Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-428/2015 ~ М-66/2015 от 19.01.2015

№ 2-428/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                    

г. Боровичи Новгородской области 28 января 2015 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Михайловой О.В.,

с участием старшего помощника Боровичского межрайонного прокурора Бантеевой В.В.,

при секретаре Пауковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Боровичского межрайонного прокурора, действующего в интересах О.Е.В., к Пр. сельского поселения <адрес> о признании незаконным действия (бездействия) об отказе в проведении оценки жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) для проживания,

установил:

Заместитель Боровичского межрайонного прокурора обратился в суд с заявлением к Пр. сельского поселения <адрес> о признании незаконным действия (бездействия) об отказе в проведении оценки жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) для проживания, указав в обоснование заявленных требований, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав О.Е.В. по её обращению.

Проверкой установлено, что О.Е.В. ДД.ММ.ГГГГ обращалась в межведомственную жилищную комиссию Пр. сельского поселения с письменным заявлением об обследовании жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности Пр. сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес>, для признания его непригодными для проживания. К своему заявлению она приложила все необходимые документы, требующиеся для организации обследования жилого помещения.

Пр. сельского поселения О.Е.В. ДД.ММ.ГГГГ даны разъяснения о том, что к заявлению не были представлены все необходимые документы, а именно, заключение специализированной организации.

В заявлении О.Е.В. ставится вопрос о проведении обследования межведомственной комиссией на предмет пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания, а не вопрос о признании многоквартирного дама аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в связи с чем, отказ Пр. в проведении обследования по основаниям непредставления заключения специализированной организации не соответствует закону, создает дополнительные административные барьеры, вменяет обременительные обязанности для граждан, что создает предпосылки для коррупционных проявлений и нарушает установленные ч.ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» принципы законности и признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

О.Е.В. обратилась в межведомственную комиссию в связи с нахождением жилого помещения, в котором она проживает в состоянии опасном для дальнейшего использования. Признание жилого помещения непригодным дает гражданину право в соответствии с Жилищным кодексом РФ получить дополнительные гарантии в сфере улучшения жилищных условий (получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди (ст. 57 ЖК РФ) или переселение в иное муниципальное жилое помещение равноценное ранее занимаемому).

Своим бездействием (не проведением обследования) Пр. сельского поселения препятствует реализации жилищных прав О.Е.В., подвергает её жизнь и жизнь её несовершеннолетних детей опасности.

Заместитель Боровичского межрайонного прокурора просит признать ответ Пр. сельского поселения от 20.10.2014г. об отказе О.Е.В. в проведении оценки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет пригодности (непригодности) для проживания – незаконным; а также обязать Пр. сельского поселения организовать обследование жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> межведомственной комиссией.

В судебном заседании старший помощник Боровичского межрайонного прокурора Бантеева В.В. заявленные требования о признании незаконным бездействия Пр. сельского поселения поддержала в полном объеме. С учетом внесения изменений в ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившими в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ года, просила обязать Пр. Боровичского муниципального района провести обследование жилого помещения О.Е.В.

О.Е.В. в судебном заседании заявленные заместителем Боровичского межрайонного прокурора требования поддержала в полном объёме.

Глава Пр. сельского поселения <данные изъяты> обоснованность заявления прокурора признала.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Б.р., действующий по доверенности, <данные изъяты> пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ назначено выездное заседание межведомственной комиссии при Администрации Б.р. на предмет обследования жилого помещения О.Е.В.

Выслушав старшего помощника Боровичского межрайонного прокурора, О.Е.В., представителей Пр. сельского поселения, Администрации Б.р., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. С этой целью государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти, местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (в редакции от 08.04.2013г.), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Согласно п. 42 названного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 44 названного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

- определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

- определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

- работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

- составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В соответствии с п. 46 названного Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации, и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Судом установлено, что по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, О.Е.В. проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, с двумя несовершеннолетними детьми: дочерью <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыном <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.19-24).

ДД.ММ.ГГГГ О.Е.В. обратилась в Пр. сельского поселения с заявлением о создании вневедомственной комиссии, проведении обследования, даче заключения, и составлении акта о пригодности (непригодности) проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.9).

Ответом Пр. сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ О.Е.В. сообщено, что её заявление рассмотрено, также указано, что в соответствии с законодательством при признании жилого помещения непригодным для проживания (п.45 постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47) она не предоставила полный пакет документов (нет заключения специализированной организации) (л.д.8).

Департаментом по Жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу <адрес> за № КХ-4016-И от 24.11.2014г. в адрес Боровичского межрайонного прокурора направлено обращение О.Е.В. по вопросу переселения из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>ёная, <адрес> (л.д.7).

Из материалов дела следует, что распоряжением Пр. сельского поселения № 44-рг от 25.06.2009г. «Об утверждении состава и положения о межведомственной комиссии для оценки состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда Пр. сельского поселения» утверждены состав и Положение о межведомственной комиссии для оценки состояния жилых помещений, муниципального жилищного фонда Пр. сельского поселения (л.д.10, 11, 12-13, 14-16).

Распоряжением Пр. сельского поселения № . внесены изменения в распоряжение Пр. сельского поселения № . «Об утверждении состава и положения о межведомственной комиссии для оценки состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда Пр. сельского поселения» (л.д.17-18).

Согласно п. 2.1 ст. 2 Положения о межведомственной комиссии для оценки состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда Пр. сельского поселения, утвержденной распоряжением Пр. сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № 44-рг (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ № 31-рг) основными функциями комиссии являются, в том числе, обеспечение прав и законных интересов граждан при признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В п. 4.1. ст. 4 данного Положения указано, что комиссия на основании заявления гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствия помещения, установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.

Статьи 254 и 255 ГПК Российской Федерации устанавливают, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Под бездействием, согласно определению, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих», понимается неисполнение органом власти, должностным лицом, служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Как следует из материалов дела, стороной заявителя было заявлено требование об оспаривании действия (бездействия) Пр. сельского поселения об отказе в проведении оценки жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) для проживания. Кроме того, заявлено требование об обязании Администрации Б.р. организовать обследование жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, поскольку в силу ч.ч. 3, 4 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 4 введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ), вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ, полномочия по решению вопросов по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством закреплены за органами местного самоуправления муниципальных районов.

Поскольку, как установлено судом, Пр. сельского поселения было допущено неправомерное бездействие, которое нарушает права и свободы О.Е.В., принимая во внимание заявленный предмет требования, приведенные выше правовое регулирование и разъяснения судебной практики, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку и прокурор, и органы местного самоуправления в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, то она взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Заявление заместителя Боровичского межрайонного прокурора, действующего в интересах О.Е.В., удовлетворить.     

Признать действия (бездействия) Пр. сельского поселения, выразившиеся в отказе О.Е.В. в проведении оценки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет пригодности (непригодности) для проживания – незаконными.

Обязать Администрацию Б.р. в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу организовать обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого О.Е.В. по договору социального найма, межведомственной комиссией на предмет пригодности (непригодности) для проживания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья:                        О.В. Михайлова

2-428/2015 ~ М-66/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Осипова Евгения Васильевна
Боровичский межрайонный прокурор
Другие
Администрация Боровичского муниципального района
Администрация Прогресского сельского послеления
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Михайлова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
19.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2015Передача материалов судье
21.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2015Судебное заседание
28.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2015Дело оформлено
05.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее