Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-864/2021 ~ М-491/2021 от 29.03.2021

УИД 66RS0051-01-2021-000845-81

Дело № 2-864/2021

Мотивированное решение изготовлено 03.06.2021

Решение

Именем Российской Федерации

г. Серов Свердловской области                              27 мая 2021 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего Талашмановой И.С.,

при секретаре Ведерниковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серовского городского прокурора, действующего в интересах Деревянко Егора Вячеславовича к Государственному казенному учреждению службы занятости населения «Серовский центр занятости» о понуждении к совершению действий,

при участии представителя истца старшего помощника Серовского городского прокурора Поповой Н.В., истца Деревянко Е.В., представителя ответчика Воротынцева А.В., представителя третьего лица управления социальной политики Глотовой И.В.,

установил:

Серовский городской прокурор обратился в суд в интересах Деревянко Егора Вячеславовича с иском к Государственному казенному учреждению службы занятости населения <адрес> «Серовский центр занятости» (далее – ГКУ СЗН СО «Серовский центр занятости») о возложении обязанности поставить на учет в качестве безработного и назначить пособие.

В обоснование требований указано, что Деревянко Е.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей – мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце ФИО5 в актовую запись внесены со слов матери. В 2014 году Деревянко Е.В. окончил ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа», ранее не работал, на учете в Центре занятости в качестве безработного не состоял. Деревянко Е.В. состоял на учете в ГКУ СЗН СО «Серовский центр занятости» в качестве ищущего работу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, безработным не признан, пособие по безработице не назначалось и не выплачивалось. По информации ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> Деревянко Е.В. осуществлял трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «УКЗ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Эксцельсиор лтд». Повторно обратился в ГКУ СЗН СО «Серовский центр занятости» ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве ищущего работу. При обращении Деревянко Е.В. предоставлены все документы, необходимые для постановки его на учет в качестве безработного. ГКУ СЗН СО «Серовский центр занятости» отказано в постановке на учет в качестве безработного и назначении пособия по безработице ввиду отсутствия регистрации по месту жительства. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Деревянко Е.В. определен на полное государственное обеспечение в Серовский детский дом – школу, жилое помещение за ним не закреплялось. Приказом Управления социальной политики по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -о поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>, Деревянко Е.В. состоит в сводном списке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес> . Отсутствие у Деревянко Е.В. на момент обращения в ГКУ СЗН СО «Серовский центр занятости» регистрации по месту жительства в <адрес> не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного. Поскольку Деревянко Е.В. ранее состоял на учете в центре занятости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, повторно обратился в ГКУ СЗН СО «Серовский центр занятости» с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы ДД.ММ.ГГГГ и им предоставлены все необходимые документы, то в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» подлежит регистрации в ГКУ СЗН СО «Серовский центр занятости» в качестве безработного в указанные периоды. Отказ ГКУ СЗН СО «Серовский центр занятости» в признании Деревянко Е.В., зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным нарушает его конституционное право на защиту от безработицы и ограничивает государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в ст. 37 Конституции Российской Федерации. Просил возложить обязанность на ГКУ СЗН СО «Серовский центр занятости» признать Деревянко Е.В. безработным с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ и назначить пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере минимальной величины пособия по безработице с учетом районного коэффициента – 1725 руб.

В судебном заседании представитель истца старший помощник Серовского городского прокурора Попова Н.В. требования поддержала, повторила доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Истец Деревянко Е.В. в судебном заседании требования поддержал, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Воротынцев А.В. возражал против удовлетворения исковых требований, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Деревянко Е.В. состоял на учете в центре занятости, повторно обратился в ГКУ СЗН СО «Серовский центр занятости» ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, поставлен на учет в качестве лица, ищущего работу в этот же день, безработным не признан, пособие по безработице не назначено. На момент обращения у Деревянко Е.В. отсутствовала регистрация в <адрес> по месту жительства. Требование прокурора о признании Деревянко Е.В. безработным с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ и назначении пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере минимальной величины пособия по безработице с учетом районного коэффициента противоречит п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и не может быть исполнено. Просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица администрации ТОИОГВ СО УСП по <адрес> и <адрес> Глотова И.В. просила удовлетворить заявленные требования, суду пояснила, что Деревянко Е.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес> приказом ТОИОГВ СО УСП по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -о как ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в трудной жизненной ситуации, проживает на пенсию по инвалидности, которая составляет около 6 500 руб.

Выслушав объяснения представителя истца, истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В статье 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ.

Часть 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства.

В силу п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с п. 5 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами документов, указанных в пунктах 4 и 5 данных Правил.

По смыслу приведенных нормативных положений, гражданин, являющийся безработным, подлежит постановке на учет при предъявлении пакета необходимых документов органам занятости населения по месту его жительства, которое определяется местом преимущественного проживания.

