Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2252/2016 ~ М-1631/2016 от 13.09.2016

Дело № 2-2252/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2016 года

Сафоновский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,

при секретаре : Катинас М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой М. В., Алексеевой Л. Л., Ульяновой Н. Н. к обществу с ограниченной ответственностью «СКВ», обществу с ограниченной ответственностью «ЭкспрессОйл» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Алексеева М.В., Алексеева Л.Л., Ульянова Н.Н. обратились в суд с вышеуказанными требованиями к ООО «СКВ», ООО «ЭкспрессОйл», указав, что в 2016 году работали в должности оператора-кассира автозаправочной станции (АЗС), расположенной на 263 км (д. Алферово) а/д Москва-Минск, в обществе с ограниченной ответственностью «СКВ», которое в настоящее время находится в стадии ликвидации. Однако трудовой договор официально с ними не заключался. Вместе с тем, с работодателем была достигнута договоренность по всем условиям работы и оплаты труда. В частности, график работы был установлен в режиме 1 смена через 2 смены, оплата труда – 1 500 рублей за 1 смену. При этом, заработная плата выплачивалась работодателем наличными денежными средствами в здании АЗС. В последующем, их уведомили о том, что прием наличных денежных средств должен осуществляться в кассу ООО «СКВ», а безналичная оплата проводиться на счет другой организации – ООО «ЭкспрессОйл». В связи с чем, трудовые обязанности выполнялись по заданию как ООО «СКВ», так и ООО «ЭкспрессОйл». Однако в настоящее время определить работодателя и плательщика заработной платы не представляется возможным. Между тем, наличие трудовых отношений с работодателями подтверждается документами, в частности, товарно-транспортной накладной и операционно-кассовой книгой. Тем не менее, начиная с дд.мм.гггг выплата заработной платы прекратилась, вследствие чего, образовалась задолженность в отношении Алексеевой Л.Л. за период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в размере <данные изъяты>, в отношении Алексеевой М.В. за период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – в размере <данные изъяты> рублей, в отношении Ульяновой Н.Н. за период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг<данные изъяты>. Помимо этого, задолженность работодателя по оплате сверхурочной работы составила в отношении Алексеевой Л.Л. за период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в размере <данные изъяты>, в отношении Алексеевой М.В. за период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг<данные изъяты>, в отношении Ульяновой Н.Н. за период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – 21 812,50 рублей. Полагая, что работодателем нарушены трудовые права, истцы просили взыскать с ООО «СКВ», ООО «ЭкспрессОйл» солидарно в свою пользу задолженность по заработной плате и сверхурочную работу в указанном выше размере, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей каждому.

В судебном заседании Алексеева М.В. и Алексеева Л.Л. заявленные требования поддержали.

Истец Ульянова Н.Н., будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила. В связи с этим, дела рассмотрено в отсутствие истца на основании ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ООО «СКВ» в лице конкурсного управляющего Коноплева К.Ю., а также представитель ООО «ЭкспрессОйл» иск не признали, сославшись на отсутствие трудовых отношений с истцами.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные документы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Статьей 129 ТК РФ определено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из положений приведенных правовых норм следует, что заявленные истцами требования о взыскании заработной платы связаны с необходимостью подтверждения наличия трудовых отношений между сторонами.

В соответствии со статьей 15 ТК РФ трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При этом, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ст. 16 ТК РФ).

Согласно ст.56 ТК РФ трудовым договором является соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать.

В соответствии со ст.57 ТК РФ в трудовом договоре указываются фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор. При этом, обязательными условиями для включения в трудовой договор являются, в частности, место работы; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы и ее срок; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 67 ТК РФ установлено, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.

Помимо этого, прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (ст.68 ТК РФ).

Таким образом, из анализа вышеназванных правовых норм следует, что отличительными признаками трудовых отношений, позволяющими отграничить их от других видов правоотношений (в частности, гражданско-правового характера), является систематическое (не разовое) выполнение лицом за плату определенной трудовой функции (работы определенного рода по должности, профессии, специальности), подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, наличие определенных трудовым законодательством социальных гарантий.

При этом, указанные правоотношения подлежат оформлению в установленном законом порядке.

В ходе судебного разбирательства дела ответчики отрицали факт возникновения между сторонами трудовых отношений.

В связи с этим, бремя доказывания наличия таких правоотношений подлежит возложению на истцов в силу статьи 56 ГПК РФ.

Из содержания искового заявления Алексеевой М.В., Алексеевой Л.Л., Ульяновой Н.Н. следует, что с 2016 г. они работали без оформления трудового договора в должности оператора-кассира в ООО «СКВ» на АЗС, расположенной на 263 км (д. Алферово) а/д Москва-Минск.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дд.мм.гггг, собственником данного объекта недвижимости является ООО «СКВ» (т.1 л.д.107).

Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, утвержденных Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от дд.мм.гггг № ххх (с последующими изменениями), предусмотрены операторы заправочных станций, характеристика работ которых, включает заправку горючими и смазочными материалам транспортных средств, отпуск этих материалов водителям транспортных средств, а также прием нефтепродуктов и смазочных материалов, оформление документов на принимаемые и реализованные продукты (параграфы 243-246).

