Дело № 2-2959/2017 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2017 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Гладких Н.В.,
при секретаре Кучукбаевой Е.В.,
с участием представителя истцов Серяковой Е.Ю., действующей на основании ордера,
третьих лиц Файзова В.П., Русских Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Файзовой Н.В., Файзова М.К. к ответчику Администрации Пермского муниципального района Пермского края, 3-и лица: Файзов В.П., Русских (Файзова) Н.В., нотариус Дорофеева Е.Г., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, о признании права долевой собственности на земельный участок в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Файзова Н.В. и Файзов М.К. обратились с исковым заявлением о признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый №), предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства на землях населённых пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, в следующих долях: за Файзовой Н.В. – право собственности на 5/8 доли в праве; за Файзовым М.К. – право собственности на 1/6 долю в праве.
В обоснование предъявленных требований истцы указали, что Ф. имел в собственности указанный земельный участок на основании договора купли – продажи. Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ. Файзова Н.В. как супруга имеет право собственности на ? долю в праве на земельный участок. Они, Файзов В.П. и Ф1 являются наследниками по закону первой очереди. Все наследники приняли наследство, обратившись к нотариусу с соответствующими заявлениями. ДД.ММ.ГГГГ Ф1 умерла. Супруг Файзов В.П., дочь Файзова Н.В. и внук Файзов М.К. являются наследниками первой очереди по закону после смерти Ф1. Все наследники приняли наследство, обратившись к нотариусу с соответствующими заявлениями. В связи с тем, что право собственности наследодателя Файзова Константина Владимировича на земельный участок было зарегистрировано после его смерти, во внесудебном порядке невозможно оформить права на наследственное имущество.
Истцы Файзова Н.В. и Файзов М.К. не явились в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного разбирательства, представили заявление о рассмотрении дела без их участия в судебном заседании.
В судебном заседании представитель истцов адвокат Серякова Е.Ю. просила об удовлетворении предъявленных требований на основании доводов, указанных в иске.
Ответчик Администрация Пермского муниципального района Пермского края извещена о времени и месте судебного разбирательства, не направила представителя в судебное заседание, представила заявление о рассмотрении дела без участия её представителя, не представило возражений на иск.
В судебном заседании третьи лица Файзов В.П. и Русских (Файзова) Н.В. не согласились с иском, пояснив, что земельный участок приобретён на деньги Файзова В.П., права на земельный участок должны быть распределены в иных размерах, а именно, Файзову В.П. должна принадлежать половина этого земельного участка. Файзов В.П. помогал материально своему сыну, в том числе в строительстве объектов недвижимости на земельном участке.
Третье лицо нотариус Пермского городского нотариального округа Пермского края Дорофеева Е.Г. не явилась в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела без её участия.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю извещено о времени и месте судебного разбирательства, не направило представителя в судебное заседание, представило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя, не представило возражений на иск.
Суд, выслушав объяснения представителя истцов адвоката Серякову Е.Ю., третьих лиц Файзова В.П. и Русских (Файзову) Н.В., изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
В силу части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о смерти (л.д.7).
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В судебном заседании участники процесса не отрицали, что завещание Ф. при жизни не составлялось.
В соответствии со статьёй 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
На основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, что следует из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В соответствии со статьёй 550 Гражданского Российской Федерации договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
Из статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В силу пункта 1 статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Гражданского кодекса Российской Федерации, не применяются.
Согласно договору купли – продажи земельного участка от 10 мая 2006 года Ф. (Покупатель) получил в собственность от Б. (Продавца) земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый №), предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства на землях населённых пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, за покупную цену в размере <данные изъяты> рублей.
Данный земельный участок передан во владение и пользование Ф., который выполнил обязанность по оплате полученного земельного участка, что следует указанного договора и расписки Продавца о получении покупной цены.
07 июня 2006 года право собственности Ф. на земельный участок (кадастровый №) зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и выпиской из указанного реестра (л.д.9, 20-23).
При данных обстоятельствах суд находит договор купли – продажи земельного участка от 10 мая 2006 года заключённым, так как стороны договора согласовали все его существенные условия в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (в договоре содержаться данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче в собственность, указана покупная цена недвижимого имущества); данный договор фактически исполнен сторонами, каждая из сторон исполнила принятые на себя обязанности, каждая сторона договора получила причитающееся по сделке.
При таком положении суд не считает возражения третьего лица Файзова В.П. о приобретении земельного участка на его денежные средства юридически значимыми, поскольку они и не подтверждены достоверными и допустимыми доказательствами.
