Дело № 2-2806/2019
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
01июля 2019 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кобзаревой О.А.
с участием помощника прокурора Миргородской Ю.В.,
при секретаре Джабуа Ж.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балашихинского городского прокурора к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», Администрации г.о. Балашиха об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность образовательной организации,
установил:
Прокурор обратился в суд с настоящим иском, указав, что Балашихинской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности обучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проверки выявлены недостатки и нарушения, значительно гнижающие степень безопасности и антитеррористической защищенности в образовательной организации.
В судебном заседании представитель прокуратуры Миргородцева Ю.В. на иске настаивала.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» в судебное заседание явилась, решение вопроса оставила на усмотрение суда, пояснила, что ими предпринимаются меры по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организации путем оборудования системы контроля и управления доступом.
Представитель ответчика Администрации г.о. Балашиха в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, представил в суд письменные возражения на иск, в которых указывает, что Администрация г.о. Балашиха по данному делу является ненадлежащим ответчиком.
Третье лицо Министерство образования Московской области в судебное заседание не явилось, извещено.
С учетом мнения прокурора, ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации г.о. Балашиха и третьего лица Министерства образования Московской области.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В соответствии со ст. 51 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Федеральным законом "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 названного закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г.
В соответствии с п. 10 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 года, целью противодействия терроризму в РФ является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. В данной Конвенции также определены основные задачи противодействия терроризму: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Письмом Рособразования от 16.01.2009 года N 16-2235/07-02 "О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности" предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий.
Согласно п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 2.2.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. N 44, в общеобразовательном учреждении территория участка ограждается забором, установка ограждения направлена на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки Балашихинской городской прокуратурой Московской области в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» выявлены недостатки и нарушения, значительно снижающие степень безопасности и антитеррористической защищенности в образовательной организации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ Об образовании в Российской Федерации»(далее - Федеральный закон № 273-Ф3) обучающимся предоставляются академические права на охрану жизни и здоровья.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» постановлением Правительства Российской генерации от 07.10.2017 № 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
В силу п. 22 требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на охрану жизни и здоровья.
В соответствии п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1 к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей безопасную деятельность.
Из информации, представленной МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» следует, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства о безопасности в данной образовательной организации отсутствует система контроля и управления доступом.Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем создании безопасных условий пребывания обучающихся в образовательном учреждении, что нарушает их право на охрану жизни и здоровья.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» и ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «Опротиводействии терроризму» на органы местного самоуправления городскогоокруга возложена обязанность по созданию условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях, отвечающих требованиям антитеррористической защищенности данных объектов.
Учитывая, что образовательная организация является объектом с массовымпребывание граждан, в том числе несовершеннолетних, указанные недостатки и нарушения, значительно снижающие степень безопасности и антитеррористической защищенности, могут привести к трагическим последствиям, что недопустимо.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 этого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование учреждения.
При таких обстоятельствах суд возлагает на ответчиков обязанность по оборудованию здания школы системой внутреннего и наружного видеонаблюдения и ограждению территории, как на учебное заведение, так и на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование данного учебного учреждения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Балашихинского городского прокурора к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», Администрации г.о. Балашиха об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность образовательной организации удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17», Администрацию г.о. Балашиха обеспечить антитеррористическую защищенность образовательной организации путем оборудования в здании(объекте), расположенном по адресу: <адрес> системы контроля и управления (СКУД) в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение одного месяца.
Судья О.А. Кобзарева
Решение в окончательной форме принято 08 июля 2019 года
Судья О.А.Кобзарева