П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 октября 2014 года г. Воронеж, ул. Комиссаржевской, 18А
Судья Центрального районного суда г. Воронежа Карпова Е.Р.,
с участием представителя департамента культуры и архивного дела <адрес> ФИО11 действующего по доверенности,
представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ОАО «Домостроительный комбинат» - ФИО12. и ФИО13 действующих по доверенности,
рассмотрев материал по делу об административном правонарушении по ст. 7.13.ч.1 КоАП РФ в отношении ОАО «Домостроительный комбинат», расположенного по адресу: <адрес>, ИНН №, ОГРН №, КПП №, БИК №, р/с № в ЦЧБ СБ РФ <адрес>, к/с №
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ., составленному ведущим консультантом отдела культурного наследия департамента культуры и архивного дела <адрес> ФИО10, советником отдела культурного наследия департамента культуры и архивного дела <адрес> ФИО4, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. была проведена внеплановая документарная проверки с целью подтверждения сведений, указанных в обращении ФГБОУ ВПО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ., о проведении ОАО «ДСК» незаконных земляных работ по прокладке подземной канализации на территории объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» (<адрес>).
В результате рассмотрения имеющихся документов установлено должностными лицами департамента было установлено следующее:
- согласно акту о несанкционированных строительно-монтажных работах, осуществляемых строительной организацией на территории земельного участка.принадлежащего ФГБОУ ВПО <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ. «Комиссией в ходевизуального осмотра земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. кадастровый номер №. площадью 207726 кв. м..относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованиемдля комплексного освоения в целях жилищного строительства, принадлежащего ФГБОУВПО <данные изъяты> на праве постоянного бессрочного пользования согласносвидетельству от государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №, были выявлены следующие нарушения. На территории <данные изъяты> была обнаружена бригада ОАО «ДСК» в составе 15 человек с землеройной техникой, грузовым автотранспортом, прицепом для перевозки кабеля, машиной для подземной прокладки коммуникаций, материалами для подземной прокладки канализации. Работниками данной бригады осуществлялись работы по прокладке траншеи длиной более 10 метров, шириной более 1 метра, глубиной до 1.5 метров. Кроме того, вырыты три котлована объемом более 10 куб. метров, проложена многотрубная кабельная канализация на участке более 100 метров. Посредством указанных действий причинен значительный ущерб зеленым насаждениям и садово-парковым культурам (повреждены корни деревьев). Повреждены бордюры и ливнестоки. На требование о предоставлении разрешительной документации на проведение указанных работ представители ОАО «ДСК» ответили отказом;
- согласно письму ОАО «ДСК» от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес департаментакультуры и архивного дела <адрес> в настоящее время по <адрес>, в районе <данные изъяты> ОАО «ДСК» ведутся земляные работы по прокладкекабельной линии. Границы производства работ расположена на расстоянии не более 3 мот края проезжей части <адрес> с тем, по сведениям, имеющимся в ОАО «ДСК», граница земельного участка с кадастровым номером №, расположенного под <данные изъяты>, проходит на расстоянии от 3.5 м до 4 м от края проезжей части <адрес> образом, ОАО «Домостроительный комбинат» не ведет земляные работы по прокладке подземной кабельной линии на территории объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>». К письму прилагается схема работ;
- согласно ордеру на проведение земляных работ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданномууправой <адрес>, ОАО «ДСК» разрешено проведение земляныхработ для строительства кабельной линии по адресу <адрес>. Вусловиях проведения земляных работ указано, помимо прочего, следующее условие -работы вести при условии согласования со всеми владельцами сетей иземлепользователями;
согласно паспорту на объект культурного наследия «<данные изъяты>» от 2010г.,объект имеет исторически сложившиеся границы (участок, ограниченный <адрес>);
согласно письму начальника ОП № УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, тягач с прицепом с государственным номером №, использовавшийся при проведении хозяйственных работ ДД.ММ.ГГГГ на территории <данные изъяты>, принадлежит ОАО «ДСК»;
разрешений и согласований на проведение работ на территории объекта «<данные изъяты>» департаментом культуры и архивного дела <адрес> ОАО «ДСК» не выдавалось.
Таким образом, ОАО «ДСК» нарушен п. 2 ст. 35 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и ("или-) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения).
Действия юридического лица были квалифицированы по ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ.
Представители ОАО «ДСК» ФИО5 и ФИО7 считают, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ.
