№
№ 2-505/2021
Решение
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 04 февраля 2021 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Манушиной М.Е.,
при секретаре Богатыревой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации МО «город Бузулук» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
администрация МО «город Бузулук» обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что решением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Е. об обязании администрации <адрес> предоставить Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм предоставления жилой площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории <адрес> по договору найма специализированных жилых помещений, за счет бюджета <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Фаттаховой А.А. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен пятидневный срок для добровольного исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, которое получено администрацией ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок исполнения решений данной категории установлен Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Законом Оренбургской области от 18.03.2013 года №1420/408- V -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области».
На момент вынесения судебного решения свободные жилые помещения в специализированном жилищном фонде <адрес> отсутствовали, в связи с чем, исполнить вышеуказанное решение суда в 5-дневный срок истец не имел реальной возможности.
Администрацией были проведены необходимые мероприятия, в целях исполнения решения суда по предоставлению жилья Е., ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>, которое предоставлено Е. на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец считает, что им, как должником, были приняты все возможные меры, направленные на исполнение решение суда, связанные с обеспечением Е. жилым помещением в сроки и в порядке, предусмотренном для проведения процедур по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные обстоятельства свидетельствуют о целенаправленных и последовательных действиях должника и его стремлении выполнить решение суда в рамках требований закона, оснований для взыскания с администрации исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя не имеется.
Просит суд освободить от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству.
Представитель истца, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, поддержав исковые требования.
Представитель УФССП России по Оренбургской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о дне и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, возражений по требованиям не представили.
Неявка представителей истца, ответчика, третьего лица является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, извещенных о дне и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 11, 12, 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, – 5 дней.
В соответствии с частью 3 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50000 рублей.
Согласно части 1 названной статьи закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Частью 2 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из разъяснений, изложенных в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», следует, что иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе, требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Из материалов дела следует, что решением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию МО «<адрес>» возложена обязанность предоставить Е. за счет средств <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного решения суда возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
В установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок решение <адрес> суда <адрес> о предоставлении Е. жилого помещения по договору социального найма исполнено не было, что истцом не отрицается.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с администрации МО «<адрес>» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Истцом в материалы дела представлена заявка на имя <данные изъяты> на доведение предельных объемов финансирования на приобретение жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства бюджетам муниципальных образований за счет средств областного бюджета на декабрь 2020 года, в том числе в отношении Е.
Из указанного документа следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> был заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения для последующего предоставления его Е., финансирование по данному договору в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, было доведено ДД.ММ.ГГГГ.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, регламентируются ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п.1 ст.8 названного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст.5 указанного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.2 закона Оренбургской области от 29.12.2007 № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч.3 ст.2 названного закона, названные государственные полномочия включают в себя, в том числе:
- формирование и ведение списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- приобретение в муниципальную собственность жилых помещений, строительство жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с федеральным законодательством;
- заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений.
В соответствии со статьей 6 названного закона Оренбургской области финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из областного бюджета, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Предоставление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с п.6 Правил предоставления субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области № 1015-п от 19.10.2011, формирование жилищного фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем:
- строительства (участия в долевом строительстве) жилья;
- приобретения жилья в муниципальную собственность.
В соответствии с п.п.1,2 ст.72 Бюджетного кодекса РФ Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке,
ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает четкую последовательность действий, необходимых для заключения муниципального (государственного) контракта, и сроки их выполнения.
Совокупность таких действий и сроков исключает возможность приобретения в муниципальную или государственную собственность жилых помещений в 5-дневный срок.
Кроме того, право муниципальной собственности на приобретенное по контракту жилое помещение возникает только с момента государственной регистрации (п.2 ст.8.1, ст.131 ГК РФ).
Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество регулируются ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым также предусмотрены порядок и сроки государственной регистрации.
Из вышеизложенного следует, что администрацией не допускается бездействие по исполнению требований исполнительного документа. Полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей исполняются органом местного самоуправления в пределах финансового обеспечения. Длительность исполнения требований исполнительного документа обусловлена ограниченностью финансового обеспечения и требованиями законодательства, регламентирующего порядок приобретения жилых помещений в муниципальную собственность.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении Е. жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений невозможно вследствие объективных обстоятельств.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи49,50,52-54,55 КонституцииРоссийской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований ФЗ «Об исполнительном производстве», а также требований исполнительного документа, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах, суд с учетом вышеприведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств, считает возможным, в соответствии с положениями ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» освободить администрацию от исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации города Бузулука удовлетворить.
Освободить администрацию города Бузулука от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения суда составлен 11.02.2021.
Судья М.Е. Манушина