Дело № 2-23/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тиличики Олюторский район Камчатский край 14 марта 2016 года
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Орлова А.В.,
при секретаре Тен Е.В.,
с участием:
представителя истца прокурора Олюторского района Слезко П.А.,
представителя ответчика главного врача Левенчука А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Олюторского района Камчатского края Слезко П.А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Камчатского края «Олюторский противотуберкулезный диспансер» о возложении обязанности разработать и согласовать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму, организовать обучение ответственных лиц мерам пожарной безопасности, оборудовать помещение ГБУЗ КК «Олюторский противотуберкулезный диспансер, взрослое отделение со стационаром устройством оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и(или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Олюторского района Камчатского края Слезко П.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Камчатского края «Олюторский противотуберкулезный диспансер» (далее ГБУЗ КК «Олюторский противотуберкулезный диспансер») с вышеназванным иском.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Олюторского района проведена проверка по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности в специализированных учреждениях здравоохранения, образования и социального обслуживания с круглосуточным пребыванием инвалидов, престарелых, детей и иных социально незащищенных категорий, в ходе которой установлено, что в ГБУЗ КК «Олюторский противотуберкулезный диспансер» не разработана специальная программа обучения пожарному техническому минимуму и не согласована с территориальными органами МЧС. Кроме того, на территории взрослого отделения со стационаром, расположенного по адресу ул. Зеленая, д.19, с. Тиличики Олюторского района Камчатского края, лица допускаются к работе на объекте без обучения мерам пожарной безопасности, путем проведения пожарно-технического минимума, а также указанное помещение не оборудовано пожарными извещателями. Указанные нарушения подтверждаются актом проверки от 27 января 2016 года, проведенной прокуратурой района совместно с сотрудником Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Камчатскому краю. Считает, что невыполнением ГБУЗ «Олюторский противотуберкулезный диспансер» требований законодательства создается угроза жизни и здоровью граждан, находящихся на стационарном лечении и иных лиц, а также медицинского персонала, находящихся на круглосуточном дежурстве. Ссылаясь на ст.ст. 1,3,25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года № 868, Приказ МЧС России № 645 от 12.12.2007 «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 25 апреля 2012 № 390 «О противопожарном режиме», ст. 5, 6, 81, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Устав ГБУЗ «Олюторский противотуберкулезный диспансер» просил суд обязать ГБУЗ «Олюторский противотуберкулезный диспансер» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму с Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Камчатскому краю; организовать обучение ответственных лиц за пожарную безопасность, мерам пожарной безопасности, путем проведения пожарного технического минимума; оборудовать помещение ГБУЗ «Олюторский противотуберкулезный диспансер, взрослое отделение со стационаром», расположенное по адресу: Камчатский край, Олюторский район, с.Тиличики, ул. Зеленая, д.19, устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения.
Истец прокурор Олюторского района Камчатского края Слезко П.А., действующий в силу прав по должности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Уточнил срок исполнения исковых требований прокурора до 1 июля 2016 года.
Ответчик ГБУЗ «Олюторский противотуберкулезный диспансер», в лице главного врача Левенчука А.А., действующего в силу прав по должности, в своем письменном заявлении исковые требования признал в полном объеме. В судебном заседании просил установить срок исполнения исковых требований прокурора до 1 июля 2016 года.
Третье лицо Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Камчатскому краю, извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства, в лице представителя по доверенности Салатовой Е.В. просило рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном отзыве выразила согласие с требованиями прокурора.
Третье лицо Министерство здравоохранения Камчатского края, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, письменное мнение относительно исковых требований суду не представило.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд нашел возможным, рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав мнение представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее –Федеральный закон № 69-ФЗ) определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Из положений статьи 3 указанного закона следует, что система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.
В силу статьи 25 Федерального закона № 69-ФЗ обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованным в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Как установлено Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года № 868, МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (п.9).
Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся, в том числе, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В силу п.4 Норм пожарной безопасности основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности является противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее пожарно-технический минимум).
Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре (п.31 Норм).
Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагается на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства (п. 34 Норм).