Представитель ОАО «ДСК» ФИО5 пояснил в судебном заседании, что департаментом была проведена внеплановая документарная проверка юридического лица ОАО «ДСК», основанная на визуальном осмотре документов, представленных ФГБОУ ВПО <данные изъяты>». При этом информация, представленная ОАО «ДСК», о наличии ордера на производство земляных работ, а также о том, что работы ведутся за границами земельного участка, занимаемого дендрологическим парком, департаментом во внимание не была принята. Согласно письму начальника ОП № УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за №, тягач с прицепом с государственным номером № регион принадлежит ОАО «ДСК». Однако из данного письма не следует, что сотрудниками полиции подтверждается факт проезда указанного транспортного средства по территории парка. Данное письмо не подтверждает и факта проведения работ на территории парка. Из материалов фотофиксации, представленных ФГБОУ ВПО «<данные изъяты> видно, что тягач с прицепом находится на проезжей части за территорией <адрес>. Также представленными фотоматериалами подтверждается факт проведения работ вдоль проезжей части <адрес> на расстоянии не более 3 м. от бордюра, как это и было предусмотрено ордером на производство работ. Вместе с тем, имеется информация о том, что земельный участок <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> д, состоит на государственном кадастровом учете. Проведение работ по прокладке канализации осуществлялось на расстоянии 3 м. от края проезжей части <адрес>, то есть на землях общего пользования, методом направленного горизонтального бурения, тогда как граница земельного участка <адрес> проходит на расстоянии 3,5-4 м. от края проезжей части <адрес> предоставленной схемы производства работ с указанием места проведения работ и границ земельного участка <адрес> следует, что работы проводились за его границами. Предварительно был получен ордер на проведение земляных работ от ДД.ММ.ГГГГ. №, который не подлежал согласованию с органами, осуществляющими охрану объектов культурного наследия, поскольку работы не планировались и не производились на территории объектов культурного наследия. Учитывая документарный характер проводимой проверки, исследование изложенных обстоятельств с выездом на место не осуществлялось. Вместе с тем, установить факт проведения работ именно в границах земельного участка <адрес> без проведения осмотра земельного участка проверяющими лицами невозможно. Для подтверждения, либо опровержения факта проведения работ на территории объекта культурного наследия необходимо было не только визуально обследовать земельный участок, но и установить границы земельного участка на местности. Обязанность органов, осуществляющих охрану объектов культурного наследия по установлению границ территории объектов культурного наследия, как объектов градостроительной деятельности, и по установке на них информационных надписей и обозначений, прямо предусмотрены Федеральным законом «Об объектах культурного наследия» (ст. 33 ч.2 п. 11,12). Кроме того, указанный в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок площадью 207726 кв.м. с кадастровым номером №, принадлежащий ФГБОУ ВПО <данные изъяты> на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположен на землях населенных пунктов и имеет разрешенное использование - комплексное освоение в целях жилищного строительства. Таким образом, наличие на данном участке объекта культурного наследия не нашло своего отражения в документах государственного кадастрового учета и установленное разрешенное использование позволяет осуществлять на территории дендропарка (объекта культурного наследия) строительство многоквартирных домов. Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Из чего прямо следует, что земельные участки объектов культурного наследия не должны относиться к землям населенных пунктов. Существующие ограничения в использовании земельных участков должны быть отражены в документах государственного кадастрового учета. То есть, в нарушение требований законодательства правоудостоверяющие документы на земельный участок <адрес> землепользователем не оформлены должным образом. Ссылка же Департамента культуры и архивного дела <адрес> на то, что границы <адрес> исторически сложились между прилегающими к нему улицами и поэтому участок ограничен проезжей частью улиц, голословна и не соответствует ни действительности, ни здравому смыслу, поскольку понятие «улица» не ограничивается только проезжей частью, а включает в себя также жилые дома и нежилые здания, расположенные на улице, а также земельные участки, на которых расположены такие здания. На основании вышеизложенного, полагает, что при проведении проверки обстоятельства дела были исследованы не полностью и не объективно, в связи с чем, считает привлечение ОАО «Домостроительный комбинат» к административной ответственности необоснованным.