Между тем, из объяснений Алексеевой М.В., Алексеевой Л.Л. следует, что работая операторами АЗС, они осуществляли не только прием и отпуск топлива, но и выполняли функции продавцов по продаже товаров, в том числе, продуктов питания в магазине АЗС, уборку всей территории заправочной станции, прополку клумб.

Таким образом, выполнявшаяся истцами работа являлась разнородной.

Помимо этого, из объяснений Алексеевой М.В., Алексеевой Л.Л. усматривается, что график работы устанавливался не работодателем, а определялся ими, включая Ульянову Н.В., по устной договоренности между собой. Вследствие чего, они сами договаривались о времени выхода на работу, могли подменять друг друга на АЗС, что работодателем не контролировалось.

Данные обстоятельства подтверждаются содержанием журнала кассира-операциониста ООО «СКВ», на которые истцы ссылаются в обоснование заявленных требований.

В этой связи, суд приходит к выводу об отсутствии сведений, подтверждающих доводы истцов об установлении работодателем режима рабочего времени и подчинении последних правилам внутреннего трудового распорядка (ст.189 ТК РФ).

Более того, из объяснений Алексеевой М.В., Алексеевой Л.Л., данных в ходе судебного разбирательства, усматривается, что к работе в ООО «СКВ» истцы были допущен главным бухгалтером Добкиной В.В.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дд.мм.гггг N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 ТК РФ). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (статья 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

Между тем, как следует из имеющихся в материалах дела документов, в частности, Устава ООО «СКВ», исключительное право приема и увольнения работников общества предоставлено генеральному директору (п.6.7 Устава) (т.1 л.д.117, 125, 133).

Данные обстоятельства подтверждаются и другими материалами дела.

В частности, из трудовой книжки Алексеевой М.В. усматривается, что последняя с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг действительно работала в качестве оператора АЗС в ООО «СКВ», откуда уволена по собственному желанию. При этом, записи о приеме и увольнении с работы заверены руководителем организации (т.1 л.д.77).

Также в судебном заседании истцы Алексеева М.В., Алексеева Л.Л. не отрицали факт того, что в период работы на АЗС без соответствующего оформления, они официально были трудоустроены по другому месту работы и осуществляли трудовую деятельность в иных организациях.

Из сообщений Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> усматривается, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета предоставлялись ООО «СКВ» и ООО «ЭкспрессОйл» в отношении застрахованных лиц (работников) за последний отчетный период – полугодие 2016 <адрес> этом, в отношении Алексеевой М.В. такие сведения предоставлялись ООО «СКВ» за период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, что согласуется с документами, подтверждающими факт работы истца только в указанный период времени (т.1 л.д.75-78,81), в отношении Алексеевой Л.Л. – за аналогичный период работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг Соответственно, за 2016 г. сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истцов, включая Ульянову Н.Н., ООО «СКВ» и ООО «ЭкспрессОйл» не предоставлялись (т.1 л.д.97,167).

Кроме того, штатные расписания ООО «СКВ» и ООО «ЭкспрессОйл» за 2016 г., а также расчетные документы по заработной плате, представленные, в том числе, и самими истцами в обоснование иска, не содержат каких-либо сведений в отношении Алексеевой М.В., Алексеевой Л.Л. и Ульяновой Н.Н., как работников ответчиков (т.1 л.д.34,199-239, т.2 л.д.72-73).

При таких установленных по делу обстоятельствах, суд находит, что истцами не представлено объективных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о наличии факта трудовых отношений Алексеевой М.В., Алексеевой Л.Л. и Ульяновой Н.Н. с ООО «СКВ» либо ООО «ЭкспрессОйл».

Содержащаяся в иске ссылка в подтверждение наличия таких отношений на товарно-транспортную накладную является несостоятельной, поскольку подтверждает лишь факт приобретения ООО «ЭкспрессОйл» топлива у ПАО НК «Роснефть» (т.1 л.д.10).

Доводы истцов о приеме наличных денежных средств в кассу ООО «СКВ», а безналичной оплаты на счет ООО «ЭкспрессОйл» сами по себе также не свидетельствуют о наличии между сторонами трудовых отношений.

В связи с чем, оснований для удовлетворения иска о взыскании с ответчиков заработной платы и компенсации морального вреда не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Алексеевой М. В., Алексеевой Л. Л., Ульяновой Н. Н. к обществу с ограниченной ответственностью «СКВ», обществу с ограниченной ответственностью «ЭкспрессОйл» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий : Дроздов С.А.

2-2252/2016 ~ М-1631/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алексеева Людмила Леонидовна
Алексеева Марина Валерьевна
Ульянова Наталья Николаевна
Ответчики
ООО "СКВ"
ООО "ЭкспрессОйл"
Суд
Сафоновский районный суд Смоленской области
Судья
Дроздов Сергей Алексеевич
Дело на странице суда
safonovo--sml.sudrf.ru
13.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2016Передача материалов судье
16.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2016Подготовка дела (собеседование)
03.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2016Судебное заседание
27.10.2016Судебное заседание
29.11.2016Судебное заседание
13.12.2016Судебное заседание
20.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2016Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее