольского края Козловцева А.А. являются правомерными.
Доводы представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края – Ефименко А.С., о том, что бюджет выделяет денежные средства на облагораживание территории муниципального образования, но этих денег не хватает на выполнение обязанностей по организации благоустройства территории муниципального образования, суд считает несостоятельными, поскольку доказательств этому в суд не представлено.
В соответствии со с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из положений ст. 258 ГПК РФ следует, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с этим суд приходит к выводу, что в целях исполнения действующего законодательства, администрацией муниципального образования Яснополянского сельсовета должны быть осуществлены мероприятия по организации механизированной мойки и подметания проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием в летний период, а также, в целях снижения запыленности воздуха на территории муниципального образования, уборке проезжей части улиц подметально-уборочными машинами.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что заявление прокурора Предгорного района Ставропольского края подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление прокурора Предгорного района Ставропольского края Козловцева А.А. (в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц) о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в части ненадлежащего исполнения обязанностей по организации благоустройства территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, выразившегося в не организации механизированной мойки и подметания проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием на территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края; возложении на администрацию муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в плановом порядке организовать механизированную мойку и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием на территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в соответствии с требованиями законодательства.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в части ненадлежащего исполнения обязанностей по организации благоустройства территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, выразившемся в не организации механизированной мойки и подметания проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием на территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края.
Возложить на администрацию муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в плановом порядке организовать механизированную мойку и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием на территории муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ: