Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3699/2017 ~ М-3169/2017 от 26.07.2017

Дело № 2-3699/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Буслаевой В.И.,

при секретаре Нефедовой Н.В.,

с участием: истца Кирсанова В.М.,

представителей ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области Минтруда России по доверенностям Золотарева В.В., Дрожжиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кирсанова Владимира Михайловича к ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» о признании незаконными решения экспертного состава - филиала ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, решения экспертного состава ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ.; возложении обязанности отменить ПРП от ДД.ММ.ГГГГ. и заполнить графу «Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда» согласно рекомендациям ВК БУЗ ВО «Калачеевская РБ», БУЗ ВО ВОКБ «Центр Профессиональной патологии», Центра социальной профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации при ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, п.6.1.12 инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случае на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001г. №56 (Приложение к постановлению Минтруда РФ от 30.01.2002г. №5),

у с т а н о в и л :

Истец Кирсанов В.М. обратился в суд, с настоящим иском ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» указав, что ДД.ММ.ГГГГ. им получена производственная травма. ДД.ММ.ГГГГ истцу в бюро – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» проведена очная медико-социальная экспертиза – инвалидность не установлена, определено 30 % утраты профессиональной трудоспособности бессрочно.

Не согласившись с решением бюро , истец обжаловал его в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России.

ДД.ММ.ГГГГ. в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой решение бюро от ДД.ММ.ГГГГ было подтверждено.

С учетом уточненных заявленных требований, принятых к производству в предварительном судебном заседании от 25.09.2017 г. истец просит признать незаконными решения экспертного состава - филиала ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, решения экспертного состава ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ.; обязать отменить ПРП от ДД.ММ.ГГГГ. и заполнить графу «Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда» согласно рекомендациям ВК БУЗ ВО «Калачеевская РБ», БУЗ ВО ВОКБ «Центр Профессиональной патологии», Центра социальной профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации при ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, п.6.1.12 инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случае на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001г. №56 (Приложение к постановлению Минтруда РФ от 30.01.2002г. №5).

Истец Кирсанов В.М. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддержал, просил суд их удовлетворить, пояснив суду, что он не согласен с оспариваемыми решениями МСЭ по Воронежской области о не установлении инвалидности и определении 30 % утраты профессиональной трудоспособности бессрочно. Также он не согласен с рекомендациями о противопоказанных и доступных видах труда, изложенными в Программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, где указано: доступен профессиональный труд со снижением квалификации на 1 разряд или с уменьшением объема производственной деятельности на 1/3 прежней нагрузки.

В судебном заседании представители ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Золотарев В.В. и Дрожжина Т.А. по доверенностям заявленные истцом требования не признали по основаниям, изложенным в письменных мотивированных возражениях (л.д.81-91 т.1), просили в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы настоящего дела, суд, считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую помощь (статья 41, часть 1) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе, в случае инвалидности (статья 39, часть 1), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом.

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 г. N 1024н утверждены «Классификация и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее - «Классификация и критерии...»).

Так, согласно «Классификации и критериев...» при осуществлении медико – социальной экспертизы определяются основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а так же основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий, кроме того, определяются основания установления групп.

Пунктом 4 «Классификаций и критериев...» предусмотрено, что выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям...

Согласно п. 8 «Классификации и критериев...» установлено, что критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты. Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

В пунктах 8-10 «Классификации и критериев...» указаны конкретные критерии установления групп инвалидности. При этом основанием для установления инвалидности является не факт наличия заболевания, а степень нарушения функций организма, приведшие к ограничению основных категорий жизнедеятельности.

Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года № 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).

В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года № 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе, на соответствие соискателя лицензии - юридического лица, намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным статьей 60 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица (подпункт "з" пункта 4 Положения).

Медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что на основании заявления Кирсанова В.М. (л.д.192 т.1) ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в бюро – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ему проведена медико-социальная экспертиза с целью установления инвалидности. В результате проведенной очной медико – социальной экспертизы инвалидность не установлена, установлена 30% утрата профессиональной трудоспособности бессрочно, что подтверждено Актом Медико-социальной экспертизы гражданина (л.д.166-168); Протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина в государственном учреждении медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.169-176).

В Программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, являющейся приложением к акту освидетельствования бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ в разделе Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда, отражено: «доступен профессиональный труд со снижением квалификации на 1 разряд или с уменьшением объема производственной деятельности на 1/3 прежней нагрузки» (л.д.188 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ Кирсанов В.М. не согласившись с принятым решением бюро , обратился с заявлением о пересмотре решения филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России (л.д.139-140 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой решение бюро филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России было подтверждено: инвалидность не установлена, установлена 30% утрата профессиональной трудоспособности бессрочно (л.д.128-138 т.1).

Из Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в государственном учреждении медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в процессе освидетельствования Кирсанова В.М. установлено, что диагнозы основного и сопутствующего заболеваний с учетом характера и степени выраженности стойких нарушений функций организма по количественной оценке соответствуют 10-30% (незначительные нарушения функций организма человека). Согласно заключения данные нарушения не привели к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности и не могут являться основанием для установления инвалидности согласно п. 13.3.1.1 «Количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (л.д.131-138, т.1).

Возражая против заявленных исковых требований, представителем ответчика было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной медико-социальной экспертизы для установления группы инвалидности, производство которой поручить экспертам ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» Министерства труда и социальной защиты РФ. Истец Кирсанов В.М. также просил назначить судебную медико-социальную экспертизу.

Определением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение судебной медико-социальной экспертизы, производство которой поручено экспертам ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» Министерства труда и социальной защиты РФ, производство по делу приостановлено. После поступления в суд экспертного заключения производство по делу возобновлено.

Из выводов Заключения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» от ДД.ММ.ГГГГ следует: по результатам комплексного анализа материалов гражданского дела, медицинских, медико-экспертных документов установлено, что на момент освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в бюро МСЭ , ДД.ММ.ГГГГ в экспертном составе у Кирсанова В.М. имелись стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций. Данные нарушения не ограничивают ни одну категорию жизнедеятельности, не приводят к нуждаемости в социальной защите и помощи, что не дает основание для установления инвалидности. Согласно п. 2 р. I; п. 5, 6 р. II Правил и п. 4 р. II; п. 5, 6, 7 р. III Классификаций и критериев.

На момент освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в бюро МСЭ , ДД.ММ.ГГГГ в экспертном составе у Кирсанова В.М. имелись основания для установления 30 % утраты профессиональной трудоспособности на основании п. 17 Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и п. 28а «Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 18 июля 2001 г. № 56.

Согласно указанному экспертному Заключению ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» от ДД.ММ.ГГГГ:

1. У Кирсанова Владимира Михайловича на момент его освидетельствования в бюро МСЭ - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ, в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ. имелась 1 степень выраженности стойких нарушений функций организма человека: стойкое незначительное нарушение <данные изъяты>

2. У Кирсанова Владимира Михайловича на момент его освидетельствования в бюро МСЭ - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ имелись стойкие незначительные расстройства функций организма, которые не приводили к ограничению ни в одной из основных категорий жизнедеятельности.

3. У Кирсанова Владимира Михайловича основания для установления группы инвалидности на момент его освидетельствования в бюро МСЭ - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ не имелось.

4. У Кирсанова Владимира Михайловича на момент его освидетельствования в бюро МСЭ - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ имелись основания для определения 30 (тридцати) процентов утраты профессиональной трудоспособности.

5. У Кирсанова Владимира Михайловича на момент его освидетельствования в бюро МСЭ - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ., в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ. имелись основания для определения 30 (тридцати) процентов утраты профессиональной трудоспособности без указания срока переосвидетельствования.

6. Формулировка трудовых рекомендаций в Программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (ПРП) от ДД.ММ.ГГГГ дана на основании действующих на момент освидетельствования Кирсанова Владимира Михайловича нормативно-правовых документов по МСЭ (л.д.3-11 т.2).

Пунктом 17 «Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания», утвержденных Постановление Минтруда РФ от 18.07.2001г. № 56 (ред. от 24.09.2007) (далее «Временных критериев») предусмотрено, что в случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов.

Согласно п. 28 Временных критериев, степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим, имеющим незначительные нарушения функций организма вследствие производственных травм или профессиональных заболеваний, определяется в зависимости от уровня снижения квалификации, объема производственной деятельности или категории тяжести труда: 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях: если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на один тарификационный разряд, если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на одну категорию тяжести, если пострадавший может выполнять работу по профессии с незначительным снижением объема профессиональной деятельности (снижение нормы выработки на 1/3 часть прежней загрузки).

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.

