РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Балтийск, 30 января 2014 года
Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи ДУДЕНКОВА В.В.
при секретаре ЧЕРНОВОЙ С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СОКОЛОВА В.В. к администрации Балтийского муниципального района и Министерству социальной политики Калининградской области о включении в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и обязании выдать государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
СОКОЛОВ В.В. обратился в суд с иском об обязании администрации города Балтийска включить его в список граждан, изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата, без отчуждения жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в котором он проживает в настоящее время.
В обоснование своего требования сослался на то, что в период с 07.12.1986 по 25.03.1987 в составе <...> он участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с этим в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 он имеет право быть обеспеченным жильём за счёт средств федерального бюджета посредством получения государственного жилищного сертификата. Однако, обратившись летом 2013 года в администрацию города Балтийска с соответствующим заявлением, 13.08.2013 он получил письменный отказ во включении его в список граждан, изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата. Своё решение ответчик мотивировал тем, что им (СОКОЛОВЫМ В.В.) и другими проживающими совместно с ним гражданами не принято обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения муниципальному образованию. Полагал отказ администрации города Балтийска незаконным и необоснованным, поскольку просил о включении в соответствующий список только себя, а не всей семьи.
На основании определения Балтийского городского суда Калининградской области от 26.11.2013 произведена замена ненадлежащего ответчика на администрацию Балтийского муниципального района (л.д. <...>).
В письменном заявлении от 24.12.2013 СОКОЛОВ В.В. изменил свои первоначальные требования и дополнительно просил обязать Министерство социальной политики Калининградской области выдать ему государственный жилищный сертификат (л.д. <...>).
В судебном заседании СОКОЛОВ В.В. настаивал на удовлетворении иска в изменённом виде, пояснив, что в настоящее время он включён в сводный список граждан – участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2014 год, однако для выдачи ему государственного жилищного сертификата без отчуждения занимаемой квартиры ему необходимо решение суда.
Администрация Балтийского муниципального района была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, однако своего уполномоченного представителя в судебное заседание не прислала.
Министерство социальной политики Калининградской области явку в судебное заседание своего уполномоченного представителя не обеспечило, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени судебного разбирательства. В письменном отзыве от 17.01.2014 представитель М.А. указала, что СОКОЛОВ В.В. с составом семьи <...> включён под № в сводный список граждан – участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2014 год по Калининградской области (л.д. <...>).
Заслушав объяснения истца и изучив письменные доказательства, суд находит иск СОКОЛОВА В.В. не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
При рассмотрении дела судом установлено, что СОКОЛОВ В.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Этот факт подтверждается удостоверением № от 24.07.2004 (л.д. <...>) и справкой военного комиссариата Балтийского городского округа от 08.10.2001 № (л.д. <...>).
На основании ордера № от 21.12.1988 СОКОЛОВУ В.В. на состав семьи <...> была предоставлена на условиях найма отдельная <...> квартира общей площадью <...> кв. м, расположенная по адресу: <...>.
С 30 декабря 1988 года СОКОЛОВ В.В. зарегистрирован по месту жительства и постоянно проживает в вышеуказанном жилом помещении.
В настоящее время наряду с истцом в квартире № зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают <...>. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями лицевого счёта, поквартирной карточки, ордера на жилое помещение от 21.12.1988 № (л.д. <...>).
Решением Исполнительного комитета Балтийского городского Совета народных депутатов от 26.12.1991 № СОКОЛОВ В.В. с составом семьи <...> был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения ввиду обеспеченности жилой площадью ниже нормы по Калининградской области и включён в список общей очерёдности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилплощади, а также в льготный список очерёдности № лиц, принимавших в 1986-87 гг. участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 44).
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011–2015 годы, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (далее по тексту – "Подпрограмма"), является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу подпункта "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011–2015 годы, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее по тексту – "Правила от 21.03.2006"), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют граждане Российской Федерации подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 6 Правил от 21.03.2006 предусмотрено, что в рамках Подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
Как следует из подпункта "в" пункта 18 Правил от 21.03.2006, выдачу сертификатов гражданам – участникам Подпрограммы, указанным в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
В соответствии с абзацем первым пункта 19 Правил от 21.03.2006 для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в Подпрограмме.
Согласно пункту 21 Правил от 21.03.2006 по результатам проверки органами местного самоуправления представленных документов принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником Подпрограммы. В случае признания гражданина участником Подпрограммы на него заводится учётное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.В силу абзаца первого пункта 24 Правил от 21.03.2006 в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин – участник Подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учётное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (абзац второй пункта 24 Правил от 21.03.2006).
Абзацем четвёртым пункта 24 Правил от 21.03.2006 предусмотрено, что орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 Правил от 21.03.2006 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год и утверждает его.
Из подпункта 1 пункта 4 Порядка деятельности органов исполнительной власти Калининградской области по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями и пункта 15 Порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счёт средств федерального бюджета, утверждённых Указом Губернатора Калининградской области от 24.08.2011 № 191, пункта 5 Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утверждённого Постановлением Правительства Калининградской области от 14.08.2006 № 588, следует, что в Калининградской области формирование и утверждение сводного списка граждан – участников Подпрограммы с последующим его представлением государственному заказчику подпрограммы отнесены к компетенции Министерства социальной политики Калининградской области.
Как установлено судом, 21 сентября 2006 года СОКОЛОВ В.В. подал в администрацию Балтийского городского округа письменное заявление о включении его в состав участников Подпрограммы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. По итогам рассмотрения данного заявления на СОКОЛОВА В.В. было заведено учётное дело № (л.д. <...>).
24 января 2013 года СОКОЛОВ В.В. обратился в администрацию города Балтийска с письменным заявлением, в котором просил включить его в состав участников Подпрограммы и выдать ему государственный жилищный сертификат на одного человека (л.д. <...>).
06 августа 2013 года начальником отдела обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" была проведена проверка наличия документов в учётном деле СОКОЛОВА В.В., по результатам которой органу местного самоуправления дана рекомендация о направлении истцу отказа в выдаче сертификата в связи с невозможностью предоставить обязательство о сдаче ранее полученного жилого помещения для дальнейшего обращения в судебные органы (л.д. <...>).
Несмотря на это, 07 августа 2013 года министр социальной политики Калининградской области утвердил сводный список граждан – участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2014 год по Калининградской области, в который под номером № включён СОКОЛОВ В.В. с составом семьи <...> (л.д. <...>).
13 августа 2013 года администрация города Балтийска письмом № уведомило СОКОЛОВА В.В. о невозможности включения его в список граждан, изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата (л.д. <...>).
Согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В силу части первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Пунктом 1 части первой статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Из пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ следует, что суд осуществляет защиту только нарушенных гражданских прав.
Так как на момент обращения в суд СОКОЛОВ В.В. в установленном порядке был включён в сводный список граждан – участников Подпрограммы, утверждённый Министерством социальной политики Калининградской области, спор между истцом и администрацией Балтийского муниципального района как правопреемником администрации города Балтийска по поводу включения в муниципальный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в рамках Подпрограммы, в действительности отсутствует, а право СОКОЛОВА В.В. на получение в рамках Подпрограммы государственного жилищного сертификата не может считаться нарушенным.
Вопреки требованиям части первой статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истец не представил суду допустимых и убедительных доказательств, с достоверностью подтверждающих факт нарушения ответчиками его права на получение государственного жилищного сертификата в рамках Подпрограммы, а в ходе судебного разбирательства указывающих на это фактических данных не установлено.
Вместе с тем, распоряжение об утверждении графика выпуска и распределения в 2014 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы Правительством РФ до сих пор не издано.
В 2014 году СОКОЛОВ В.В. не обращался в Министерство социальной политики Калининградской области с письменным заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата.
В свою очередь Министерство социальной политики Калининградской области не принимало в установленном порядке решение об исключении СОКОЛОВА В.В. из сводного списка граждан – участников Подпрограммы на 2014 год по Калининградской области или об отказе в выдаче истцу государственного жилищного сертификата в 2014 году.
Таким образом, СОКОЛОВ В.В. обратился в суд с требованием о защите его прав при отсутствии какого-либо юридического и фактического спора между ним, с одной стороны, и администрацией Балтийского муниципального района и Министерством социальной политики Калининградской области, с другой стороны, относительно признания участником Подпрограммы, имеющим право на получение государственного жилищного сертификата.
По убеждению суда, включение СОКОЛОВА В.В. в сводный список граждан – участников Подпрограммы на 2014 год по Калининградской области даёт ему возможность в будущем претендовать на получение в установленном порядке в течение 2014 года государственного жилищного сертификата и решение суда о возложении на Министерство социальной политики Калининградской области обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата в настоящее время не требуется.
В ходе судебного разбирательства исковые требования СОКОЛОВЫМ В.В. не уточнялись, а потому исключается возможность их удовлетворения судом.
С учётом всех установленных обстоятельств дела, оценивая исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к окончательному выводу о том, что предъявленный СОКОЛОВЫМ В.В. иск подлежит отклонению ввиду необоснованности.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать СОКОЛОВУ В.В. в удовлетворении иска к администрации Балтийского муниципального района и Министерству социальной политики Калининградской области о включении в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством", и обязании выдать государственный жилищный сертификат без отчуждения жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2014 года на 6 страницах при помощи персонального компьютера.
Судья Балтийского городского суда Калининградской области
ДУДЕНКОВ В.В.