Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Братск 16 мая 2016 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,
при секретаре Погодаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-725/2016 по иску Романенко Татьяны Денисовны к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Малышка» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Романенко Т.Д. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Малышка» (далее по тексту – МКДОУ детский сад «Малышка») о взыскании недоначисленной заработной платы.
В обоснование исковых требований указала, что со **.**.**** по настоящее время она состоит в трудовых отношениях с ответчиком в качестве <данные изъяты>. Кроме оклада по должности ей установлены надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (50%) и районный коэффициент (40%), что подтверждается копией трудового договора, расчетными листками, справкой о размере заработной платы. Работодателем обязательства по оплате труда в полном объеме за январь, февраль, март 2016 года не выполнены. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.01.2016 установлен в размере 6204 рубля в месяц. Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Братский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Предельный размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, для Братского района составляет 1,4 (статьи 2 и 3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 123-оз «О размерах районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из областного бюджета, и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, в Иркутской области»). В соответствии с указанными требованиями закона размер заработной платы истца, отработавшего полностью норму рабочего времени по одной полной ставке в месяц с 01.01.2016 не может быть менее 11787,60 рублей – гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий – районного коэффициента (40%) и процентной (северной) надбавки – максимально 50%. Из справки работодателя о размере начисленной заработной платы за спорный период усматривается, что механизм исчисления заработной платы, примененный работодателем, противоречит требованиям закона. Сумма недоначисленной заработной платы за период с января по март 2016 года составляет 12041 руб. 74 коп. согласно расчету, которую просила взыскать с ответчика в ее пользу.
В судебное заседание истец Романенко Т.Д. не явилась, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика МКДОУ детский сад «Малышка» в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте слушания дела, о причинах неявки суд не уведомил, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика – Администрации муниципального образования «Братский район» Явкин А.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменных возражениях на иск указал, что ответчик МКДОУ детский сад «Малышка» выплачивал заработную плату истцу в спорном периоде в соответствии с требованиями закона в полном объеме. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы искового заявления, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.12.2015 № 376-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01 января 2016 года установлен в размере 6204 рубля в месяц.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд приходит к выводу, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае - не менее 6204 руб.).
При этом, согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Статья 146 ТК РФ определяет, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Братский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Предельный размер районного коэффициента к заработной плате работников муниципальных учреждений в области для Братского района составляет 1,4 (статьи 2 и 3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 123-оз (ред. от 31.10.2014) «О размерах районного коэффициента к заработной плате работников государственных органов Иркутской области, государственных учреждений Иркутской области и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, муниципальных учреждений в Иркутской области»).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что размер начисленной заработной платы истца, если им в месяц отработана полностью норма рабочего времени по одной полной ставке не может быть с 1 января 2016 года менее 11787 руб. 60 коп. – гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий – районного коэффициента (40%) и процентной («северной» надбавки – максимально 50%) из расчета: заработная плата не ниже МРОТ (6204 рубля) + районный коэффициент (40%) + «северная» надбавка (50%).
Из представленных материалов дела следует, что муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышка» является действующим юридическим лицом, находится по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации и Уставом учреждения.
В соответствии с разделом 2 Устава собственником имущества МКДОУ детский сад «Малышка» является муниципальное образование «Братский район». Полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Администрация муниципального образования «Братский район».
Судом установлено, что Романенко Т.Д. работает в МКДОУ детский сад «Малышка» с **.**.**** в качестве <данные изъяты> на 1 ставку. Кроме оклада по должности ей установлены надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 50%, районный коэффициент – 40 %, выплаты стимулирующего характера, что подтверждается копией приказа о переводе на другую работу от **.**.**** ***-ж, копией трудового договора от **.**.**** ***, расчетными листками, справкой о размере начисленной заработной платы и никем не оспаривается.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика недоначисленной заработной платы за январь, февраль, март 2016 года с учетом отработанного времени в размере 12041 руб. 74 коп., суд приходит к следующему.
Из справки работодателя о размере заработной платы Романенко Т.Д. за спорный период 2016 года усматривается, что механизм исчисления заработной платы истца, как работника, трудовая деятельность которого осуществляется в районе с особыми климатическими условиями, примененный работодателем, противоречит требованиям закона, гарантирующего повышение оплаты труда работников организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку работодателем в минимальный размер заработной платы истца, помимо оклада и стимулирующей надбавки, включены районный коэффициент (40 %) и процентная надбавка к заработной плате за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (50%).
Следовательно, заработная плата Романенко Т.Д. без учета районного коэффициента и северной надбавки по одной полной ставке – начисляется работодателем и выплачивается в размере, меньше предусмотренного законом минимального размера оплаты труда.
Суд установил, что в январе, феврале 2016 года Романенко Т.Д. отработала установленную норму рабочего времени по одной полной ставке <данные изъяты> в каждом месяце. Работодателем ей должна быть начислена заработная плата в размере не менее 23575 руб. 20 коп. (11787,60 х 2) Фактически истцу начислено 12408 руб. 00 коп. Задолженность работодателя перед истцом по заработной плате за январь, февраль 2016 года составляет 11167 руб. 20 коп. (23575,20 – 12408,00).
В марте 2016 года при норме рабочего времени 21 день Романенко Т.Д. отработала 12 дней на 1 ставку <данные изъяты>, работодателем ей должна быть начислена заработная плата в размере не менее 6735 руб. 77 коп. (11787,60 : 21 х 12). Фактически истцу за март начислено 5861 руб. 18 коп. Задолженность составляет 874 руб. 59 коп. (6735,77–5861,18).
Общая сумма задолженности за спорный период составляет 12041 руб. 79 коп.
Истец Романенко Т.Д. просила взыскать недоначисленную заработную плату за январь, февраль, март 2016 года в размере 12041 руб. 74 коп.
Суд не считает возможным выйти за пределы заявленных истцом требований, в связи с чем взысканию с ответчика МКДОУ детский сад «Малышка» в пользу истца подлежит недоначисленная заработная плата в требуемом им размере.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем с ответчика МКДОУ детский сад «Малышка» подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 481 руб. 67 коп., исчисленная в соответствии с требованиями пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Романенко Татьяны Денисовны удовлетворить.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малышка» в пользу Романенко Татьяны Денисовны недоначисленную заработную плату за январь, февраль, март 2016 года в размере 12041 рубль 74 копейки.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малышка» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 481 рубль 67 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Гапеевцева