копия
Дело № 2-14/2020
(24RS0007-01-2019-001183-89)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2020 года Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Максимовой О.В.,
при секретаре Гориновой Л.Н.,
с участием представителя истца помощника прокурора Богучанского района Красноярского края Буц А.А.,
представителя ответчика ООО «Вера» Басловяка С.И., действующего на основании доверенности от 22.11.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вера» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Богучанского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вера» о понуждении к совершению действий, мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной прокурором проверки деятельности ООО «Вера» установлены нарушения требований законодательства об охране и защите окружающей среды. Общество осуществляет деятельность, в том числе распиловку и строгание древесины, на производственной базе по адресу: <адрес> на территории которой расположены: ленточные пилорамы, используемые для распиловки древесины; здание гаража, где размещается специализированная техника; здания сушильных камер, предназначенные для сушки пиломатериала; здание котельной, в котором расположены отопительные установки, предназначенные для отопления административно-бытовых помещений и помещений сушильных камер; пожоговая яма для сжигания открытым способом отходов производства (горбыль, опилки). На момент проверки указанные отопительные установки эксплуатировались, топка осуществлялась отходами лесопиления, при этом, эксплуатация указанных стационарных источников выбросов осуществляется в отсутствие инвентаризации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проекта нормативов предельно допустимых выбросов, проекта предельно допустимых нормативов вредного воздействия на атмосферный воздух. Отходы лесопиления (горбыль, опилки, щепа) складируются на эксплуатируемом Обществом земельном участке, договор на вывоз и утилизацию отходов лесопиления, как и специально оборудованная площадка для временного хранения отходов лесопиления, отсутствуют. Отсутствуют паспорта опасных отходов, при этом, горбыль из натуральной чистой древесины с кодом 3 05 220 01 21 5 и опилки натуральной чистой древесины с кодом 3 05 230 01 43 5 относятся к V классу опасности. Отсутствует отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, передаче другим или получении от других лиц, размещении отходов, которая должна быть представлена в уполномоченный орган, что за 2018 год ООО «Вера» сделано не было. Согласно публичному реестру объектов негативного воздействия на окружающую среду ООО «Вера», имея источники негативного воздействия, не поставлено на государственный учет объектов, подлежащих федеральному надзору, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на учет не получено, заявка не направлена, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников не проведена. В связи с чем, просит обязать ООО «Вера» устранить нарушения в сфере природоохранного законодательства, а именно: обустроить на производственной территории ООО «Вера» по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 специальную площадку для временного накопления отходов производства; очистить от отходов лесопиления (горбыль, опилки, щепа) земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> утвердить паспорта опасных отходов; организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.
Представитель истца помощник прокурора Богучанского района Красноярского края Буц А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивая на их удовлетворении, суду пояснил, что сведений об устранении допущенных нарушений законодательства со стороны ООО «Вера» нет, специальная площадка для временного накопления отходов не оборудована, очистка в полном объеме не произведена, паспорта опасных отходов надлежащим образом не утверждены, заключения соответствующих служб отсутствует, журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов отсутствует, заключение договора на проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников не свидетельствует об ее проведении. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Вера» Басловяк С.И., действующий на основании доверенности от 22.11.2019 года, в судебном заседании с заявленными исковыми требования не согласился, при этом, факт наличия выявленных нарушений не отрицал, суду пояснил, что работы по обустройству площадки для временного накопления отходов производства Обществом ведутся, для этого нужен проект, который готовится длительное время. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников Обществом проведена, документы о чем пока не поступили. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производится по истечении 11-месячного срока хранения отходов, в данном случае учет организовывать не нужно, так как все отходы лесопереработки ими ликвидированы, сожжены, в настоящий момент на территории предприятия отходы производства не хранятся, очистка произведена. С региональным оператором договор пока не заключен. При этом, Общество ведет постоянную производственную деятельность, от которой возникают отходы производства, в связи с чем, очистить территорию в полном объеме не представляется возможным. Работы по устранению нарушений ведутся, однако, иск заявлен преждевременно, так как Общество не может гарантировать и указать конкретные сроки устранения указанных нарушений законодательства, так как их устранение зависит напрямую от загруженности экспертных учреждений.
