РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Сапегиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к ответчику, в котором просила взыскать с ФИО1 сумму недоимки по налогу и пени в общей сумме 3550,31 рублей, в том числе по транспортному налогу за 2018 г. - 2772,00 рублей, пени по транспортному налогу (2015) - 224,09 рублей, пени по транспортному налогу (2016) - 224,09 рублей, пени по транспортному налогу (2017) - 114,02 рублей, пени по транспортному налогу (2018) - 38,42 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц (2015) - 48,12 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц (2016) - 76,89 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц (2017) - 42,78 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц (2018) - 9,90 рублей.
В обоснование иска указано, что на основании заявления МРИФНС № 19 по Самарской области о взыскании задолженности по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был выдан судебный приказ №. На основании возражения должника судебный приказ ДД.ММ.ГГГГ был отменен. Поскольку административным ответчиком после отмены судебного приказа задолженность не была погашена, налоговая инспекция обратилась в суд с настоящим иском.
Представитель административного истца ФИО3, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требованиях настаивала.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен путем направления судебной повестки по адресу регистрации по месту жительства (ст. 165.1 ГК РФ), о причинах неявки не сообщил, возражений против иска не представил.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Судебные извещения административному ответчику направлены своевременно и не получены административным ответчиком по обстоятельствам, зависящим от него, в связи с чем он считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Согласно части 6 статьи 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу части 2 статьи 150 КАС РФ, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу
В соответствии со ст. 150, ч.2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просивших об отложении судебного разбирательства.
Суд, изучив материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые субъектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ.
Согласно п.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п. 2 ст. 409 НК РФ).
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что на основании данных органов, осуществляющего регистрацию транспортных средств и объектов недвижимости, представленных налоговому органу в порядке, установленном налоговым законодательством, ответчику в налоговом периоде 2015 - 2018 г.г., принадлежали на праве собственности автомобиль Chevrolet KL1N (AVEO) госномер № л.с., квартира с № расположенная по адресу: <адрес> квартира с № расположенная пол адресу: <адрес>2.
Налоговым органом за 2015 год был исчислен транспортный налог в размере 2772 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 593 рублей, поэтому в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
За 2016 год был исчислен транспортный налог в размере 2 772 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 951 рублей, в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
За 2017 год исчислен транспортный налог в размере 2 772 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 1040 рублей, в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
За 2018 год исчислен транспортный налог в размере 2 772 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 715 рублей, в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Факт направления уведомлений за период 2015-2018 г.г. подтверждается Реестрами почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с несвоевременной уплатой административным ответчиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, в указанные в уведомлениях сроки, налоговым органом были начислены пени, выставленные в требовании № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ: транспортный налог – 2 772 рублей, пени начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2015 г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 224,09 рублей, пени начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2016 г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 224,09 рублей, пени начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2017 г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 114,02 рублей, пени начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 48,12 рублей, пени начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 76,89 рублей, пени начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 42,78 рублей, со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ; в связи с несвоевременной уплатой налога по имуществу физических лиц 2018 год, налоговым органом произведено начисление пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 9,90 рублей, пени начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2018 г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 38,42 рублей и направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ, которые были оставлены административным ответчиком без исполнения. Факт направления требований, подтвержден имеющимися в материалах дела списками внутренних почтовых отправлений с отметкой "Почты России".
В связи с неисполнением обязанности по оплате недоимки по налогу и пени, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 113 Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки и пени по вышеуказанному требованию. На основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка № 113 Самарской области ДД.ММ.ГГГГ был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО4 задолженности по налогам и пени. На основании заявления ФИО4 судебный приказ определением от ДД.ММ.ГГГГ был отменен, что подтверждается административным делом №.
Поскольку до настоящего времени возложенная налоговым законодательством на административного ответчика обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год не исполнена, поэтому суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и взыскании транспортного налога в сумме 2772 руб.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
Пунктом 1 ст. 72 НК РФ определено, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздний по сравнению с установленным законодательством о налогах и спорах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 г. N 20-П, Определении от 04.07.2002 г. N 202-О также указано, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налогов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени: по транспортному налогу в общем размере 600, 69 рублей, по налогу на имущество физических лиц в общем размере 177,69 рублей. Факт несвоевременной оплаты налогов ответчиком не оспорен и подтверждается материалами дела. Суд считает исковые требования налогового органа о взыскании пени обоснованными, расчет соответствует требованиям закона.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная по правилам п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, что составит 400 рублей.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного суда Российской Федерации) относится к доходам бюджетов городских округов, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета г.о. Тольятти.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, сумму недоимки по транспортному налогу и пени, по пени по налогу на имущество физических лиц в общей сумме 3550,31 рублей, в том числе по транспортному налогу за 2018 год в размере 2772,00 рублей, пени по транспортному налогу (2015) в размере 224,09 рублей, пени по транспортному налогу (2016) в размере 224,09 рублей, пени по транспортному налогу (2017) в размере 114,02 рублей, пени по транспортному налогу (2018) в размере 38,42 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц (2015) в размере 48,12 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц (2016) в размере 76,89 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц (2017) в размере 42,78 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц (2018) в размере 9,90 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Соболева Ж.В.