№2-2484/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 октября 2017 года г.Оренбург
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,
при секретаре Шултуковой Ю.М.,
с участием старшего помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,
представителя истца Пестовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Сергеевой Елене Васильевне о прекращении и признании права собственности на жилое помещение, выселении и снятии с регистрационного учёта,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация г. Оренбурга обратилась в суд г. Оренбурга с иском к Сергеевой Е.В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путём предоставления другого жилого помещения, выселении и снятии с регистрационного учёта, указав, что собственником жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> являетсяСергеева Е.В.. Заключением межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ г. № № указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом № 16 по ул. Нагорнаяг. Оренбурга включен в данную программу.
ДД.ММ.ГГГГ г. ответчику было направлено требование о сносе дома в разумный срок. В связи с тем, что ответчики снос дома не осуществил, постановлением администрации г. Оренбурга от 19.05.2017 г. № 1798-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «город Оренбург», для муниципальных нужд.
Управление жилищной политики администрации г.Оренбурга направило Сергеевой Е.В. уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:
- ответчик уведомлён о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> и каждого расположенного в нём жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;
- ответчик выбрал способ обеспечения своих жилищных прав путём предоставления ему в собственность взамен изымаемой недвижимости благоустроенного жилого помещения общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в строящемся доме после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности муниципального образования «город Оренбург»;
- ответчик предупреждён об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении 3-х месяцев с момента получения ответчиком проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будет препятствовать его исполнению.
Условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд на данный момент не исполняются. Просил изъять для муниципальных нужд у Сергеевой Е.В. жилое помещение по адресу: <адрес>. Предоставить в собственность Сергеевой Е.В. жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, выселить Сергееву Е.В. из жилого помещения по адресу: <адрес> и снять ее с регистрационного учёта по данному адресу.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил прекратить право собственности Сергеевой Е.В. на жилое помещение по адресу: <адрес>. Признать за муниципальным образованием «город Оренбург» право собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. Признать право собственностиСергеевой Е.В. на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Выселить Сергееву Е.В. из жилого помещения по адресу: <адрес> и снятьеес регистрационного учёта по данному адресу.
В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., действующая на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ г, уточнённые исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Сергеева Е.В. в судебное заседание не явилась, извещалась о дне и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, заключение старшего помощника прокурора Стахиева А.Н., полагавшего, что требования администрации являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку спора между сторонами нет, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Судом установлено, что Сергеева Е.В. являлась собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно копии поквартирной карточки, в квартире, расположенной по адресу: г. Оренбург, <адрес> зарегистрирована Сергеева Е.В.
Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> заключения межведомственной комиссии № № от ДД.ММ.ГГГГ года, усматривается, что многоквартирный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиками не оспорено.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы".
Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 01.01.2012, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Срок реализации Программы - с 2013 по 01.09.2017. Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.
Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. №788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Оренбург<адрес> включен в данную программу.
Ответчику был предложен вариант реализации своих жилищных прав, путем предоставления ему в собственность взамен изымаемой недвижимости благоустроенное жилое помещение №№ общей площадью <данные изъяты>.м., расположенного в доме № № по ул. Тобольская г. Оренбурга.
Ответчик выбрал способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления ему в собственность другого жилого благоустроенного помещения, взамен изымаемой недвижимости по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> км..
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года ответчик Сергеева Е.В. и истец администрация МО г.Оренбурга заключили договор мены, согласно которому ответчику перешло право собственности на квартиру №<адрес> в г.Оренбурге, договор надлежаще зарегистрирован, что подтверждается представленным в материалы дела договором и впиской из ЕГРН.
Таким образом, при предоставлении квартиры ответчику муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов. Предоставляемое жилое помещение по площади соответствует занимаемой в настоящее время ответчиками комнаты с учетом используемой общей площади коммунального заселения, является благоустроенным, отвечает, установленным требованиям
Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.
Регистрация в жилом помещении зависит от права гражданина на жилое помещение и в случае признания гражданина утратившим право проживания в жилом помещении он подлежит снятию с регистрационного учета на основании судебного решения согласно п. Е ст.31 «Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713.
Учитывая, что на момент рассмотрения иска процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиком фактически был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, ответчик на дату вынесения решения зарегистрировал за собой право собственности на предоставленное жилье, право собственности Сергеевой Е,В. на изымаемое жилое помещение прекращено, поэтому требования администрации г.Оренбурга удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерацию, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований администрации г.Оренбурга к Сергеевой Елене Васильевне о прекращении и признании права собственности на жилое помещение, выселении и снятии с регистрационного учёта, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Бахтиярова Т.С.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 30 октября 2017 года.