Оценивая полученные доказательства, суд считает, что при жизни Ф. выразил волю на приобретение в собственность земельного участка, совершил для этого необходимые действия, то есть действовал добросовестно и разумно при осуществлении прав и исполнении обязанностей, переход права собственности на земельный участок был зарегистрирован после смерти Покупателя.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик Администрация Пермского муниципального района Пермского края не оспаривала права Ф. на указанный земельный участок.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что права Ф. на указанный земельный участок являются юридически действительными, поскольку они удостоверены договором, составленным и заключённым до прекращения правоспособности и дееспособности наследодателя.
Файзова Н.В. и Ф. состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.8).
На основании статьи 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьёй 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Ответчик и третьи лица не оспаривали факт приобретения земельного участка во время брака, режим совместной собственности этого имущества.
При данных обстоятельствах суд находит, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый №) следует признать общим имуществом супругов, поскольку указанный объект недвижимости приобретён в период брака.
Согласно пункту 1 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Таким образом, в состав наследства, открывшегося после смерти Ф.., входит ? доля в праве на указанный земельный участок, так как доли супругов в общем имуществе признаются равными, следовательно, на дату открытия наследства Файзова Н.В. имела право собственности на ? долю в праве на этот земельный участок.
В силу статей 1141, 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя, которые наследуют имущество в равных долях. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Файзов В.П. и Ф1 являются родителями Ф., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.10).
Файзов М.К. является сыном Ф., что следует из свидетельства о рождении (л.д.11).
Таким образом, суд считает, что наследниками первой очереди по закону после смерти Ф. следует признать родителей, супругу и сына Файзова М.К..
На основании пункта 1 статьи 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии со статьёй 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей нотариусу или уполномоченному должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, или совершением любого из действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства: вступлении во владение или управление наследственным имуществом, принятие мер по сохранению наследственного имущества, производство за свой счёт расходов по содержанию наследственного имущества, оплата за свой счет долгов наследодателя или получение от третьих лиц причитающихся наследодателю денежных средств.
В силу пункта 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из сообщения нотариуса Пермского городского нотариального округа Пермского края Дорофеевой Е.Г. и представленных ею документов следует, что наследство, открывшееся после смерти Ф.., принято его родителями-Файзовым В.П., Файзовой Л.В., супругой- Файзовой Н.В. и сыном- Файзовым М.К., подавшими заявления о принятии наследства.
Наследники Файзова Н.В. и Файзов М.К. получили свидетельство о праве на наследство по закону в отношении части наследственного имущества – доли в праве на квартиру и прав на денежные средства, внесённые во вклады; земельный участок (кадастровый №) не включался в состав наследственного имущества) (л.д.14).
Учитывая изложенное, суд считает, что после принятия наследства все наследники приобрели в равных долях право собственности на ? долю в праве на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый №).
При таком положении суд приходит к выводу о том, что каждый наследник приобрёл в собственность 1/8 долю в праве на указанный земельный участок (1/2 : 4), после принятия наследство доля Файзовой Н.В. в праве на земельный участок увеличилась и стала равной 5/8 (1/2 + 1/8).
Ф1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.6).
Суд установил, что Ф1 имела в собственности 1/8 долю в праве на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый №).
Из материалов наследственного дела, представленных нотариусом Пермского городского нотариального округа Пермского края Дорофеевой Е.Г., свидетельств о рождении, свидетельства о заключении брака следует, что заявления о принятии наследства, открывшегося после смерти Ф1, подали супруг Файзов В.П., дочь Русских Н.В. и внук Файзов М.К. по праву представления (л.д.11-12).
При таких обстоятельствах суд считает, что 1/8 доля наследства, подлежит распределению между тремя наследниками в равных долях, то есть каждому наследнику причитается 1/24 доля (1/8 : 3).
Таким образом, после принятия наследства, открывшегося после смерти Ф1, Файзов М.К. и Файзов В.П. приобрели в собственность по 1/6 доле в праве на наследственное имущество (1/8 + 1/24).
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что такое распределение долей в праве на наследственное имущество не нарушает прав иных наследников, поэтому имеются правовые основания для признания за истцами права собственности на домовладение и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый №) в следующих долях: за Файзовой Н.В. – право на 5/8 доли; за Файзовым М.К. – право на 1/6 долю.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» судебный акт, вступивший в законную силу, является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Файзовой Н.В., Файзова М.К. удовлетворить.
Признать за Файзовой Н.В. право собственности на 5/8 доли в праве, за Файзовым М.К. право собственности на 1/6 долю в праве на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый №), вид разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель- земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для государственной регистрации права.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 ноября 2017года.
Судья Пермского районного суда (подпись)
<данные изъяты>
Судья Н.В. Гладких