Третье лицо Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> в зал суда своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представило письменный отзыв на исковое заявление, где указало, что в ходе деятельности ответчика образуются отходы производства и потребления, последние подлежат отнесению к конкретному классу опасности, а копия паспорта направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись, соответственно, требования об утверждении паспорта опасных отходов являются обоснованными. Также являются обоснованными и требования об осуществлении учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных за 2018 год отходов. При этом, учет должен вестись хозяйствующим субъектом ежегодно. В случае, если ответчик осуществляет эксплуатацию стационарных источников выброса (вредных) загрязняющих веществ, то он обязан в установленном порядке провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В нарушение требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 отходы лесопереработки, образовавшиеся в ходе производственной деятельности ООО «Вера», размещены непосредственно на почве, что является нарушением обязательных требований природоохранного законодательства. Площадка временного накопления отходов лесопиления ООО «Вера» не оборудована. Кроме того, до строительства указанной площадки отходы лесопиления должны быть собраны и утилизированы способом безопасным для окружающей среды на специальный полигон (санкционированный объект). ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вера» было поставлено на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением III категории.
Третье лицо Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в зал суда своего представителя не направила, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суду не сообщила.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции до 27.12.2019 года) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, помимо прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пунктом 3.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г.) установлено, что в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 утвержден Порядок проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности"), согласно которому индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Согласно п.п. 4.46 п. 4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 года № 536, Управление является уполномоченным органом и проводит работу по паспортизации отходов I - IV классов опасности.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В целях реализации пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 5 указанного Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку) (п. 6 Порядка).
Согласно ст. 22 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в редакции до 01.11.2019 года) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", согласно п. 2 которого инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты (п. 3 указанного Порядка).
В силу п. 32 Порядка по результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения. Рекомендуемый образец структуры отчета по инвентаризации выбросов приведен в приложении № 4 к настоящему Порядку.
В силу п. 1.1 Устава, утвержденного решением учредителей, протокол собрания № 10 от 28.02.2018 года, Общество с ограниченной ответственностью «Вера» (сокращенное наименование: ООО «Вера») является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Место нахождения Общества: <адрес> (п. 1.9 Устава).
Согласно п. 2.2 Устава Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
В соответствии с п. 2.5 Устава для достижения целей своей деятельности Общество может приобретать права, исполнять обязанности и осуществлять любые действия, которые не будут противоречить действующему законодательству РФ и настоящему Уставу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной 06.06.2019 года Богучанской прокуратурой Красноярского края на основании решения заместителя прокурора Богучанского района от 22.05.2019 года проверки на предмет соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Вера» установлены нарушения в сфере обращения с отходами производства и потребления. При осмотре территории, расположенной по адресу: <адрес> (<адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем ООО «Вера» на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.08.2014 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.02.2018 года, установлено, что на указанной территории Общество эксплуатирует производственную базу, осуществляет деятельность, в том числе по распиловке и строганию древесины. На территории расположены: ленточные пилорамы, используемые для распиловки древесины; здание гаража, где размещается специализированная техника; здания сушильных камер, предназначенные для сушки пиломатериала; здание котельной, в котором расположены отопительные установки, предназначенные для отопления административно-бытовых помещений и помещений сушильных камер. На момент проверки указанные отопительные установки эксплуатировались, топка осуществлялась отходами лесопиления.
Территория ООО «Вера» заполнена кучами отходов лесопиления: горбыля, опилок, щепы, что подтверждено актом проверки от 06.06.2019 года с фототаблицей к нему. Отходы лесопиления (горбыль, опилки, щепа) хранились непосредственно на грунте, специально оборудованная площадка для временного хранения отходов производства отсутствует. Эксплуатация стационарных источников выбросов (котлы в здании котельной) осуществляется в отсутствие инвентаризации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Отсутствуют паспорта опасных отходов, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, передаче другим или получении от других лиц, размещении отходов. Согласно публичному реестру объектов негативного воздействия на окружающую среду ООО «Вера», имея источники негативного воздействия (деревообрабатывающие станки, котельные установки, здание сушильного цеха), не поставлено на государственный учет объектов, подлежащих региональному надзору, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В подтверждение указанных фактов прокурор приложил к материалам дела письменные объяснениями директора ООО «Вера» ТСВ, из которых следует, что на территории организации расположены: здания котельной с котлом и сушильного цеха, которые являются капитальным строением и эксплуатируются с марта 2019 года, без разрешения на ввод в эксплуатацию; отходы лесопиления (горбыль, щепа, опилки), часть которых складируется на земельном участке, часть – сжигалась в пожоговой яме. На территории организации площадка для временного накопления отходов отсутствует, не ведется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, соответствующие журналы не заводились, инвентаризация источников вредного воздействия на окружающую среду (котельной, распиловочных станков, сушильного цеха) не проводилась, проект предельно допустимых выбросов не разрабатывался. С нарушениями согласен, примет меры к их устранению. Аналогичного содержания даны также письменные объяснения заместителем директора ООО «Вера» РИИ
По факту выявленных нарушений требований природоохранного законодательства заместителем прокурора <адрес> 15.08.2019 года вынесены также постановления о возбуждении в отношении ООО «Вера» дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 10 ст. 8.2, ст. 8.1, ст. 8.46, ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, которые находятся на рассмотрении в Министерстве экологии и рационального природопользования <адрес>.
Согласно свидетельству от 03.10.2019 года ООО «Вера» поставлено на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением III категории, что также подтверждается сведениями, представленными Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Ответчиком в ходе судебного разбирательства в нарушение требований ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено доказательств устранения выявленных нарушений требований природоохранного законодательства.
Согласно п. 2 ст. 4 Конституции РФ федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению государственных интересов.
Невыполнение возложенных законом обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В результате своей деятельности ООО «Вера» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, связанное, в том числе с нарушением правил временного хранения отходов лесопиления, что негативно ведет к угрозе жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Учитывая, что имеет место нарушение интересов Российской Федерации, а также нарушение интересов неопределенного круга лиц, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой их интересов.
Ввиду изложенного, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика, что очистка от отходов лесопиления (горбыль, опилки, щепа) земельного участка произведена, судом не принимаются во внимание, опровергаются, в том числе, представленными стороной ответчика материалами фотофиксации, на которых видно, что очистка в полной мере не произведена, отходы лесопиления накапливаются на открытой почве, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, отсутствует площадка временного накопления отходов на территории, что в данном случае является нарушением. Ссылки стороны ответчика на то, что указанные отходы лесопиления постоянно образуются в результате производственной деятельности, не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения от установленной законом ответственности.
Доводы представителя ответчика о том, что учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производится по истечении 11-месячного срока хранения отходов, в данном случае учет организовывать не нужно, так как все отходы лесопереработки Обществом ликвидированы, очистка произведена, по мнению суда являются необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 7 Порядка ведения учета отходов данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующим за указанным периодом.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)", субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, отчетным периодом признается один календарный год, отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом; в случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности субъектом малого и среднего предпринимательства в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя - субъекта малого и среднего предпринимательства.
Непредставление в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю ежегодного отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов является нарушением Приказа Минприроды России от 16.02.2010 N 30.
Со стороны ответчика не представлено каких-либо допустимых доказательств того, что Обществом утверждены паспорта опасных отходов, организован учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников. Представленные ответчиком копии паспортов отходов, контракта по сбору и вывозу твердых отходов от 01.01.2019 года, счета от 04.07.2019 года, 24.07.2019 года об оплате услуг по подготовке паспорта отхода, разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет об указанном не свидетельствуют.
Доводы представителя ответчика о том, что инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников проведена, являются голословными и не подтвержденными какими-либо доказательствами.
В силу части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Виды и порядок предоставления письменных доказательств определены статьей 71 ГПК РФ, часть 2 которой предусматривает, что письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.
При этом, ч. 2 ст. 71 ГПК РФ конкретизирует положения статьи 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации, не допускающей использование при осуществлении правосудия доказательств, полученных с нарушением федерального закона, и части второй статьи 55 ГПК РФ, в соответствии с которой доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
В силу положений статьи 67 ГПК РФ при оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа. При оценке
Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.
Представленные суду представителем ответчика копии паспортов отходов не позволяют суду удостоверить копии представленных документов при отсутствии их оригиналов. В связи с чем, указанные копии паспортов отходов не отвечают требованиям, предъявляемым статьей 71 ГПК РФ к письменным доказательствам. Отсутствие оригинала не позволяет суду установить тождественность документа подлиннику, что, в свою очередь, свидетельствует о невыполнении ответчиком указанных выше требований ГПК РФ. Кроме того, на представленных копиях паспортов отходов отсутствует дата их утверждения, что является обязательным реквизитом данного документа.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств, в частности, необходимости более длительного времени для разрешения вопросов по обустройству специальной площадки для временного накопления отходов производства, инвентаризации выбросов, суд полагает возможным установить для ООО «Вера» срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для устранения допущенных нарушений норм законодательства РФ, принимая во внимание разумность его пределов, а также объективную необходимость защиты прав неопределенного круга лиц.
Кроме того, согласно ст. 103 ГПК РФ, с ООО «Вера» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 6 000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Вера» устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: обустроить на производственной территории общества с ограниченной ответственностью «Вера» по адресу: <адрес> <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 года, специальную площадку для временного накопления отходов производства; очистить от отходов лесопиления (горбыль, опилки, щепа) земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> утвердить паспорта опасных отходов; организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, - в срок 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Вера» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей (шесть тысяч рублей).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Богучанский районный суд Красноярского края в срок месяц со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.В. Максимова
Решение в окончательной форме изготовлено 22 января 2020 года.
Копия верна
Судья Богучанского районного суда
Красноярского края О.В. Максимова