Эти нормы соответствуют положением ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.11.2013 № 1868-О, закон не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

В определении от 05.10.2000 № 199-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 №105-О содержится правовая позиция, согласно которой введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. При этом данная правовая позиция не означает, что учет безработных граждан возможен только при наличии у гражданина регистрации по месту жительства.

Как следует из свидетельства о рождении I-АИ истец Деревянко Е.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его мать – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Деревянко Е.В. определен на полное государственное обеспечение в Серовский детский дом – школу, жилое помещение за ним не закреплялось. Приказом Управления социальной политики по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -о поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>, Деревянко Е.В. состоит в сводном списке детей–сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес> . Согласно информации, предоставленной ТОИОГВ, Деревянко Е.В. временно выбыл из числа воспитанников ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа» на период обучения в ГБОУ НПО СО «Камышловское профессиональное училище интернат для инвалидов», после окончания обучения, прибыл в <адрес> для дальнейшего проживания. В настоящее время относится к категории лица из числа детей – сирот. Специалистами отдела опеки и попечительства неоднократно направлялись ходатайства в предоставлении ему временного жилого помещения, временной регистрации, обеспечении продуктовым набором, средствами первой необходимости для проживания, получения материальной помощи.

По данным справки МО МВД России «Серовский» от ДД.ММ.ГГГГ Деревянко Е.В. в зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>17.

Из справки ГБО УПО СО «Камышловское училище интернат для инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ Деревянко Е.В. обучался в образовательном учреждении, проживал в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что Деревянко Е.В. в настоящее время постоянно проживает в <адрес>. Жилого помещения в собственности либо по договору социального найма не имеет. Поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес> Приказом ТОИОГВ СО УСП по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Имеет социальный статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Деревянко Е.В. состоял на учете в ГКУ СЗН СО «Серовский центр занятости» в качестве ищущего работу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, безработным не признан, пособие по безработице не назначалось и не выплачивалось. Повторно обратился в ГКУ СЗН СО «Серовский центр занятости» ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве ищущего работу. В постановке на учет в качестве безработного, назначении пособия по безработице было отказано по причине отсутствия регистрации по месту жительства.

При обращениях в 2018 году и в 2021 году Деревянко Е.В. предоставлены все необходимые документы для постановки на учет в качестве безработного, что подтверждается также объяснениями представителя ответчика, данными в ходе судебного заседания. Деревянко Е.В. отказано в постановке на учет в качестве безработного только по причине отсутствия у него регистрации по месту жительства.

В связи с указанными обстоятельствами, учитывая разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации изложенные выше, суд находит возможным установить факт постоянного проживания Деревянко Е.В. (с момента рождения и по настоящее время) на территории г.Серова, то есть в районе деятельности ГКУ СЗН СО «Серовский центр занятости».

В соответствии с п. 1 ст. 34.1 Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости устанавливаются и выплачиваются в соответствии с п.п. 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно п. 2 данной статьи лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных.

В III квартале 2018 года размер среднемесячной заработной платы в Свердловской области в сумме 36 471 руб. 30 коп.

В феврале 2021 года (на момент обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве безработного) среднемесячная заработная плата в Свердловской области составляла 43412 руб. 80 коп.

        На основании изложенного, суд находит исковые требования Серовского городского прокурора подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Серовского городского прокурора, действующего в интересах Деревянко Егора Вячеславовича к Государственному казенному учреждению службы занятости населения «Серовский центр занятости» о понуждении к совершению действий поставить на учёт в качестве безработного и назначить пособие - удовлетворить.

Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Серовский центр занятости» признать Деревянко Егора Вячеславовича безработным с 09.08.2018 по 19.11.2018 и с 12.02.2021.

Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Серовский центр занятости» назначить Деревянко Егору Вячеславовичу пособие по безработице с 12.02.2021 в размере ми нимальной величины пособия по безработице, с учетом районного коэффициента в сумме 1 725 руб.

Взыскать с Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Серовский центр занятости» в пользу Деревянко Егора Вячеславовича пособие по безработице за период с 09.08.2018 по 19.11.2018 в размере 109 413 руб. 90 коп., исчисленной исходя из размера среднемесячной заработной платы в Свердловской области в сумме 36 471 руб. 30 коп.

Взыскать с Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Серовский центр занятости» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 388 руб. 28 коп.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда в Свердловский областной суд через Серовский районный суд Свердловской области.

Председательствующий:                              И.С. Талашманова

2-864/2021 ~ М-491/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Серовский городской прокурор в интересах Деревянко Егора Вячеславовича
Деревянко Егор Вячеславович
Ответчики
ГКУ "Серовский центр занятости"
Другие
Управление социальной политики №19 по г.Серову СО
Суд
Серовский районный суд Свердловской области
Судья
Талашманова Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
serovsky--svd.sudrf.ru
29.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2021Передача материалов судье
05.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.04.2021Предварительное судебное заседание
27.05.2021Судебное заседание
03.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее