КОПИЯ
Дело № 2-1889/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Город Белово 11 августа 2021 года
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Васильевой Е.М.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования «Беловский городской округ «<адрес>» к администрации Беловского городского округа о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> в защиту интересов муниципального образования «Беловский городской округ «<адрес>» обратился в суд с иском к администрации Беловского городского округа о понуждении к совершению действий.
Заявленные исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой города в рамках исполнения решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о практике прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, законодательства о противодействии коррупции в указанной сфере выявлены нарушения, допущенные органом местного самоуправления Беловского городского округа, при распоряжении объектами недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности.
Установлено, что органом местного самоуправления Беловского городского округа допускается незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, соответственно допускаются нарушения требований гражданского законодательства, законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Так, установлено, что, в нарушение требований ч. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. ч. 1, 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не произведена регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение, расположенное по <адрес> в <адрес>, общей площадью 18, 1 кв.м., находящийся в пользовании на условиях договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № у общества с ограниченной ответственностью «Беловский центр коммунальный платежей».
Просит обязать Администрацию Беловского городского округа совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности объекта недвижимости: нежилого помещения общей площадью 18,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, установить срок для совершения указанных действий - до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель истца – пос. прокурора <адрес> ФИО2, в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила возражения на исковые требования, в которых указывает, что в настоящее время УЗРМИ АБГО уже включило в план –график выполнение кадастровых работ (техническая инвентаризация) в отношении указанного в исковом заявлении объекта недвижимости. Таким образом, работа по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности объектов недвижимости уже ведется, в связи с чем, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. В случае их удовлетворения просит указать срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо – ООО «БЦКП» в суд не явилось, о дне слушания дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, и, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы по делу, пришел к следующему выводу.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.
Статья 215 ГК РФ регламентирует положения о праве муниципальной собственности. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Положениями ч.ч. 3, 4, 5, 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ дается понятие государственного кадастрового учета: государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуальноопределенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Статья 7 Закона №218-ФЗ определяет состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости. Ч. 2 ст. 7 Закона №218-ФЗ устанавливает, что единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, и т.д.; реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
В соответствии с ч. ч.1 и 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Статьей 14 Закона № 218-ФЗ регламентированы основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав: государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч. 1 ст. 14 Закона №218-ФЗ).
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 14 Закона №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом (определения от ДД.ММ.ГГГГ 132-0 и N 154-0 и др.).
В соответствии с ч. 2 ст. 125 ГК РФ, регламентирующей порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч.5 ст. 15 Закона №218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
В соответствии с п. 3 ч.1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Судом установлено, что, в нарушение требований ч. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. ч. 1, 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не произведена регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение, расположенное по <адрес> в <адрес>, общей площадью 18, 1 кв.м., находящийся в пользовании на условиях договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № у общества с ограниченной ответственностью «Беловский центр коммунальный платежей».
Из № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что муниципальным образованием Беловский городской округ «<адрес>» (собственником) и ООО «БЦКП» заключен договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 18,1 кв.м., срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-13).
Согласно выписки из Реестра № от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости – нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, включен в Реестр объектов муниципальной собственности Беловского городского округа с балансовой стоимостью 122245,04 руб., остаточной стоимостью на 88020,66 руб. (л.д. 10).
Из искового заявления следует и подтверждено представителем ответчика, что органом местного самоуправления Беловского городского округа право муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества до настоящего времени не зарегистрировано.
Непринятие мер по регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, фактически находящегося в муниципальной собственности и используемого в деятельности муниципального учреждения, влечет нарушение законодательства о государственной регистрации недвижимости, не обеспечивает полноту и достоверность сведений единого государственного реестра недвижимости, влечет возможность незаконного использования и распоряжения этим имуществом.
В результате того, что не зарегистрировано право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: нежилое помещение общей площадью 18,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> в <адрес>, переданного по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № обществу с ограниченной ответственностью «Беловский центр коммунальный платежей», последнее пользуется данным объектом недвижимости лишь формально, не имея возможности заключить договор аренды на длительный срок, осуществить регистрацию права пользования в установленном законом порядке, ограничивает права арендатора, как субъекта малого бизнеса, на реализацию им преимущественного права на приобретение арендованного имущества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 3).
Включение указанного объекта в план-график выполнения кадастровых работ не свидетельствует о том, что право муниципальной собственности будет зарегистрировано ответчиком в сроки, указанные в исковом заявлении.
При этом ответчик не привел заслуживающих внимания обстоятельств, в соответствии с которыми срок выполнения указанных работ необходимо установить до ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно, имеются основания для обязания ответчика совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности объекта недвижимости: нежилого помещения общей площадью 18,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с установлением срока совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования «Беловский городской округ «<адрес>» к администрации Беловского городского округа о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Администрацию Беловского городского округа совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости: нежилого помещения общей площадью 18,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию Беловского городского округа совершить действия по регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости: нежилого помещения общей площадью 18,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Установить срок для совершения указанных действий - до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения 13.08.2021 года.
Судья (подпись) Е.М. Васильева