При разрешении заявленных требований суд экспертное Заключение ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» от ДД.ММ.ГГГГ принимает в качестве допустимого, относимого и достоверного доказательства по делу. При этом суд учитывает, что судебная экспертиза проведена уполномоченным на проведение подобного рода экспертиз экспертным учреждением, квалифицированными экспертами в полном соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ. Данное заключение получено в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса, его содержание научно обоснованно, выводы ясны, конкретны, однозначны и не противоречивы, согласуются между собой и с другими материалами дела. Заключение экспертов содержит подробное описание проведенного исследования, в результате их сделаны выводы на поставленные судом вопросы. Исследования отвечают требованиям объективности, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Как усматривается из заключения, экспертами исследована вся медицинская документация, содержание которой приведено в заключении, получило научно-обоснованную оценку. Эксперты, проводившие судебную медико-социальную экспертизу, были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и каких-либо доказательств, дающих основание сомневаться в результатах оценки, в деле не имеется, в том числе и потому, что результаты освидетельствований, проведенных различными бюро, согласуются между собой.

Приведенные истцом доводы и возражения, в том числе о наличии нарушений в заполнении раздела Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда Программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (ПРП), являющейся приложением к акту освидетельствования бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ суд считает не состоятельными и не принимает во внимание, поскольку, по сути, все доводы истца сводятся к его несогласию с заключением экспертизы, которым опровергаются заявленные исковые требования.

При этом, судом учитывается то, что формулировка трудовых рекомендаций в ПРП соответствует пункту 17 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности…» и пункту 28 «Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности…».

В этой связи, суд учитывает как заслуживающие внимание доводы ответчика о том, что ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России при формировании рекомендаций о доступных видах труда учитывало рекомендации специалистов Центра социальной профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации при ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, данных после обследования Кирсанова В.М. ДД.ММ.ГГГГ, в которых было указано, что последний может осуществлять трудовую деятельность с учетом имеющихся профессиональных знаний, навыков и опыта работы при изменении условий труда.

Рекомендации ВК БУЗ ВО «Калачеевская РБ» и БУЗ ВО ВОКБ «Центр Профессиональной патологии» о противопоказанности тяжелого физического труда, работы, связанной с подъемом на высоту, с длительной ходьбой, длительным пребыванием в вынужденной позе конкретизируют условия труда, которые подлежат изменению. Рекомендации специалистов учреждения МСЭ предусматривают, что трудоустройство с изменением условий профессионального труда может приводить к снижению квалификации или уменьшению объема производственной деятельности.

По мнению суда, в Программе реабилитации Кирсанова М.В., оспариваемой последним, рекомендации о противопоказаниях и доступных видах труда записаны в соответствии с требованиями пункта 6.1.12 Инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 года № 56 (утверждена постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 января 2002 года N 5), согласно которому в разделе "Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда" указываются противопоказанные производственные факторы и условия труда, а также показанные условия труда и примерные виды труда, доступные лицу по состоянию здоровья.

При таких обстоятельствах, суд считает, что отсутствуют основания для признания незаконными решения экспертного состава филиала ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, решения экспертного состава ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ., поскольку указанные решения являются обоснованными и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Соответственно, не подлежат удовлетворению и заявленные требования о возложении обязанности отменить ПРП от ДД.ММ.ГГГГ. и обязать заполнить графу «Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда» согласно рекомендациям ВК БУЗ ВО «Калачеевская РБ» и БУЗ ВО ВОКБ «Центр Профессиональной патологии» и Центра социальной профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации при ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда Росси и согласно инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случае на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001г. №56 (Приложение к постановлению Минтруда РФ от 30.01.2002г. №5), с указанием исполнителя данных рекомендаций.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Кирсанова Владимира Михайловича к ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» о признании незаконными решения экспертного состава - филиала ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, решения экспертного состава ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ.; возложении обязанности отменить ПРП от ДД.ММ.ГГГГ. и обязать заполнить графу «Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда» согласно рекомендациям ВК БУЗ ВО «Калачеевская РБ», БУЗ ВО ВОКБ «Центр Профессиональной патологии», Центра социальной профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации при ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, согласно п.6.1.12 инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случае на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001г. №56 (Приложение к постановлению Минтруда РФ от 30.01.2002г. №5), с указанием исполнителя данных рекомендаций, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Буслаева В.И.

Решение в окончательной форме принято 04.12.2017 года.