Вина юридического лица – ОАО «Домостроительный комбинат» в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается следующими доказательствами:
- пояснениями представителя департамента ФИО4, согласно которым указанный объект принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974г. № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа I960г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в ФИО2». Названный объект является частью объекта «<данные изъяты>», в состав которого входят 12 памятников. Согласно ст. 3 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объект культурного наследия «<данные изъяты>» по своему виду относится к ансамблям. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия. Согласно п. 16 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986г. № 203, на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ. Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ, на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. В 2010 г. специалистами ОГУК «Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия <адрес>» составлен паспорт объекта «<данные изъяты>» (<адрес>). В данном паспорте в качестве предмета охраны указана планировка объекта культурного наследия между <адрес> согласно синей линии, проходящей по краю тротуаров со стороны дендропарка. Таким образом, в паспорте объекта указана его территория как памятника истории и культуры - части ансамбля <данные изъяты>. Дополнительными мерами, обеспечивающими государственную охрану объекта культурного наследия, согласно п. 2 ст. 33 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ является установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия. Данные работы проводятся заинтересованными лицами или уполномоченным органом при наличии соответствующего финансирования. В настоящее время ввиду финансирования из бюджета <адрес>, границы территории с кадастровыми координатами и зоны охраны для объекта «<данные изъяты>» (<адрес>) не разработаны. В связи с чем, обеспечение государственной охраны объекта осуществляется на основании границ памятника, указанных в его паспорте. Отсутствие внесенных в государственный кадастр недвижимости границ территории памятника с координатными точками не отменяет для объекта «<данные изъяты>» его статус памятника истории и культуры. Соответственно, в отношении него действуют требования, предусмотренные п. 1 ст. 33 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ, согласно которым объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В связи с чем, в соответствии с п. 2 ст. 33 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. В действиях ОАО «ДСК» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ (нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.;
- копией акта проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ.;
- копией сообщения начальника ОП № УМВД России по <адрес> ФИО8 о принадлежности техники ОАО «Домостроительный комбинат»;
- ордером на проведение земляных работ № от ДД.ММ.ГГГГ., предусматривающим проведение работ при условии согласования со всеми владельцами сетей и землепользователями;
- копией обращения ректора ФГБОУ ВПО <данные изъяты> ФИО9 в департамент культуры и архивного дела <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. с фототаблицей;
- паспортом памятника истории и культуры РФ.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд считает вину ОАО «Домостроительный комбинат» установленной и доказанной.
Доводы представителей ОАО «Домостроительный комбинат» не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
В силу ст. 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73-ФЗ (далее ФЗ №73) земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры). Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
В силу ст. 35 п.2 ФЗ №73 проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986г. №203 (далее Инструкций №203) недвижимые памятники истории и культуры подлежат охране и использованию как единое целое с территорией памятников и связанными с ними сооружениями и другими объектами. Территорией недвижимого памятника истории и культуры является земельный участок, непосредственно занимаемый памятников и связанный с ним исторически и функционально.
Таким образом, режим использования зон охраны объекта культурного наследия распространяется на все участки, расположенные в границах указанных зон; земельные участки в пределах территории памятника культуры - объекта исторического и культурного наследия федерального значения не подлежат использованию в целях какого-либо строительства или ведения хозяйственной деятельности, кроме работ по сохранению данного памятника.
Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ №73, на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.
Согласно п. 16 Инструкции №203, на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ.
Как установлено судом, Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974г. № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа I960г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» <данные изъяты> является частью объекта «<данные изъяты>», в состав которого входят 12 памятников.
Судом исследовался представленный в судебное заседание паспорт объекта «<данные изъяты>г. <данные изъяты>), составленный в 2010 г. специалистами ОГУК «Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия <адрес>», где в качестве предмета охраны указана планировка объекта культурного наследия между <адрес> согласно синей линии, проходящей по краю тротуаров со стороны <данные изъяты>. Таким образом, в паспорте объекта указана его территория, государственная охрана которой осуществляется на основании границ памятника, указанных в его паспорте.
На основании изложенного, суд считает, что действия юридического лица – ОАО «Домостроительный комбинат» правильно квалифицированы по ст. 7.13. ч.1 КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих наказание, по делу не установлено. В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд рассматривает отсутствие указания на привлечение ранее юридического лица к административной ответственности, отсутствие сведений о наличии тяжких последствий от действий юридического лица. С учетом изложенного, суд считает возможным назначить ОАО «Домостроительный комбинат» наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Юридическое лицо - открытое акционерное общество «Домостроительный комбинат» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа: ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>, УФК <адрес> (Департамент культуры и архивного дела <адрес>), ИНН №, КПП №, БИК №, р\с №, КБК №, ОКАТО №
Настоящее постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Карпова Е.Р.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 октября 2014 года г. Воронеж, ул. Комиссаржевской, 18А
Судья Центрального районного суда г. Воронежа Карпова Е.Р.,
с участием представителя департамента культуры и архивного дела <адрес> ФИО11 действующего по доверенности,
представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ОАО «Домостроительный комбинат» - ФИО12. и ФИО13 действующих по доверенности,
рассмотрев материал по делу об административном правонарушении по ст. 7.13.ч.1 КоАП РФ в отношении ОАО «Домостроительный комбинат», расположенного по адресу: <адрес>, ИНН №, ОГРН №, КПП №, БИК №, р/с № в ЦЧБ СБ РФ <адрес>, к/с №
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ., составленному ведущим консультантом отдела культурного наследия департамента культуры и архивного дела <адрес> ФИО10, советником отдела культурного наследия департамента культуры и архивного дела <адрес> ФИО4, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. была проведена внеплановая документарная проверки с целью подтверждения сведений, указанных в обращении ФГБОУ ВПО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ., о проведении ОАО «ДСК» незаконных земляных работ по прокладке подземной канализации на территории объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» (<адрес>).
В результате рассмотрения имеющихся документов установлено должностными лицами департамента было установлено следующее:
- согласно акту о несанкционированных строительно-монтажных работах, осуществляемых строительной организацией на территории земельного участка.принадлежащего ФГБОУ ВПО <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ. «Комиссией в ходевизуального осмотра земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. кадастровый номер №. площадью 207726 кв. м..относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованиемдля комплексного освоения в целях жилищного строительства, принадлежащего ФГБОУВПО <данные изъяты> на праве постоянного бессрочного пользования согласносвидетельству от государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №, были выявлены следующие нарушения. На территории <данные изъяты> была обнаружена бригада ОАО «ДСК» в составе 15 человек с землеройной техникой, грузовым автотранспортом, прицепом для перевозки кабеля, машиной для подземной прокладки коммуникаций, материалами для подземной прокладки канализации. Работниками данной бригады осуществлялись работы по прокладке траншеи длиной более 10 метров, шириной более 1 метра, глубиной до 1.5 метров. Кроме того, вырыты три котлована объемом более 10 куб. метров, проложена многотрубная кабельная канализация на участке более 100 метров. Посредством указанных действий причинен значительный ущерб зеленым насаждениям и садово-парковым культурам (повреждены корни деревьев). Повреждены бордюры и ливнестоки. На требование о предоставлении разрешительной документации на проведение указанных работ представители ОАО «ДСК» ответили отказом;
- согласно письму ОАО «ДСК» от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес департаментакультуры и архивного дела <адрес> в настоящее время по <адрес>, в районе <данные изъяты> ОАО «ДСК» ведутся земляные работы по прокладкекабельной линии. Границы производства работ расположена на расстоянии не более 3 мот края проезжей части <адрес> с тем, по сведениям, имеющимся в ОАО «ДСК», граница земельного участка с кадастровым номером №, расположенного под <данные изъяты>, проходит на расстоянии от 3.5 м до 4 м от края проезжей части <адрес> образом, ОАО «Домостроительный комбинат» не ведет земляные работы по прокладке подземной кабельной линии на территории объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>». К письму прилагается схема работ;
- согласно ордеру на проведение земляных работ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданномууправой <адрес>, ОАО «ДСК» разрешено проведение земляныхработ для строительства кабельной линии по адресу <адрес>. Вусловиях проведения земляных работ указано, помимо прочего, следующее условие -работы вести при условии согласования со всеми владельцами сетей иземлепользователями;
согласно паспорту на объект культурного наследия «<данные изъяты>» от 2010г.,объект имеет исторически сложившиеся границы (участок, ограниченный <адрес>);
согласно письму начальника ОП № УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, тягач с прицепом с государственным номером №, использовавшийся при проведении хозяйственных работ ДД.ММ.ГГГГ на территории <данные изъяты>, принадлежит ОАО «ДСК»;
разрешений и согласований на проведение работ на территории объекта «<данные изъяты>» департаментом культуры и архивного дела <адрес> ОАО «ДСК» не выдавалось.
Таким образом, ОАО «ДСК» нарушен п. 2 ст. 35 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и ("или-) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения).
Действия юридического лица были квалифицированы по ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ.
Представители ОАО «ДСК» ФИО5 и ФИО7 считают, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ.
Представитель ОАО «ДСК» ФИО5 пояснил в судебном заседании, что департаментом была проведена внеплановая документарная проверка юридического лица ОАО «ДСК», основанная на визуальном осмотре документов, представленных ФГБОУ ВПО <данные изъяты>». При этом информация, представленная ОАО «ДСК», о наличии ордера на производство земляных работ, а также о том, что работы ведутся за границами земельного участка, занимаемого дендрологическим парком, департаментом во внимание не была принята. Согласно письму начальника ОП № УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за №, тягач с прицепом с государственным номером № регион принадлежит ОАО «ДСК». Однако из данного письма не следует, что сотрудниками полиции подтверждается факт проезда указанного транспортного средства по территории парка. Данное письмо не подтверждает и факта проведения работ на территории парка. Из материалов фотофиксации, представленных ФГБОУ ВПО «<данные изъяты> видно, что тягач с прицепом находится на проезжей части за территорией <адрес>. Также представленными фотоматериалами подтверждается факт проведения работ вдоль проезжей части <адрес> на расстоянии не более 3 м. от бордюра, как это и было предусмотрено ордером на производство работ. Вместе с тем, имеется информация о том, что земельный участок <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> д, состоит на государственном кадастровом учете. Проведение работ по прокладке канализации осуществлялось на расстоянии 3 м. от края проезжей части <адрес>, то есть на землях общего пользования, методом направленного горизонтального бурения, тогда как граница земельного участка <адрес> проходит на расстоянии 3,5-4 м. от края проезжей части <адрес> предоставленной схемы производства работ с указанием места проведения работ и границ земельного участка <адрес> следует, что работы проводились за его границами. Предварительно был получен ордер на проведение земляных работ от ДД.ММ.ГГГГ. №, который не подлежал согласованию с органами, осуществляющими охрану объектов культурного наследия, поскольку работы не планировались и не производились на территории объектов культурного наследия. Учитывая документарный характер проводимой проверки, исследование изложенных обстоятельств с выездом на место не осуществлялось. Вместе с тем, установить факт проведения работ именно в границах земельного участка <адрес> без проведения осмотра земельного участка проверяющими лицами невозможно. Для подтверждения, либо опровержения факта проведения работ на территории объекта культурного наследия необходимо было не только визуально обследовать земельный участок, но и установить границы земельного участка на местности. Обязанность органов, осуществляющих охрану объектов культурного наследия по установлению границ территории объектов культурного наследия, как объектов градостроительной деятельности, и по установке на них информационных надписей и обозначений, прямо предусмотрены Федеральным законом «Об объектах культурного наследия» (ст. 33 ч.2 п. 11,12). Кроме того, указанный в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок площадью 207726 кв.м. с кадастровым номером №, принадлежащий ФГБОУ ВПО <данные изъяты> на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположен на землях населенных пунктов и имеет разрешенное использование - комплексное освоение в целях жилищного строительства. Таким образом, наличие на данном участке объекта культурного наследия не нашло своего отражения в документах государственного кадастрового учета и установленное разрешенное использование позволяет осуществлять на территории дендропарка (объекта культурного наследия) строительство многоквартирных домов. Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Из чего прямо следует, что земельные участки объектов культурного наследия не должны относиться к землям населенных пунктов. Существующие ограничения в использовании земельных участков должны быть отражены в документах государственного кадастрового учета. То есть, в нарушение требований законодательства правоудостоверяющие документы на земельный участок <адрес> землепользователем не оформлены должным образом. Ссылка же Департамента культуры и архивного дела <адрес> на то, что границы <адрес> исторически сложились между прилегающими к нему улицами и поэтому участок ограничен проезжей частью улиц, голословна и не соответствует ни действительности, ни здравому смыслу, поскольку понятие «улица» не ограничивается только проезжей частью, а включает в себя также жилые дома и нежилые здания, расположенные на улице, а также земельные участки, на которых расположены такие здания. На основании вышеизложенного, полагает, что при проведении проверки обстоятельства дела были исследованы не полностью и не объективно, в связи с чем, считает привлечение ОАО «Домостроительный комбинат» к административной ответственности необоснованным.
Вина юридического лица – ОАО «Домостроительный комбинат» в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается следующими доказательствами:
- пояснениями представителя департамента ФИО4, согласно которым указанный объект принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974г. № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа I960г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в ФИО2». Названный объект является частью объекта «<данные изъяты>», в состав которого входят 12 памятников. Согласно ст. 3 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объект культурного наследия «<данные изъяты>» по своему виду относится к ансамблям. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия. Согласно п. 16 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986г. № 203, на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ. Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ, на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. В 2010 г. специалистами ОГУК «Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия <адрес>» составлен паспорт объекта «<данные изъяты>» (<адрес>). В данном паспорте в качестве предмета охраны указана планировка объекта культурного наследия между <адрес> согласно синей линии, проходящей по краю тротуаров со стороны дендропарка. Таким образом, в паспорте объекта указана его территория как памятника истории и культуры - части ансамбля <данные изъяты>. Дополнительными мерами, обеспечивающими государственную охрану объекта культурного наследия, согласно п. 2 ст. 33 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ является установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия. Данные работы проводятся заинтересованными лицами или уполномоченным органом при наличии соответствующего финансирования. В настоящее время ввиду финансирования из бюджета <адрес>, границы территории с кадастровыми координатами и зоны охраны для объекта «<данные изъяты>» (<адрес>) не разработаны. В связи с чем, обеспечение государственной охраны объекта осуществляется на основании границ памятника, указанных в его паспорте. Отсутствие внесенных в государственный кадастр недвижимости границ территории памятника с координатными точками не отменяет для объекта «<данные изъяты>» его статус памятника истории и культуры. Соответственно, в отношении него действуют требования, предусмотренные п. 1 ст. 33 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ, согласно которым объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В связи с чем, в соответствии с п. 2 ст. 33 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. В действиях ОАО «ДСК» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ (нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.;
- копией акта проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ.;
- копией сообщения начальника ОП № УМВД России по <адрес> ФИО8 о принадлежности техники ОАО «Домостроительный комбинат»;
- ордером на проведение земляных работ № от ДД.ММ.ГГГГ., предусматривающим проведение работ при условии согласования со всеми владельцами сетей и землепользователями;
- копией обращения ректора ФГБОУ ВПО <данные изъяты> ФИО9 в департамент культуры и архивного дела <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. с фототаблицей;
- паспортом памятника истории и культуры РФ.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд считает вину ОАО «Домостроительный комбинат» установленной и доказанной.
Доводы представителей ОАО «Домостроительный комбинат» не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
В силу ст. 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73-ФЗ (далее ФЗ №73) земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры). Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
В силу ст. 35 п.2 ФЗ №73 проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986г. №203 (далее Инструкций №203) недвижимые памятники истории и культуры подлежат охране и использованию как единое целое с территорией памятников и связанными с ними сооружениями и другими объектами. Территорией недвижимого памятника истории и культуры является земельный участок, непосредственно занимаемый памятников и связанный с ним исторически и функционально.
Таким образом, режим использования зон охраны объекта культурного наследия распространяется на все участки, расположенные в границах указанных зон; земельные участки в пределах территории памятника культуры - объекта исторического и культурного наследия федерального значения не подлежат использованию в целях какого-либо строительства или ведения хозяйственной деятельности, кроме работ по сохранению данного памятника.
Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ №73, на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.
Согласно п. 16 Инструкции №203, на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ.
Как установлено судом, Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974г. № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа I960г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» <данные изъяты> является частью объекта «<данные изъяты>», в состав которого входят 12 памятников.
Судом исследовался представленный в судебное заседание паспорт объекта «<данные изъяты>г. <данные изъяты>), составленный в 2010 г. специалистами ОГУК «Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия <адрес>», где в качестве предмета охраны указана планировка объекта культурного наследия между <адрес> согласно синей линии, проходящей по краю тротуаров со стороны <данные изъяты>. Таким образом, в паспорте объекта указана его территория, государственная охрана которой осуществляется на основании границ памятника, указанных в его паспорте.
На основании изложенного, суд считает, что действия юридического лица – ОАО «Домостроительный комбинат» правильно квалифицированы по ст. 7.13. ч.1 КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих наказание, по делу не установлено. В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд рассматривает отсутствие указания на привлечение ранее юридического лица к административной ответственности, отсутствие сведений о наличии тяжких последствий от действий юридического лица. С учетом изложенного, суд считает возможным назначить ОАО «Домостроительный комбинат» наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Юридическое лицо - открытое акционерное общество «Домостроительный комбинат» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа: ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>, УФК <адрес> (Департамент культуры и архивного дела <адрес>), ИНН №, КПП №, БИК №, р\с №, КБК №, ОКАТО №
Настоящее постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Карпова Е.Р.