В соответствии с п. 39 Норм пожарной безопасности по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума, непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.
Пунктами 51 и 53 Норм пожарной безопасности установлено, что специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.
В соответствии с пунктом 3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» в Российской Федерации допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
Пункт 4 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает, что система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В силу п.2 ч.1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, когда в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 123-ФЗ величина индивидуального пожарного риска в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, зданиях и сооружениях повышенной этажности, а также в зданиях и сооружениях с пребыванием детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижениями должна обеспечиваться в первую очередь системой предотвращения пожара и комплексом организационно-технических мероприятий.
Из п. 3 ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ, приложения А пунктов А.3, А.4 Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» следует, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и(или) подразделения пожарной охраны о месте возникновения.
В соответствии с п. 3.1 раздела 3 Устава ГБУЗ КК «Олюторский противотуберкулезный диспансер» исполнительным органом Учреждения (руководителем) является Главный врач.
Из подпункта «с» пункта 3.2.5 раздела 3 Устава следует, что руководитель Учреждения обязан обеспечивать соблюдение требований по охране и безопасности труда, принимать меры по соблюдению в Учреждении правил техники безопасности и требований федеральных законов по защите жизни и здоровья работников учреждения.
В ходе судебного заседания установлено, что в ГБУЗ КК «Олюторский противотуберкулезный диспансер» не разработана специальная программа обучения пожарному техническому минимуму и не согласована с территориальными органами МЧС. Кроме того, на территории взрослого отделения со стационаром, расположенного по адресу ул. Зеленая, д.19, с. Тиличики Олюторского района Камчатского края, лица допускаются к работе на объекте без обучения мерам пожарной безопасности, путем проведения пожарного технического минимума, а также указанное помещение не оборудовано пожарными извещателями.
Ответчик исковые требования признал в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Согласно ст. 9 ГК РФ стороны по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Оценив признание иска ответчиком, суд находит, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, сделано добровольно. Последствия признания иска представителю ответчика Левенчуку А.А. разъяснены и понятны.
На основании изложенного признание иска ответчиком принимается судом.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Олюторского района Камчатского края Слезко П.А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Камчатского края «Олюторский противотуберкулезный диспансер» о возложении обязанности разработать и согласовать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму; организовать обучение ответственных лиц за пожарную безопасность, мерам пожарной безопасности, путем проведения пожарного технического минимума; оборудовать помещение ГБУЗ КК «Олюторский противотуберкулезный диспансер, взрослое отделение со стационаром», расположенное по адресу: Камчатский край, Олюторский район, с. Тиличики, ул. Зеленая, д.19 устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и(или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, характер и объем работ, которые необходимо произвести, а также требования разумности, суд считает возможным установить ответчику срок для разработки и согласования специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму; организации обучения ответственных лиц за пожарную безопасность, мерам пожарной безопасности путем проведения пожарного технического минимума; оборудовать помещение ГБУЗ КК «Олюторский противотуберкулезный диспансер, взрослое отделение со стационаром», расположенное по адресу: Камчатский край, Олюторский район, с. Тиличики, ул. Зеленая, д.19 устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и(или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения до 1 июля 2016 года.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.2 БК РФ, ст. 333.19 НК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в бюджет Олюторского муниципального района в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Олюторского района Камчатского края Слезко П.А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Камчатского края «Олюторский противотуберкулезный диспансер» удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края «Олюторский противотуберкулезный диспансер» в срок до 1 июля 2016 года разработать и согласовать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму с Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Камчатскому краю.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края «Олюторский противотуберкулезный диспансер» в срок до 1 июля 2016 года организовать обучение ответственных лиц за пожарную безопасность, мерам пожарной безопасности, путем проведения пожарного технического минимума.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края «Олюторский противотуберкулезный диспансер» в срок до 1 июля 2016 года оборудовать помещение ГБУЗ «Олюторский противотуберкулезный диспансер, взрослое отделение со стационаром», расположенное по адресу: Камчатский край, Олюторский район, с. Тиличики, ул. Зеленая, д.19, устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Олюторский противотуберкулезный диспансер» в бюджет Олюторского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Орлов