Дело № 2-3699/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Буслаевой В.И.,

при секретаре Нефедовой Н.В.,

с участием: истца Кирсанова В.М.,

представителей ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области Минтруда России по доверенностям Золотарева В.В., Дрожжиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кирсанова Владимира Михайловича к ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» о признании незаконными решения экспертного состава - филиала ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, решения экспертного состава ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ.; возложении обязанности отменить ПРП от ДД.ММ.ГГГГ. и заполнить графу «Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда» согласно рекомендациям ВК БУЗ ВО «Калачеевская РБ», БУЗ ВО ВОКБ «Центр Профессиональной патологии», Центра социальной профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации при ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, п.6.1.12 инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случае на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001г. №56 (Приложение к постановлению Минтруда РФ от 30.01.2002г. №5),

у с т а н о в и л :

Истец Кирсанов В.М. обратился в суд, с настоящим иском ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» указав, что ДД.ММ.ГГГГ. им получена производственная травма. ДД.ММ.ГГГГ истцу в бюро – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» проведена очная медико-социальная экспертиза – инвалидность не установлена, определено 30 % утраты профессиональной трудоспособности бессрочно.

Не согласившись с решением бюро , истец обжаловал его в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России.

ДД.ММ.ГГГГ. в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой решение бюро от ДД.ММ.ГГГГ было подтверждено.

С учетом уточненных заявленных требований, принятых к производству в предварительном судебном заседании от 25.09.2017 г. истец просит признать незаконными решения экспертного состава - филиала ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, решения экспертного состава ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ.; обязать отменить ПРП от ДД.ММ.ГГГГ. и заполнить графу «Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда» согласно рекомендациям ВК БУЗ ВО «Калачеевская РБ», БУЗ ВО ВОКБ «Центр Профессиональной патологии», Центра социальной профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации при ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, п.6.1.12 инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случае на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001г. №56 (Приложение к постановлению Минтруда РФ от 30.01.2002г. №5).

Истец Кирсанов В.М. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддержал, просил суд их удовлетворить, пояснив суду, что он не согласен с оспариваемыми решениями МСЭ по Воронежской области о не установлении инвалидности и определении 30 % утраты профессиональной трудоспособности бессрочно. Также он не согласен с рекомендациями о противопоказанных и доступных видах труда, изложенными в Программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, где указано: доступен профессиональный труд со снижением квалификации на 1 разряд или с уменьшением объема производственной деятельности на 1/3 прежней нагрузки.

В судебном заседании представители ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Золотарев В.В. и Дрожжина Т.А. по доверенностям заявленные истцом требования не признали по основаниям, изложенным в письменных мотивированных возражениях (л.д.81-91 т.1), просили в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы настоящего дела, суд, считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую помощь (статья 41, часть 1) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе, в случае инвалидности (статья 39, часть 1), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом.

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 г. N 1024н утверждены «Классификация и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее - «Классификация и критерии...»).

Так, согласно «Классификации и критериев...» при осуществлении медико – социальной экспертизы определяются основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а так же основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий, кроме того, определяются основания установления групп.

Пунктом 4 «Классификаций и критериев...» предусмотрено, что выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям...

Согласно п. 8 «Классификации и критериев...» установлено, что критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты. Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

В пунктах 8-10 «Классификации и критериев...» указаны конкретные критерии установления групп инвалидности. При этом основанием для установления инвалидности является не факт наличия заболевания, а степень нарушения функций организма, приведшие к ограничению основных категорий жизнедеятельности.

Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года № 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).

В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года № 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе, на соответствие соискателя лицензии - юридического лица, намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным статьей 60 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица (подпункт "з" пункта 4 Положения).

Медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что на основании заявления Кирсанова В.М. (л.д.192 т.1) ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в бюро – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ему проведена медико-социальная экспертиза с целью установления инвалидности. В результате проведенной очной медико – социальной экспертизы инвалидность не установлена, установлена 30% утрата профессиональной трудоспособности бессрочно, что подтверждено Актом Медико-социальной экспертизы гражданина (л.д.166-168); Протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина в государственном учреждении медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.169-176).

В Программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, являющейся приложением к акту освидетельствования бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ в разделе Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда, отражено: «доступен профессиональный труд со снижением квалификации на 1 разряд или с уменьшением объема производственной деятельности на 1/3 прежней нагрузки» (л.д.188 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ Кирсанов В.М. не согласившись с принятым решением бюро , обратился с заявлением о пересмотре решения филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России (л.д.139-140 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой решение бюро филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России было подтверждено: инвалидность не установлена, установлена 30% утрата профессиональной трудоспособности бессрочно (л.д.128-138 т.1).

Из Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в государственном учреждении медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в процессе освидетельствования Кирсанова В.М. установлено, что диагнозы основного и сопутствующего заболеваний с учетом характера и степени выраженности стойких нарушений функций организма по количественной оценке соответствуют 10-30% (незначительные нарушения функций организма человека). Согласно заключения данные нарушения не привели к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности и не могут являться основанием для установления инвалидности согласно п. 13.3.1.1 «Количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (л.д.131-138, т.1).

Возражая против заявленных исковых требований, представителем ответчика было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной медико-социальной экспертизы для установления группы инвалидности, производство которой поручить экспертам ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» Министерства труда и социальной защиты РФ. Истец Кирсанов В.М. также просил назначить судебную медико-социальную экспертизу.

Определением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение судебной медико-социальной экспертизы, производство которой поручено экспертам ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» Министерства труда и социальной защиты РФ, производство по делу приостановлено. После поступления в суд экспертного заключения производство по делу возобновлено.

Из выводов Заключения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» от ДД.ММ.ГГГГ следует: по результатам комплексного анализа материалов гражданского дела, медицинских, медико-экспертных документов установлено, что на момент освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в бюро МСЭ , ДД.ММ.ГГГГ в экспертном составе у Кирсанова В.М. имелись стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций. Данные нарушения не ограничивают ни одну категорию жизнедеятельности, не приводят к нуждаемости в социальной защите и помощи, что не дает основание для установления инвалидности. Согласно п. 2 р. I; п. 5, 6 р. II Правил и п. 4 р. II; п. 5, 6, 7 р. III Классификаций и критериев.

На момент освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в бюро МСЭ , ДД.ММ.ГГГГ в экспертном составе у Кирсанова В.М. имелись основания для установления 30 % утраты профессиональной трудоспособности на основании п. 17 Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и п. 28а «Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 18 июля 2001 г. № 56.

Согласно указанному экспертному Заключению ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» от ДД.ММ.ГГГГ:

1. У Кирсанова Владимира Михайловича на момент его освидетельствования в бюро МСЭ - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ, в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ. имелась 1 степень выраженности стойких нарушений функций организма человека: стойкое незначительное нарушение <данные изъяты>

2. У Кирсанова Владимира Михайловича на момент его освидетельствования в бюро МСЭ - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ имелись стойкие незначительные расстройства функций организма, которые не приводили к ограничению ни в одной из основных категорий жизнедеятельности.

3. У Кирсанова Владимира Михайловича основания для установления группы инвалидности на момент его освидетельствования в бюро МСЭ - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ не имелось.

4. У Кирсанова Владимира Михайловича на момент его освидетельствования в бюро МСЭ - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ имелись основания для определения 30 (тридцати) процентов утраты профессиональной трудоспособности.

5. У Кирсанова Владимира Михайловича на момент его освидетельствования в бюро МСЭ - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ., в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ. имелись основания для определения 30 (тридцати) процентов утраты профессиональной трудоспособности без указания срока переосвидетельствования.

6. Формулировка трудовых рекомендаций в Программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (ПРП) от ДД.ММ.ГГГГ дана на основании действующих на момент освидетельствования Кирсанова Владимира Михайловича нормативно-правовых документов по МСЭ (л.д.3-11 т.2).

Пунктом 17 «Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания», утвержденных Постановление Минтруда РФ от 18.07.2001г. № 56 (ред. от 24.09.2007) (далее «Временных критериев») предусмотрено, что в случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов.

Согласно п. 28 Временных критериев, степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим, имеющим незначительные нарушения функций организма вследствие производственных травм или профессиональных заболеваний, определяется в зависимости от уровня снижения квалификации, объема производственной деятельности или категории тяжести труда: 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях: если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на один тарификационный разряд, если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на одну категорию тяжести, если пострадавший может выполнять работу по профессии с незначительным снижением объема профессиональной деятельности (снижение нормы выработки на 1/3 часть прежней загрузки).

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.

При разрешении заявленных требований суд экспертное Заключение ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» от ДД.ММ.ГГГГ принимает в качестве допустимого, относимого и достоверного доказательства по делу. При этом суд учитывает, что судебная экспертиза проведена уполномоченным на проведение подобного рода экспертиз экспертным учреждением, квалифицированными экспертами в полном соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ. Данное заключение получено в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса, его содержание научно обоснованно, выводы ясны, конкретны, однозначны и не противоречивы, согласуются между собой и с другими материалами дела. Заключение экспертов содержит подробное описание проведенного исследования, в результате их сделаны выводы на поставленные судом вопросы. Исследования отвечают требованиям объективности, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Как усматривается из заключения, экспертами исследована вся медицинская документация, содержание которой приведено в заключении, получило научно-обоснованную оценку. Эксперты, проводившие судебную медико-социальную экспертизу, были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и каких-либо доказательств, дающих основание сомневаться в результатах оценки, в деле не имеется, в том числе и потому, что результаты освидетельствований, проведенных различными бюро, согласуются между собой.

Приведенные истцом доводы и возражения, в том числе о наличии нарушений в заполнении раздела Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда Программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (ПРП), являющейся приложением к акту освидетельствования бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ суд считает не состоятельными и не принимает во внимание, поскольку, по сути, все доводы истца сводятся к его несогласию с заключением экспертизы, которым опровергаются заявленные исковые требования.

При этом, судом учитывается то, что формулировка трудовых рекомендаций в ПРП соответствует пункту 17 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности…» и пункту 28 «Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности…».

В этой связи, суд учитывает как заслуживающие внимание доводы ответчика о том, что ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России при формировании рекомендаций о доступных видах труда учитывало рекомендации специалистов Центра социальной профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации при ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, данных после обследования Кирсанова В.М. ДД.ММ.ГГГГ, в которых было указано, что последний может осуществлять трудовую деятельность с учетом имеющихся профессиональных знаний, навыков и опыта работы при изменении условий труда.

Рекомендации ВК БУЗ ВО «Калачеевская РБ» и БУЗ ВО ВОКБ «Центр Профессиональной патологии» о противопоказанности тяжелого физического труда, работы, связанной с подъемом на высоту, с длительной ходьбой, длительным пребыванием в вынужденной позе конкретизируют условия труда, которые подлежат изменению. Рекомендации специалистов учреждения МСЭ предусматривают, что трудоустройство с изменением условий профессионального труда может приводить к снижению квалификации или уменьшению объема производственной деятельности.

По мнению суда, в Программе реабилитации Кирсанова М.В., оспариваемой последним, рекомендации о противопоказаниях и доступных видах труда записаны в соответствии с требованиями пункта 6.1.12 Инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 года № 56 (утверждена постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 января 2002 года N 5), согласно которому в разделе "Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда" указываются противопоказанные производственные факторы и условия труда, а также показанные условия труда и примерные виды труда, доступные лицу по состоянию здоровья.

При таких обстоятельствах, суд считает, что отсутствуют основания для признания незаконными решения экспертного состава филиала ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, решения экспертного состава ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ., поскольку указанные решения являются обоснованными и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Соответственно, не подлежат удовлетворению и заявленные требования о возложении обязанности отменить ПРП от ДД.ММ.ГГГГ. и обязать заполнить графу «Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда» согласно рекомендациям ВК БУЗ ВО «Калачеевская РБ» и БУЗ ВО ВОКБ «Центр Профессиональной патологии» и Центра социальной профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации при ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда Росси и согласно инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случае на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001г. №56 (Приложение к постановлению Минтруда РФ от 30.01.2002г. №5), с указанием исполнителя данных рекомендаций.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Кирсанова Владимира Михайловича к ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» о признании незаконными решения экспертного состава - филиала ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, решения экспертного состава ФКУ «ГК МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ.; возложении обязанности отменить ПРП от ДД.ММ.ГГГГ. и обязать заполнить графу «Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда» согласно рекомендациям ВК БУЗ ВО «Калачеевская РБ», БУЗ ВО ВОКБ «Центр Профессиональной патологии», Центра социальной профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации при ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, согласно п.6.1.12 инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случае на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001г. №56 (Приложение к постановлению Минтруда РФ от 30.01.2002г. №5), с указанием исполнителя данных рекомендаций, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Буслаева В.И.

Решение в окончательной форме принято 04.12.2017 года.

1версия для печати

2-3699/2017 ~ М-3169/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кирсанов Владимир Михайлович
Ответчики
ФГУ "Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области"
Другие
Кирсанова Людмила Борисовна
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Буслаева Валентина Ивановна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
26.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2017Передача материалов судье
27.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.08.2017Предварительное судебное заседание
28.08.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.09.2017Предварительное судебное заседание
20.11.2017Производство по делу возобновлено
20.11.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.11.2017Предварительное судебное заседание
29.11.2017Судебное заседание
04.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2018Дело оформлено
20.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее