РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2012 года Озерский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Кирилловой Н.Ю.,
при секретаре Машковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Озеры Московской области гражданское дело № 2-656-2012 года по иску ФИО1 к Администрации Озерского муниципального района <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за вынужденный прогул и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанными требованиями, мотивируя тем, что он работал <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ был назначен <данные изъяты>, а впоследствии уволен с указанной должности по ст. 278 ТК РФ, не только как <данные изъяты>, но и как муниципальный служащий – руководитель структурного подразделения администрации.
В судебном заседании истец поддержал требования доводами, изложенными в исковом заявлении, дополнил основания иска, тем, что он должен быть смещен с должности после согласования с Советом депутатов, а возглавляемый им комитет по управлению имуществом (далее по тексту КУИ) не является юридическим лицом в «чистом виде» и наделен лишь отдельными полномочиями, увольнение считает следствием личного неприязненного отношения со стороны главы Озерского муниципального района, ссылаясь при этом на решение Озерского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по его иску к администрации <адрес> о восстановлении на работе.
Представители работодателя - администрации Озерского муниципального района по доверенности ФИО3, ФИО4, ФИО5 иск не признали и пояснили, что ФИО1 возглавлял КУИ, зарегистрированном с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102-105) в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица – учреждения, после назначения его в ДД.ММ.ГГГГ года заместителем главы - председателем КУИ он продолжал выполнять те же должностные обязанности, никаких дополнительных постоянных обязанностей на него не возлагалось, занимаемая им должность содержалась в штате КУИ. В штатном расписании администрации <адрес> такой должности нет и никогда не было, согласования с Советом депутатов увольнения ФИО1 не требовалось, поскольку это правило вводилось Советом на период после окончания срока его полномочий, а впоследствии утратило силу.
Статья 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не содержит какого-либо ограничения применения ст. 278 ТК РФ к муниципальным служащим.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего в иске отказать, суд считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 278 ГК РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по следующим основаниям: в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 19 названного закона помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:
1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона;
4) применения административного наказания в виде дисквалификации.
Как установлено судом, не отрицается сторонами и следует из представленных документов ФИО1 на основании распоряжения главы Озерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 12) был назначен на должность <данные изъяты>. Трудовой договор с ним в письменном виде не заключался.
Распоряжением и.о. главы Озерского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16) ФИО1 был назначен на должность <данные изъяты> по <адрес>. Трудовой договор в письменном виде заключен не был, должностная инструкция по данной должности не утверждалась (л.д. 83).
На основании распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № уволен с занимаемой должности на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ, в связи с принятием решения уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества (органом) решения о прекращении трудового договора с выплатой компенсации, предусмотренной ст. 279 ТК РФ (л.д. 4).
КУИ <адрес> на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, зарегистрирован в качестве юридического лица, с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ с № года (л.д. 102).
Решением Совета депутатов Озерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Положения о КУИ (л.д. 23, 17), а распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 13) утверждена должностная инструкция председателя КУИ (л.д. 14-21).
В соответствии с п. 4.2 Положения о КУИ возглавляет <данные изъяты>, назначаемый на должность и освобождаемый от должности <данные изъяты>) (л.д. 25).
Согласно п. 2.5 Положения истец руководил деятельностью Комитета на основе единоначалия (л.д. 24).
В соответствии с п. 4 ст. 37 Устава (ОЗМР) (л.д. 44), созданные органами местного самоуправления муниципального района предприятия и учреждения являются собственностью муниципального района.
Как указано в п. 1 ст. 26 Устава <данные изъяты> является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а в соответствии с п. 16 ст. 26 глава муниципального района является главой администрации муниципального района (л.д. 28-49).
Согласно п. 8 ст. 17 Устава к полномочиям <данные изъяты> относятся назначение и освобождение от должности работников администрации, в том числе руководителей ее отраслевых (функциональных) органов, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
Как указано в п. 1.2 Положения о КУИ в редакции, утвержденной Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Комитет является функциональным органом администрации, а согласно п. 1.3 наделен правами юридического лица и является муниципальным учреждением, образованным для осуществления управленческих функций, определенных настоящим Положением (л.д. 18).
Согласно п. 1.6 имеет лицевые счета по учету операций по исполнению местного бюджета в муниципальном финансовом органе и имеет лицевые счета, предусмотренные законодательством. Комитет имеет круглую печать со своим наименованием и гербом Озерского муниципального района, необходимые для его деятельности бланки и штампы.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что он не мог быть уволен по п. 2 ст. 278 ГК РФ как <данные изъяты>, как основанными на неправильном толковании норм и исследованных судом документов. В п. 2.1. Реестра должностей муниципальных служащим <адрес> – приложении <адрес> № ОЗ «О муниципальной службе в <адрес>» допускается двойное наименование должности муниципальной службы (<данные изъяты>).
Согласно структуре администрации Озерского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденной Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрена должность заместитель главы администрации – председатель комитета по управлению имуществом (далее по тексту ЗГА – ПКУИ).
Штатным расписанием Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего до назначения ФИО1 на должность <данные изъяты>, штатным расписанием, введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ после его назначения на указанную должность, а также штатным расписанием, введенным с ДД.ММ.ГГГГ, действующим на момент его увольнения, должность заместитель главы администрации – председатель комитета по управлению имуществом не предусматривалась.
Названная должность введена в штатное расписание КУИ на основании распоряжения председателя КУИ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №-Р.
Таким образом, суд считает, что предполагаемого истцом совмещения должностей после его перевода с должности <данные изъяты> на должность заместителя <данные изъяты> не имелось.
Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.
В тоже время денежное содержание истца до его увольнения осуществлялось за счет сметы расходов КУИ, заработная плата ФИО1 складывалась из оклада, коэффициента должностного оклада, надбавки к должностному окладу за особые условия труда, надбавки за классный чин, надбавки за выслугу лет и премии. Каких-либо дополнительных постоянных начислений за двойное наименование должности ФИО1 не производилось. Какие-либо выплаты в Администрации Озерского муниципального района ему также не производились.
Должностной инструкции ФИО1, как заместителя главы администрации не имеется.
То есть какого-либо изменения обязанностей истца по руководству деятельности КУИ в связи с двойным наименованием его должности не произошло.
Ссылка истца на то, что он дважды временно исполнял обязанности и.о. главы не влияет на правильность сделанного вывода, поскольку эти поручения носили разовый характер.
Суд также считает, что не имело место и совместительство, предусмотренное ст. 282 ТК РФ, поскольку какой-либо иной договор с истцом не заключался, ему также не поручалось каких-либо дополнительных обязанностей, выполнение которых возможно в свободное от работы время.
Ссылка ФИО1 на невозможность его увольнения как муниципального служащего по п. 2 ст. 278 ТК РФ расцениваются судом как безосновательные.
Занимаемая истцом должность относится к должностям муниципальных служащих и на него как на муниципального служащего, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ «О муниципальной службе» (ч. 2 ст. 3 ФЗ и ч. 7 ст. 11 ТК РФ). Так в соответствии со ст. 19 названного Федерального закона, определяющего основания для расторжения трудового договора с муниципальными служащими, установлены помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ иные основания.
Как указано в разъяснениях по вопросам, возникающих в судебной практике Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ) с изменениями и дополнениями, вопрос 5) правомерным является расторжение контракта с руководителем соответствующего юридического лица с применением дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных ст. 278 ТК РФ с учетом специфики Закона о муниципальной службе.
Также является несостоятельным довод истца о том, что КУИ не является юридическим лицом «в чистом виде», поскольку Закон (ГК РФ) не содержит указаний на какие-либо разновидности юридического лица и указывает лишь на его организационно-правовые формы. Как указано в вышеприведенном свидетельстве о регистрации и выписки из ЕГРЮЛ КУИ <адрес> зарегистрирован в установленном порядке в качестве юридического лица с организационно-правовой формой – учреждение.
Суд не может согласиться с доводом истца о том, что в нарушение порядка увольнения оно произведено без согласования с Советом депутатов.
Действительно, в соответствии с п. 2.2 Положения о КУИ (л.д. 18) в редакции ДД.ММ.ГГГГ года предусмотрено согласование с Советом депутатов назначение и освобождение председателя КУИ.
Как установлено судом вопрос о согласовании увольнения и назначения ФИО1 Советом не рассматривался. Вместе с тем, суд считает, что любое решение Совета по этому вопросу носит лишь рекомендательный, а не императивный характер и не может ограничить полномочия Главы в решении кадровых вопросов.
Кроме того, Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № подп. 11 п. 10 ст. 24 Устава признан утратившим силу, п. 3 названного решения признано утратившим силу решение Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка согласования кандидатур на должность заместителей главы, руководителей управлений администрации и муниципальных предприятий и учреждений» (л.д. 73, 71).
А согласно п. 2 ст. 47 Устава изменения и дополнения, внесенные в Устав муниципального района и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий Совета депутатов муниципального района, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в Устав указанных изменений и дополнений.
Истцом не представлено доказательств с точки зрения их относимости и допустимости, подтверждающих его ссылку на допущение в отношении него элементов дискриминации. Действительно, решением Озерского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, ФИО1 восстановлен в должности председателя КУИ, однако названным решением каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о допущенных в отношении ФИО1 дискриминации или злоупотребления правом не установлено.
Представители Администрации по вопросу мотивов увольнения ФИО1 пояснили, что оно произведено в соответствии с полномочиями собственника имущества, в целях изменения стратегии и повышения эффективности его использования (имущества).
Других доводов, подлежащих обсуждению судом и направленных на выяснение дополнительных обстоятельств истцом не заявлено.
При таких обстоятельствах, исковые требования рассмотрены судом по существу, в соответствии с их характером, представленными достоверными доказательствами и установленными судом обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Озерского муниципального района <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за вынужденный прогул и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда путем подачи жалобы в Озерский городской суд.
Судья Кириллова Н.Ю.
В окончательной форме решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Именем Российской Федерации
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>