Дело № 2-144/2012г. Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Собинка 27 января 2012 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
судьи: Степановой И.В.
при секретаре: Мешковой Г.Е.
с участием истца: Краевой Т.В.
третьего лица на стороне истца: Краева А.С.
представителя ответчика: Михеева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Краевой Т.В. к ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г.Собинке о восстановлении пропущенного срока для обращения в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица,
у с т а н о в и л:
Краева Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета ее супруга С.., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В процессе производства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований на предмет спора, привлечены дети и мать умершего -Краев А.С., Бездушнова И.С., Краева И.П.
В судебном заседании истец Краева Т.В. иск поддержала, пояснила, что она состояла в зарегистрированном браке с С. с ДД.ММ.ГГГГ по день его смерти. От брака они имеют двоих детей Краева А.С. и Бездушнову И.С. ДД.ММ.ГГГГ ее супруг скончался. На момент смерти его правопреемниками являлись она, дети и мать супруга – Краева И.П. С 2006 года ее супруг являлся инвалидом 2 группы, получал пенсию по инвалидности. После его смерти она подала в пенсионный фонд сведения о смерти супруга, сдала его пенсионное удостоверение. О том, что у супруга имеются средства пенсионных накоплений, которые могут получить правопреемники, ей не разъяснили, она об этом не знала, узнала только в декабре 2011 года от знакомой, сразу обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений. Секретарь разъяснила, что она пропустила шестимесячный срок, и ей следует обращаться в суд. Поскольку до декабря 2011 года ей не было сообщено о наличии средств пенсионных накоплений на счете мужа и не разъяснено право на обращение за их получением, она просит восстановить пропущенный срок исковой давности и восстановить срок на обращение в пенсионный фонд с заявлением. Привлеченные судом третьи лица на средства пенсионных накоплений не претендуют, между ними достигнута договоренность, что получателем данных средств будет она.
Третье лицо на стороне истца Краев А.С. с иском согласился, правильность объяснений истца подтвердил, просил иск удовлетворить, поскольку никто из них не знал о наличии у отца средств пенсионных накоплений и о возможности их получить. Предъявлять самостоятельные исковые требования он не желает.
Третьи лица Краева И.П., Бездушнова И.С., извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие; самостоятельных исковых требований не заявили, с иском Краевой Т.В. согласились.
Представитель ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке Михеев Д.В. иск не признал, пояснил, что умерший С. был застрахован, на его лицевом счете в Пенсионном фонде учтены средства пенсионных накоплений, сведения об их размере являются коммерческой тайной; распоряжение С. в отношении данных средств не сделано. В установленный законом шестимесячный срок Краева не обратилась с заявлением в Пенсионный фонд, ответчик не был обязан извещать правопреемников умершего о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Иск о восстановлении срока на обращение в Пенсионный фонд Краева предъявила с пропуском срока исковой давности - три года, он просит применить исковую давность и отказать ей в иске.
Заслушав объяснения сторон, третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статья 38 Федерального закона РФ от 24 июля 2002 года № 111 – ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» предусматривает право лиц, указанных в п. 6 ст. 16 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на определенные выплаты в случае смерти застрахованного лица за счет средств его пенсионных накоплений. В соответствии со ст. 16 п.6 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 9 настоящего Федерального закона / в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений/, лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, производится выплата указанных средств. При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям); во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Согласно п. 3 ст. 38 ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоявший в зарегистрированном браке с Краевой Т.В, умер ДД.ММ.ГГГГ, до назначения ему пенсии по старости, что подтверждено свидетельством о смерти /л.д.5-7/ Умерший являлся застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", о чем свидетельствует представленное истцом извещение, направлявшееся в адрес С..
Заявление застрахованного С. о порядке распределения средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, отсутствует.
Судом установлено, что истец, будучи правопреемником застрахованного лица, включенным в первую очередь, своевременно в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего супруга, не обратилась, ее обращение в Пенсионный фонд имело место в декабре 2011 года, что не оспаривается ответчиком.
Возражая против иска, представитель ответчика ссылался на то, что шестимесячный срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица пропущен без уважительной причины, поскольку она должна была знать о наличии у нее права на обращение за выплатой в течение 6 месяцев. Кроме того, представитель ответчика просил применить общий срок исковой давности - 3 года, установленный для обращения в суд за защитой нарушенного права.
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 38 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. N 741 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета" территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Порядок получения такого документа органами Пенсионного фонда прямо предусмотрен абз. 2 п. 7 ст. 6 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которому в случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда Российской Федерации, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший орган записи актов гражданского состояния. Указанные сведения передаются по форме, определяемой Пенсионным фондом Российской Федерации.
Таким образом, нормативно закреплен порядок обязательного уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ о смерти застрахованного лица, а тот в свою очередь должен принять меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений.
Между тем, доказательств принятия таких мер относительно правопреемников умершего С.. территориальным органом Пенсионного фонда суду не представлено, хотя сведения о смерти застрахованного лица были получены своевременно, что ответчиком не отрицалось. Более того, представитель ответчика Михеев Д.В. настаивал в суде на отсутствии у Пенсионного фонда обязанности извещать правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений.
Вышеприведенные нормы закона не обуславливают восстановление срока на подачу заявления в Пенсионный фонд уважительностью причин его пропуска, однако, отсутствие извещения со стороны территориального отделения Пенсионного фонда в адрес Краевой Т.В. и других правопреемников С. о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего и неосведомленность истца о данном праве суд признает уважительной причиной пропуска Краевой Т.В. установленного законом шестимесячного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений.
Поддерживая исковые требования, истец заявила в суде о восстановлении пропущенного ею трехлетнего срока исковой давности на обращение в суд, мотивируя пропуск этого срока незнанием закона и бездействием ответчика, не разъяснившего ей возможность получения средств пенсионных накоплений супруга и порядок обращения в Пенсионный фонд.
Согласно ст.ст. 195, 196, 199, 200 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
С. скончался ДД.ММ.ГГГГ. Шестимесячный срок, в течение которого Краева Т.В. должна была обратиться в пенсионный фонд с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений супруга, истек 1 октября 2008 года. Со 2 октября 2008 года заявление у Краевой Т.В. принято быть не могло, с указанной даты у нее возникло право на обращение в суд за восстановлением срока на подачу заявления в Пенсионный фонд. Об этом праве Краева должна была узнать при получении извещения со стороны территориального отделения Пенсионного фонда о возможности получения средств пенсионных накоплений. Доказательства того, что в отсутствие такого извещения Краева знала о нарушении ее права, не представлено; по объяснениям истца о наличии у Краева С.И. средств пенсионных накоплений, праве на их получение и установленном для этого сроке ей стало известно лишь в декабре 2011 года, после чего она обратилась в суд.
В соответствии со ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности. Поскольку п. 8 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. N 741 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета" территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, возлагает на территориальные органы Пенсионного фонда обязанности по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, а ответчик не исполнил этой обязанности и не представил доказательств осведомленности Краевой Т.В. о праве на получение средств пенсионных накоплений и необходимости обращения за ними в течение 6 месяцев со дня смерти супруга, суд признает, что установленный законом срок исковой давности пропущен Краевой Т.В. по уважительной причине, вызванной ее юридической неграмотностью, считает необходимым восстановить данный срок и удовлетворить иск.
При удовлетворении иска с согласия истца, расходы по госпошлине суд признает необходимым оставить за Краевой Т.В.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Краевой Т.В. удовлетворить.
Восстановить Краевой Т.В. срок на обращение в Пенсионный фонд Российской Федерации за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья подпись /И.В. Степанова/