КОПИЯ
66RS0020-01-2019-000264-40
Дело № 2-362/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2019 года р.п. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Куцего Г.В.,
при секретаре судебного заседания Ярославцевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сюбаева В. Н., Сюбаевой Е. Е., Сюбаева А. В., Сюбаева Д. В., Эриха В. Н. к КУМИ Администрации Белоярского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью «Мезенское» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Сюбаев В. Н., Сюбаева Е. Е., Сюбаев А. В., Сюбаев Д. В., Эрих В. Н. обратились в суд с иском к Администрации Белоярского городского округа, СХПК «Мезенский» о признании права собственности в размере по 1/5 долей за каждым в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Судом с согласия истцом произведена замена ненадлежащих ответчиком на надлежащих - КУМИ Администрации Белоярского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью «Мезенское».
В обоснование иска указано, что истцы проживают в спорном жилье с 1985 года. Жилой дом находился на балансе СПК «Мезенское», которое ранее являлось совхозом, в связи с чем какого-либо ордера не выдавалось. Истцам Сюбаеву В.Н. и Сюбаевой Е.Е. указанное жилье предоставлено, так как они работали в СПК «Мезенское». Сразу после вселения истца были зарегистрированы в квартире, как в месте постоянного жительства с согласия СПК «Мезенское». В соответствии со ст.ст. 94, 95 Гражданского кодекса Российской Федерации совхозы находились в собственности государства, соответственно и возведенный им жилищный фонд составлял государственную собственность. Поскольку спорное жилое помещение в муниципальную собственность Белоярского городского округа не передано, в Реестр муниципальной собственности не внесено, соответственно отсутствуют законные основания на заключение Администрацией городского округа с истцами договора на передачу спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. До настоящего времени право собственности на жилое помещение СПК «Мезенское» не определено и не зарегистрировано. Несмотря на отсутствие возражений со стороны СПК «Мезенское» передача жилья в собственность истцам не может быть осуществлена, согласно Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, названный кооператив к таковым не относится. Данный кооператив также не является собственником спорного жилья, которое лишь находится на его балансе. Оформить за собой право собственности ответчик не может в силу закона, так как при смене формы собственности с государственной на частную, жилищный фонд должен быть передан муниципалитету, включение его в состав приватизируемого имущества запрещено. Указанные обстоятельства нарушают законные права и интересы истцов. То обстоятельство, что жилое помещение не было передано в муниципальный жилищный фонд и не внесено в реестр муниципальной собственности, не должны умалять их права.
Истцы в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие.
Представитель ответчика ООО «Мезенское» в судебное заседание своего не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, суду о причинах неявки не сообщил.
Представитель ответчика КУМИ Администрации Белоярского городского округа в судебное заседание своего не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, согласно которому возражений по удовлетворению исковых требований не имеет, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Росреестра по Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представитель Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области представил в суд письменный отзыв, согласно которому, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что у суда имеются сведения о надлежащем извещении ответчиков, третьих лиц, суд вправе рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» № 1541-1 от 04.07.1991 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Кроме того, в соответствии со ст. 18 названного Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного изменяемого Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Пунктом 1 приложения № 3 к постановлению Верховного совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москва и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020 жилищный и нежилой фонд, находящиеся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Истцы зарегистрированы в спорном жилом помещении, что подтверждается справкой из Малобрусянской сельской управы от 05.07.2016 г. № 176, при этом первоначальная дата регистрации истцов Сюбаева В.Н. и Сюбаевой Е.Е. 04.12.1985 г.
Согласно выписке из похозяйственной книги Малобрусянской сельской управы от 30.06.2016 № 10-08/174 Сюбаеву В.Н. принадлежит на праве собственности жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>. Жилой дом находится на земельном участке площадью 300 кв.м, принадлежащем на праве владения Сюбаеву В.Н. (сведения представлены по записи на 2007 г.)
Согласно выписке КУМИ Администрации Белоярского городского округа из Реестра муниципальной собственности Белоярского городского округа от 12.07.2017 № 759, вышеуказанный жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> городского округа не значится.
На основании информации Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 17.01.2019 № 17-01-82/596 в реестре государственного имущества Свердловской области отсутствует информация об указанном объекте недвижимости по адресу: <адрес>. По сведениям ЕГРН права ни на здание, ни на <адрес> данном жилом дома не зарегистрированы. СПК «Мезенское» к собственности Свердловской области не относилось. Документы о приватизации указанного предприятия в Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области отсутствуют. Сведениями о правообладателях объекта и СПК «Мезенское» Министерство не располагает.
Согласно справке СПК «Мезенское» № 251 от 22.06.2010, в адрес КУМИ, дом, находящийся по адресу: <адрес>, 1973 года, находится на балансе «СПК Мезенское».
На основании сведений выписке Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 06.06.2019 СПК «Мезенское» зарегистрировано 10.09.1999. Деятельность прекращена в форме преобразования 26.01.2012, правопреемником является ООО «Мезенское».
На основании справки ООО «Мезенское» от 30.06.2016 № 474 <адрес> состоит на балансе ООО «Мезенское».
Согласно трудовой книжке Сюбаева В.Н., 21.12.1982 истец принят на работу в совхоз «Мезенский», имеется запись от 10.09.1999 о преобразовании в СПК «Мезенское».
Согласно трудовой книжке Сюбаевой Е.Е., 01.12.1984 истец принята на работу в совхоз «Мезенский».
Принимая во внимание то, что каких-либо возражений, связанных с вселением истцов в спорное жилое помещение со стороны ответчиков КУМИ Администрации Белоярского городского округа или ООО «Мезенское», не поступило, оценив представленные доказательства, суд исходит из того, что истцами доказан факт вселения и пользования спорным жилым помещением на условиях фактического социального найма, какие-либо сведения, свидетельствующие о том, что спорное жилое помещение в силу закона не подлежит приватизации, в том числе, в связи с отнесением к специализированному жилому фонду, не установлены. Следовательно, имеются основания для реализации права истцов на приватизацию спорного жилья в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1.
При принятии данного решения, судом учитывается тот факт, что ранее истцы не использовали своего права на бесплатную приватизацию о чем свидетельствует справка из БТИиРН № 248 от 14.05.2019.
Вместе с тем, в силу ст. 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. При этом возможность реализации данного права обусловлена лишь согласием всех совершеннолетних членов семьи, а также в возрасте от 14 до 18 лет, совместно проживающими. Закон не ставит в зависимость возможность реализации данного права от волеизъявления органа, уполномоченного на передачу гражданину договора передачи квартиры в собственность.
С учетом изложенного, суд считает, что иск Сюбаева В. Н., Сюбаевой Е. Е., Сюбаева А. В., Сюбаева Д. В., Эриха В. Н. к КУМИ Администрации Белоярского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью «Мезенское» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Сюбаева В. Н., Сюбаевой Е. Е., Сюбаева А. В., Сюбаева Д. В., Эриха В. Н. удовлетворить.
Признать за Сюбаевым В. Н., Сюбаевой Е. Е., Сюбаевым А. В., Сюбаевым Д. В., Эрихом В. Н. право собственности в равных долях по 1/5 (одной пятой) доле за каждым в праве общей долевой собственности на жилое помещение – квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения (решения суда в окончательной форме).
Судья /подпись/ Г.В. Куцый
Мотивированное решение (решение суда в окончательной форме) изготовлено 07 июля 2019 года