Дело № 2-817/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2021 года суд Центрального района города Воронежа, в составе:
председательствующего судьи: Клочковой Е.В.,
при секретаре: Шестаковой М.Р.,
с участием представителя истца, представителя ответчика,
в отсутствие истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуТунгусковой Любови Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы в должности учителя, признании права на назначение и выплату досрочной страховой пенсии, признании по состоянию на 09.03.2019 наличие 25 летнего специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости, признанииправа на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 09.09.2019, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 09.09.2019,
у с т а н о в и л:
25.07.2019 Тунгускова Л.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной пенсии, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ.
Решением Управления от 07.11.2019Тунгусковой Л.И. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2003 года №400-ФЗ., как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей из-за отсутствия необходимого специального стажа -25 лет.
В частности истцу не были включены в специальный стаж периоды
с 16.08.1997 по 10.11.2003 работыв должности учителя начальных классов в ДУ «Детский сад комбинированного вида» являющегося структурным подразделением Воронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева), так как должность «учитель начальных классов» не предусмотрена в дошкольных образовательных учреждениях (Акт документальной проверки факта льготной работы УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от25.04.2019г. №35-33).С 16.08.2004г. по 14.08.2008г. работы в должности учителя начальных классов в Детском саду с 4-х лет являющегося структурным подразделением Воронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева), так как должность «учитель начальных классов» не предусмотрена в дошкольных образовательных учреждениях. (Акт документальной проверки факта льготной работы УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 25.04.2019г. №35- 33). С 23.08.1993 по 22.03.1994 работы в должности учителя начальных классов в школе № им. Сухомлинского Республики Узбекистан.
Считая отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, истец обратилась в суд с иском кГосударственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже в котором просил обязать ответчика включить в специальный стаж Тунгусковой Л.И., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:с 16.08.1997 по 10.11.2003 в должности учителя начальных классов в ДУ «Детский сад комбинированного вида» являющегося структурным подразделениемВоронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей«Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева»)с 16.08.2004 по 14.08.2008 в должности учителя начальных классов в Детскомсаду с 4-х лет являющегося структурным подразделением Воронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева),с23.08.1993г. по 22.03.1994г. в должности учителя начальных классов в Школе № им. Сухомлинского Республики Узбекистан.
Признать у Тунгусковой Любови Ивановны по состоянию на 09.03.2019наличие 25 лет специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии постарости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального ЗаконаРоссийской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».Признатьправо на досрочное назначение
страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховыхпенсиях» с 09.09.2019.Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фондаРоссийской Федерации в г. Воронеже назначить ТунгусковойЛюбови Ивановне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховыхпенсиях» с 09.09.2019.
Представитель истца по ордеру адвокат Морозова Г.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила суд их удовлетворитьпо вышеизложенным основаниям.
Истец - Тунгускова Л.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности Мельникова М.В. в судебном заседании с иском не согласилась считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела.
Суд, выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 летосуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в 2019г. при наличии величины ИПКне менее 16.2.
Согласно п. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
С учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, применяются последовательно ранее действовавшие нормативные акты:
- до 01.11.1999г. Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463;
- с 01.11.1999г. до 12.11.2002г. Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067;
- после 12.11.2002г. Список.. . и Правила.. ., утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781.
Как следует из материалов дела с 16.08.1997 по 10.11.2003 истец работалав должности учителя начальных классов в ДУ «Детский сад комбинированного вида» являющегося структурным подразделением Воронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева).С 16.08.2004г. по 14.08.2008г. в должности учителя начальных классов в Детском саду с 4-х лет являющегося структурным подразделением Воронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева), данные периоды не были включены в специальный стаж, так как должность «Учитель начальных классов» не предусмотрена в дошкольных образовательных учреждениях.
Профессия учитель, код 27244 3 2 2320,предусмотрена «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 016-94, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 №367 с 01.01.1996.
В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой,утвержденной приказом МинздравсоцразвитияРФ от 14.08.09 №593 учитель осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных про грамм, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясьна личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету и др..
Согласно справкам МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева» от 20.08.2018 №754, 16.01.2020 №35 средняя школа № г. Воронежа реорганизована в общеобразовательную школу Воронежского учебно-воспитательного комплекса № с 01.09.1992 г. на основании Постановления Главы администрации Советского района № 489 от 07.07.1992 г., приказа комитета по образованию администрации Воронежской области № 1082 от 22.07.1992 г.
Воронежский учебно-воспитательный комплекс № 21.12.2004г переименован в Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева», Постановление № 1994 от 21.12.2004 Главы администрации города Воронежа Воронежской области.
Изменен тип Муниципального общеобразовательного учреждения лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева» 30.12.2011 на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева», Постановление Главы городского округа город Воронеж Воронежской области от 23 12.2011 № 1355, свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц от 30.12.2011.
Структурное подразделение «Детский сад (дошкольное учреждение)» было переименовано в структурное подразделение «начальная школа раннего обучения (детский сад с 4-х лет)» на основании Постановления Главы администрации города Воронежа от 21.12.2004 № 1994.
Структурное подразделение «начальная школа раннего обучения (детский сад с 4- х лет)» было переименовано в «общеобразовательная школа начального общего образования (детский сад с 4- х лет)» на основании Постановления Главы городского округа г. Воронеж от 30.05.2006 № 884.
Структурное подразделение «общеобразовательная школа начального общего образования (детский сад с 4-х лет)» было переименовано в структурное подразделение «детский сад» на основании Постановления администрации городского округа г. Воронеж от 03.11.2010 № 1022.
Структурное подразделение «детский сад» было переименовано в структурное подразделение «детский сад - школа раннего развития (с 4-х лет) на основании Постановления администрации городского округа г. Воронеж от 23.12.2011 № 1355.
С 16.04.2015 МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» имеет следующие структурные подразделения: дошкольное отделение, школа дополнительного образования детей, на основании Постановления администрации городского округа г. Воронеж от 16.04.2015 № 346.
Положением об учебно-воспитательном комплексе «Дошкольное учреждение – девятилетняя школа – лицей- общеобразовательная школа -внешкольное учреждение», являющимся приложением к приказу № от 22 июля 1992 г. предусмотрено, что комплекс создается на базе средней школы № и яслей-сада № г.Воронежа как единое самостоятельное юридическое учебное заведение, подчиняющееся непосредственно местному органу образования (п.2). УВК представляет собой целостную структуру образования; комплекс предполагает 3-х ступенчатое интегрированное обучение, соответствующее основным этапам развития учащихся: начальное образование, основное образование, среднее образование.
Согласно Уставу Воронежского учебно-воспитательного комплекса №, утвержденному Советом Воронежского учебно-воспитательного комплекса № 23.11.1992 приложенного к материалам дела, ВУВК № является новым типом среднего образовательного заведения, обеспечивающим непрерывное образование и профессиональную подготовку детей с 4, 7 лет и с 5 класса в целостной системе.
Непрерывность образования обеспечивается преемственностью учебных планов, программ и педагогическими принципами организации учебно- воспитательного процесса (пункт 1.5 Устава).
В «Комплекс» принимаются дети 4, 7 летнего возраста, окончившие начальные школы, девятилетние общеобразовательные школы, на конкурсной основе, независимо от места их проживания и обучения (пункт 1.8 Устава).
В соответствии с пунктом 1.6 Устава главная цель и задача "Комплекса" - формирование интеллектуального потенциала общества, предоставление наиболее способным и одаренным детям возможности для получения широкого непрерывного образования и воспитания, глубокого знания по выбору предметов технического цикла, иностранных языков; способствовать овладению навыками научной организации труда; осуществлять функциональную и допрофессиональную подготовку в высшие учебные заведения; формировать у учащихся знания основ наук, соответствующих государственным стандартам.
ВУВК № организуется в составе: дошкольное учреждение - с 1 по 7 классы, девятилетняя специальная школа - с 5 по 9 класс, общеобразовательная девятилетняя школа с 1 по 9 класс, лицей - с 10 по 11класс, внешкольное учреждение. Комплекс предполагает трехступенчатое интегрированное образование: 1 ступень - начальное образование, 2 ступень - основное образование, 3 ступень - среднее образование (пункты Устава 2.1., 2.2.). Зачисление учащихся в подразделение учебно-воспитательного комплекса производится в следующем порядке: дошкольное учреждение, общеобразовательная девятилетняя школа, девятилетняя специальная школа, лицей (пункт Устава 3.1.)
Согласно Уставу Муниципального общеобразовательного учреждения лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева», утвержденному постановлением администрации г. Воронежа № 1994 от 21.12.2004 лицей предполагает трехступенчатое интегрированное образование:
1 ступень – начальное образование;
2 ступень – основное образование;
3 ступень – среднее образование.
Лицей ВУВК им. А.П. Киселева организуется в составе образовательных учреждений:
-начальная школа раннего обучения (детский сад с 4-х лет) – с 1 по 6 класс;
-общеобразовательная школа основного образования;
-общеобразовательная естественно-математическая школа основного общего образования;
-школа для одаренных детей среднего (полного) общего образования;
-лицей;
-школа дополнительного образования детей (внешкольное учреждение) – с 1 по 7 классы (п.п. 4.1; 4.2).
В п.1.7 вышеназванного Устава усматривается наличие в учреждении ряда структурных подразделений, в число которых входит начальная школа раннего обучения (детский сад с 4- лет). Все структурные подразделения существуют без права образования юридических лиц.
Аналогичные положения также предусмотрены: Уставом МОУ лицея «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева», утвержденный постановлением главы городского округа г. Воронеж от 30.05.2006 № 844; Устав МБОУ Лицея «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева», утвержденный постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 16.04.2015 г. № 346, Устав, утвержденный постановлением администрации городского округа г. Воронеж № 1022 от 03.11.2010 г.; Устав, утвержденный постановлением администрации городского округа г. Воронеж № 1355 от 23.12.2011 г., из которых видно наличие структурного подразделения дошкольное учреждение; общеобразовательная школа начального общего образования (детский сад с 4-х лет); реализация образовательной программы дошкольного образования соответственно.Во всех представленных Уставах усматривается, что тип учреждения – общеобразовательное учреждение.
В периоды работы с 16.08.1997 г. по 10.11.2003 г. и с 16.08.2004 по 14.08.2008истец работала в структурном подразделении, которое в разные периоды своего существования имело названия: «Дошкольное учреждение», «Детский сад (дошкольное учреждение)», «Общеобразовательная школа начального общего образования» (детский сад с 4-х лет)», «Начальная школа раннего обучения (детский сад с 4-х лет)», «Детский сад - школа раннего развития (с 4-х лет)», «Дошкольное отделение». Данное структурное подразделение не являлось самостоятельным юридическим лицом. Входя в состав лицея, оно занималось обучением детей с 4 до 10 лет. Обучение детей с 4 до 7 лет велось по адаптированным возрасту образовательным программам. Работу в нем вели учителя начальных классов.
В течение периодов работы с 16.08.1997 г. по 10.11.2003 г. и с 16.08.2004 г. по 14.08.2008 истцу назначалась педагогическая нагрузка как учителю, что подтверждается тарификационными списками за указанный период приложенными к материалам дела.
Кроме того, 14.01.1999 года истец прошла аттестацию и ей была присвоена вторая квалификационная категория по должности «учителя начальных классов» (приказ ВУВК № от 14.01.1999 №, запись за № трудовой книжки).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 №869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости", в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсияхвРоссийскойФедерации", а с 1 января 2015 г. - предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
Оценив представленные письменные доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела нашли подтверждение доводы истца о том, что в спорный период она работала именно учителем начальных классов в Воронежском учебно-воспитательном комплексе № (в настоящее время МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева»), то есть осуществляла педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении.
При этом, следует отметить, что истец в оспариваемые периоды работала в одном и том же подразделении учреждения, в одной и той же должности – учитель, что не оспаривалось сторонами.
Пунктом 1.1 «Общеобразовательные учреждения» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, поименовано учреждение – лицей. Пунктом 1 «Наименование должностей» указанного Списка поименована должность – учитель.
Учитывая изложенное, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.
Также следует отметить, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 26.06.2020 удовлетворены исковые требования Тунгусковой Л.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже, суд обязал Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) вг.ВоронежевключитьТунгусковой Любови Ивановне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельностив соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 16.08.1997 по 10.11.2003в должности учителя начальных классов в ДУ
«Детский сад комбинированного вида» являющегося структурным подразделениемЛицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева);с 16.08.2004 по 14.08.2008 в должности учителя начальных классов вВоронежском учебно-воспитательном комплексе № (в настоящее время МБОУЛицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева). Решение вступило в законную силу.
Однако в данном случае суд не усматривает повторность заявленных требований поскольку, исковые требования в рамках решения суда от 26.06.2020 были основаны на решении пенсионного фона от 23.04.2020, настоящие же исковые требования, заявленные в рамках решения УПФР г. Воронежа от 07.11.2019.
Как следует из материалов дела, истцу в специальный стаж не был засчитан период 23.08.1993г. по 22.03.1994г.работы в должности учителя начальных классов в Школе № им. Сухомлинского Республики Узбекистан.
Ответчик в своем решении указывает, что согласно информации о досрочных пенсиях в Республике Узбекистан, поступившей из Исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан от 15.02.2017г. № M3/30-01-32-137 учителя начальных классов в общеобразовательных учреждениях правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются (Списки производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающей право на пенсию на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.05.1994г. № 250).
Суд находит необоснованным отказ во включении в специальный стаж указанного спорного периода по следующим основаниям.
Согласно записи № 23.08.1993г. истец была принята учителем начальных классов в школу № им. Сухомлинского, согласно записи № 22.03.1994г. истец была уволена из данного учреждения, указанное обстоятельство подтверждается приложенной к материалам дела архивной справкой от 12.02.2019г. №, выданной отделом народного образования <адрес> Республики Узбекистан,
Как было указано выше, в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка...,утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781 предусмотрена должность «учитель», в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены общеобразовательные учреждения, среди которых указаны «школы всех наименований».
Между Российской Федерацией и Узбекистаном было заключено Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. (далее по тексту - Соглашение от 13.03.1992г.). Данный нормативный акт основан на территориальном принципе, это означает, что пенсию назначает и выплачивает та Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает, по нормам своего национального законодательства. При этом и право на пенсию, и размер пенсии определяется с учётом пенсионных прав, приобретенных на территории обеих Сторон.
Кроме того, в статье 1 Соглашения от 13.03.1992г. указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Как следует из письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994г. пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию изгосударств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением (Республика Армения, РеспубликаБеларусь, РеспубликаКазахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
Согласно пункту 1 статьи 6 данного соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004г. №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств- республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств- республик бывшего СССР.
Следует отметить, что согласно Рекомендациям по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств- республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004г. №99р при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г. рекомендовано для определения права на пенсию, в том числе досрочно назначаемую, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003г. №203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Иное толкование закона означает нарушение принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, так как фактически влечет отказ в реализации прав, приобретенных гражданами в период, когда законодательство Российской Федерации предусматривает возможность досрочного назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность и прибывшим на место жительства в Российскую Федерацию из государств–республик бывшего СССР.
Согласно пункту 2 Приложения №1 указанных Рекомендаций к числу международных договором относится, в том числе Соглашение от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины). Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся (пункт 2 Рекомендаций). В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территориигосударств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Учитывая изложенное, лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, пенсия должна назначаться по нормам Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Поскольку с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости истецобращалась именно по законодательству Российской Федерации - согласно нормам Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», соответственно её пенсионные права и следует оценивать по данным нормам, учитывая и соответствующие Списки должностей и учреждений.
Таким образом, период работы истца с 23.08.1993г. по 22.03.1994г. в должности учителя начальных классов в Школе № им. Сухомлинского Республики Узбекистан подлежит включению в специальный стаж.
Также следует отметить, что Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №250 на которое ссылается ответчик в своем отказе датировано 12.05.1994г., однако оспариваемый период оканчивается 22.03.1994г., т.е. до даты принятия нормативно - правового акта. Таким образом, довод ответчика со ссылкой на данное Постановление является без основательным.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд приходит к выводу, что те обстоятельства, на которых истец основывал свои исковые требования, нашли своё подтверждение в ходе судебного заседания. Доводы ответчика являются безосновательными и опровергаются исследованными в ходе судебного заседания документами.
Согласно ст. 22 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 03.10.2018г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения к выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» икоторыев период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом включения в специальный стаж спорных периодов его продолжительность 25 лет возникнетна 09.03.2019, соответственно, предусмотренный вышеназванными нормами 6-месячный срок истечет 09.09.2019 когда у истца возникнет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, требованияопризнанииу истца по состоянию на 09.03.2019наличие 25 лет специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии постарости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховыхпенсиях» с 09.09.2019,обязанииназначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховыхпенсиях» с 09.09.2019 также подлежат удовлетворению
Руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже включить в специальный стаж Тунгусковой Любови Ивановне, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:с16.08.1997 по 10.11.2003 в должности учителя начальных классов в ДУ «Детский сад комбинированного вида» являющегося структурным подразделениемВоронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей
«Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева»)с 16.08.2004 по 14.08.2008 в должности учителя начальных классов в Детском
саду с 4-х лет являющегося структурным подразделением Воронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева),с23.08.1993г. по 22.03.1994г. в должности учителя начальных классов в Школе № им. Сухомлинского Республики Узбекистан.
Признать у Тунгусковой Любови Ивановны по состоянию на 09.03.2019наличие 25 лет специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии постарости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального ЗаконаРоссийской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Признатьза Тунгусковой Любови Ивановной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховыхпенсиях» с 09.09.2019.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фондаРоссийской Федерации в г. Воронеже назначить ТунгусковойЛюбови Ивановне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховыхпенсиях» с 09.09.2019.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Е.В. Клочкова
Решение суда изготовлено в окончательной форме 24.03.2021.
Дело № 2-817/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2021 года суд Центрального района города Воронежа, в составе:
председательствующего судьи: Клочковой Е.В.,
при секретаре: Шестаковой М.Р.,
с участием представителя истца, представителя ответчика,
в отсутствие истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуТунгусковой Любови Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы в должности учителя, признании права на назначение и выплату досрочной страховой пенсии, признании по состоянию на 09.03.2019 наличие 25 летнего специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости, признанииправа на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 09.09.2019, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 09.09.2019,
у с т а н о в и л:
25.07.2019 Тунгускова Л.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной пенсии, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ.
Решением Управления от 07.11.2019Тунгусковой Л.И. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2003 года №400-ФЗ., как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей из-за отсутствия необходимого специального стажа -25 лет.
В частности истцу не были включены в специальный стаж периоды
с 16.08.1997 по 10.11.2003 работыв должности учителя начальных классов в ДУ «Детский сад комбинированного вида» являющегося структурным подразделением Воронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева), так как должность «учитель начальных классов» не предусмотрена в дошкольных образовательных учреждениях (Акт документальной проверки факта льготной работы УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от25.04.2019г. №35-33).С 16.08.2004г. по 14.08.2008г. работы в должности учителя начальных классов в Детском саду с 4-х лет являющегося структурным подразделением Воронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева), так как должность «учитель начальных классов» не предусмотрена в дошкольных образовательных учреждениях. (Акт документальной проверки факта льготной работы УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 25.04.2019г. №35- 33). С 23.08.1993 по 22.03.1994 работы в должности учителя начальных классов в школе № им. Сухомлинского Республики Узбекистан.
Считая отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, истец обратилась в суд с иском кГосударственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже в котором просил обязать ответчика включить в специальный стаж Тунгусковой Л.И., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:с 16.08.1997 по 10.11.2003 в должности учителя начальных классов в ДУ «Детский сад комбинированного вида» являющегося структурным подразделениемВоронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей«Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева»)с 16.08.2004 по 14.08.2008 в должности учителя начальных классов в Детскомсаду с 4-х лет являющегося структурным подразделением Воронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева),с23.08.1993г. по 22.03.1994г. в должности учителя начальных классов в Школе № им. Сухомлинского Республики Узбекистан.
Признать у Тунгусковой Любови Ивановны по состоянию на 09.03.2019наличие 25 лет специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии постарости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального ЗаконаРоссийской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».Признатьправо на досрочное назначение
страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховыхпенсиях» с 09.09.2019.Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фондаРоссийской Федерации в г. Воронеже назначить ТунгусковойЛюбови Ивановне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховыхпенсиях» с 09.09.2019.
Представитель истца по ордеру адвокат Морозова Г.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила суд их удовлетворитьпо вышеизложенным основаниям.
Истец - Тунгускова Л.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности Мельникова М.В. в судебном заседании с иском не согласилась считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела.
Суд, выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 летосуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в 2019г. при наличии величины ИПКне менее 16.2.
Согласно п. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
С учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, применяются последовательно ранее действовавшие нормативные акты:
- до 01.11.1999г. Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463;
- с 01.11.1999г. до 12.11.2002г. Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067;
- после 12.11.2002г. Список.. . и Правила.. ., утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781.
Как следует из материалов дела с 16.08.1997 по 10.11.2003 истец работалав должности учителя начальных классов в ДУ «Детский сад комбинированного вида» являющегося структурным подразделением Воронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева).С 16.08.2004г. по 14.08.2008г. в должности учителя начальных классов в Детском саду с 4-х лет являющегося структурным подразделением Воронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева), данные периоды не были включены в специальный стаж, так как должность «Учитель начальных классов» не предусмотрена в дошкольных образовательных учреждениях.
Профессия учитель, код 27244 3 2 2320,предусмотрена «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 016-94, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 №367 с 01.01.1996.
В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой,утвержденной приказом МинздравсоцразвитияРФ от 14.08.09 №593 учитель осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных про грамм, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясьна личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету и др..
Согласно справкам МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева» от 20.08.2018 №754, 16.01.2020 №35 средняя школа № г. Воронежа реорганизована в общеобразовательную школу Воронежского учебно-воспитательного комплекса № с 01.09.1992 г. на основании Постановления Главы администрации Советского района № 489 от 07.07.1992 г., приказа комитета по образованию администрации Воронежской области № 1082 от 22.07.1992 г.
Воронежский учебно-воспитательный комплекс № 21.12.2004г переименован в Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева», Постановление № 1994 от 21.12.2004 Главы администрации города Воронежа Воронежской области.
Изменен тип Муниципального общеобразовательного учреждения лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева» 30.12.2011 на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева», Постановление Главы городского округа город Воронеж Воронежской области от 23 12.2011 № 1355, свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц от 30.12.2011.
Структурное подразделение «Детский сад (дошкольное учреждение)» было переименовано в структурное подразделение «начальная школа раннего обучения (детский сад с 4-х лет)» на основании Постановления Главы администрации города Воронежа от 21.12.2004 № 1994.
Структурное подразделение «начальная школа раннего обучения (детский сад с 4- х лет)» было переименовано в «общеобразовательная школа начального общего образования (детский сад с 4- х лет)» на основании Постановления Главы городского округа г. Воронеж от 30.05.2006 № 884.
Структурное подразделение «общеобразовательная школа начального общего образования (детский сад с 4-х лет)» было переименовано в структурное подразделение «детский сад» на основании Постановления администрации городского округа г. Воронеж от 03.11.2010 № 1022.
Структурное подразделение «детский сад» было переименовано в структурное подразделение «детский сад - школа раннего развития (с 4-х лет) на основании Постановления администрации городского округа г. Воронеж от 23.12.2011 № 1355.
С 16.04.2015 МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» имеет следующие структурные подразделения: дошкольное отделение, школа дополнительного образования детей, на основании Постановления администрации городского округа г. Воронеж от 16.04.2015 № 346.
Положением об учебно-воспитательном комплексе «Дошкольное учреждение – девятилетняя школа – лицей- общеобразовательная школа -внешкольное учреждение», являющимся приложением к приказу № от 22 июля 1992 г. предусмотрено, что комплекс создается на базе средней школы № и яслей-сада № г.Воронежа как единое самостоятельное юридическое учебное заведение, подчиняющееся непосредственно местному органу образования (п.2). УВК представляет собой целостную структуру образования; комплекс предполагает 3-х ступенчатое интегрированное обучение, соответствующее основным этапам развития учащихся: начальное образование, основное образование, среднее образование.
Согласно Уставу Воронежского учебно-воспитательного комплекса №, утвержденному Советом Воронежского учебно-воспитательного комплекса № 23.11.1992 приложенного к материалам дела, ВУВК № является новым типом среднего образовательного заведения, обеспечивающим непрерывное образование и профессиональную подготовку детей с 4, 7 лет и с 5 класса в целостной системе.
Непрерывность образования обеспечивается преемственностью учебных планов, программ и педагогическими принципами организации учебно- воспитательного процесса (пункт 1.5 Устава).
В «Комплекс» принимаются дети 4, 7 летнего возраста, окончившие начальные школы, девятилетние общеобразовательные школы, на конкурсной основе, независимо от места их проживания и обучения (пункт 1.8 Устава).
В соответствии с пунктом 1.6 Устава главная цель и задача "Комплекса" - формирование интеллектуального потенциала общества, предоставление наиболее способным и одаренным детям возможности для получения широкого непрерывного образования и воспитания, глубокого знания по выбору предметов технического цикла, иностранных языков; способствовать овладению навыками научной организации труда; осуществлять функциональную и допрофессиональную подготовку в высшие учебные заведения; формировать у учащихся знания основ наук, соответствующих государственным стандартам.
ВУВК № организуется в составе: дошкольное учреждение - с 1 по 7 классы, девятилетняя специальная школа - с 5 по 9 класс, общеобразовательная девятилетняя школа с 1 по 9 класс, лицей - с 10 по 11класс, внешкольное учреждение. Комплекс предполагает трехступенчатое интегрированное образование: 1 ступень - начальное образование, 2 ступень - основное образование, 3 ступень - среднее образование (пункты Устава 2.1., 2.2.). Зачисление учащихся в подразделение учебно-воспитательного комплекса производится в следующем порядке: дошкольное учреждение, общеобразовательная девятилетняя школа, девятилетняя специальная школа, лицей (пункт Устава 3.1.)
Согласно Уставу Муниципального общеобразовательного учреждения лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева», утвержденному постановлением администрации г. Воронежа № 1994 от 21.12.2004 лицей предполагает трехступенчатое интегрированное образование:
1 ступень – начальное образование;
2 ступень – основное образование;
3 ступень – среднее образование.
Лицей ВУВК им. А.П. Киселева организуется в составе образовательных учреждений:
-начальная школа раннего обучения (детский сад с 4-х лет) – с 1 по 6 класс;
-общеобразовательная школа основного образования;
-общеобразовательная естественно-математическая школа основного общего образования;
-школа для одаренных детей среднего (полного) общего образования;
-лицей;
-школа дополнительного образования детей (внешкольное учреждение) – с 1 по 7 классы (п.п. 4.1; 4.2).
В п.1.7 вышеназванного Устава усматривается наличие в учреждении ряда структурных подразделений, в число которых входит начальная школа раннего обучения (детский сад с 4- лет). Все структурные подразделения существуют без права образования юридических лиц.
Аналогичные положения также предусмотрены: Уставом МОУ лицея «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева», утвержденный постановлением главы городского округа г. Воронеж от 30.05.2006 № 844; Устав МБОУ Лицея «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева», утвержденный постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 16.04.2015 г. № 346, Устав, утвержденный постановлением администрации городского округа г. Воронеж № 1022 от 03.11.2010 г.; Устав, утвержденный постановлением администрации городского округа г. Воронеж № 1355 от 23.12.2011 г., из которых видно наличие структурного подразделения дошкольное учреждение; общеобразовательная школа начального общего образования (детский сад с 4-х лет); реализация образовательной программы дошкольного образования соответственно.Во всех представленных Уставах усматривается, что тип учреждения – общеобразовательное учреждение.
В периоды работы с 16.08.1997 г. по 10.11.2003 г. и с 16.08.2004 по 14.08.2008истец работала в структурном подразделении, которое в разные периоды своего существования имело названия: «Дошкольное учреждение», «Детский сад (дошкольное учреждение)», «Общеобразовательная школа начального общего образования» (детский сад с 4-х лет)», «Начальная школа раннего обучения (детский сад с 4-х лет)», «Детский сад - школа раннего развития (с 4-х лет)», «Дошкольное отделение». Данное структурное подразделение не являлось самостоятельным юридическим лицом. Входя в состав лицея, оно занималось обучением детей с 4 до 10 лет. Обучение детей с 4 до 7 лет велось по адаптированным возрасту образовательным программам. Работу в нем вели учителя начальных классов.
В течение периодов работы с 16.08.1997 г. по 10.11.2003 г. и с 16.08.2004 г. по 14.08.2008 истцу назначалась педагогическая нагрузка как учителю, что подтверждается тарификационными списками за указанный период приложенными к материалам дела.
Кроме того, 14.01.1999 года истец прошла аттестацию и ей была присвоена вторая квалификационная категория по должности «учителя начальных классов» (приказ ВУВК № от 14.01.1999 №, запись за № трудовой книжки).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 №869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости", в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсияхвРоссийскойФедерации", а с 1 января 2015 г. - предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
Оценив представленные письменные доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела нашли подтверждение доводы истца о том, что в спорный период она работала именно учителем начальных классов в Воронежском учебно-воспитательном комплексе № (в настоящее время МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева»), то есть осуществляла педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении.
При этом, следует отметить, что истец в оспариваемые периоды работала в одном и том же подразделении учреждения, в одной и той же должности – учитель, что не оспаривалось сторонами.
Пунктом 1.1 «Общеобразовательные учреждения» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, поименовано учреждение – лицей. Пунктом 1 «Наименование должностей» указанного Списка поименована должность – учитель.
Учитывая изложенное, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.
Также следует отметить, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 26.06.2020 удовлетворены исковые требования Тунгусковой Л.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже, суд обязал Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) вг.ВоронежевключитьТунгусковой Любови Ивановне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельностив соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 16.08.1997 по 10.11.2003в должности учителя начальных классов в ДУ
«Детский сад комбинированного вида» являющегося структурным подразделениемЛицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева);с 16.08.2004 по 14.08.2008 в должности учителя начальных классов вВоронежском учебно-воспитательном комплексе № (в настоящее время МБОУЛицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева). Решение вступило в законную силу.
Однако в данном случае суд не усматривает повторность заявленных требований поскольку, исковые требования в рамках решения суда от 26.06.2020 были основаны на решении пенсионного фона от 23.04.2020, настоящие же исковые требования, заявленные в рамках решения УПФР г. Воронежа от 07.11.2019.
Как следует из материалов дела, истцу в специальный стаж не был засчитан период 23.08.1993г. по 22.03.1994г.работы в должности учителя начальных классов в Школе № им. Сухомлинского Республики Узбекистан.
Ответчик в своем решении указывает, что согласно информации о досрочных пенсиях в Республике Узбекистан, поступившей из Исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан от 15.02.2017г. № M3/30-01-32-137 учителя начальных классов в общеобразовательных учреждениях правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются (Списки производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающей право на пенсию на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.05.1994г. № 250).
Суд находит необоснованным отказ во включении в специальный стаж указанного спорного периода по следующим основаниям.
Согласно записи № 23.08.1993г. истец была принята учителем начальных классов в школу № им. Сухомлинского, согласно записи № 22.03.1994г. истец была уволена из данного учреждения, указанное обстоятельство подтверждается приложенной к материалам дела архивной справкой от 12.02.2019г. №, выданной отделом народного образования <адрес> Республики Узбекистан,
Как было указано выше, в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка...,утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781 предусмотрена должность «учитель», в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены общеобразовательные учреждения, среди которых указаны «школы всех наименований».
Между Российской Федерацией и Узбекистаном было заключено Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. (далее по тексту - Соглашение от 13.03.1992г.). Данный нормативный акт основан на территориальном принципе, это означает, что пенсию назначает и выплачивает та Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает, по нормам своего национального законодательства. При этом и право на пенсию, и размер пенсии определяется с учётом пенсионных прав, приобретенных на территории обеих Сторон.
Кроме того, в статье 1 Соглашения от 13.03.1992г. указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Как следует из письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994г. пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию изгосударств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением (Республика Армения, РеспубликаБеларусь, РеспубликаКазахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
Согласно пункту 1 статьи 6 данного соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004г. №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств- республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств- республик бывшего СССР.
Следует отметить, что согласно Рекомендациям по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств- республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004г. №99р при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г. рекомендовано для определения права на пенсию, в том числе досрочно назначаемую, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003г. №203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Иное толкование закона означает нарушение принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, так как фактически влечет отказ в реализации прав, приобретенных гражданами в период, когда законодательство Российской Федерации предусматривает возможность досрочного назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность и прибывшим на место жительства в Российскую Федерацию из государств–республик бывшего СССР.
Согласно пункту 2 Приложения №1 указанных Рекомендаций к числу международных договором относится, в том числе Соглашение от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины). Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся (пункт 2 Рекомендаций). В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территориигосударств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Учитывая изложенное, лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, пенсия должна назначаться по нормам Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Поскольку с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости истецобращалась именно по законодательству Российской Федерации - согласно нормам Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», соответственно её пенсионные права и следует оценивать по данным нормам, учитывая и соответствующие Списки должностей и учреждений.
Таким образом, период работы истца с 23.08.1993г. по 22.03.1994г. в должности учителя начальных классов в Школе № им. Сухомлинского Республики Узбекистан подлежит включению в специальный стаж.
Также следует отметить, что Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №250 на которое ссылается ответчик в своем отказе датировано 12.05.1994г., однако оспариваемый период оканчивается 22.03.1994г., т.е. до даты принятия нормативно - правового акта. Таким образом, довод ответчика со ссылкой на данное Постановление является без основательным.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд приходит к выводу, что те обстоятельства, на которых истец основывал свои исковые требования, нашли своё подтверждение в ходе судебного заседания. Доводы ответчика являются безосновательными и опровергаются исследованными в ходе судебного заседания документами.
Согласно ст. 22 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 03.10.2018г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения к выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» икоторыев период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом включения в специальный стаж спорных периодов его продолжительность 25 лет возникнетна 09.03.2019, соответственно, предусмотренный вышеназванными нормами 6-месячный срок истечет 09.09.2019 когда у истца возникнет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, требованияопризнанииу истца по состоянию на 09.03.2019наличие 25 лет специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии постарости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховыхпенсиях» с 09.09.2019,обязанииназначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховыхпенсиях» с 09.09.2019 также подлежат удовлетворению
Руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже включить в специальный стаж Тунгусковой Любови Ивановне, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:с16.08.1997 по 10.11.2003 в должности учителя начальных классов в ДУ «Детский сад комбинированного вида» являющегося структурным подразделениемВоронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей
«Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева»)с 16.08.2004 по 14.08.2008 в должности учителя начальных классов в Детском
саду с 4-х лет являющегося структурным подразделением Воронежского учебно-воспитательного комплекса № (в настоящее время МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева),с23.08.1993г. по 22.03.1994г. в должности учителя начальных классов в Школе № им. Сухомлинского Республики Узбекистан.
Признать у Тунгусковой Любови Ивановны по состоянию на 09.03.2019наличие 25 лет специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии постарости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального ЗаконаРоссийской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Признатьза Тунгусковой Любови Ивановной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховыхпенсиях» с 09.09.2019.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фондаРоссийской Федерации в г. Воронеже назначить ТунгусковойЛюбови Ивановне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховыхпенсиях» с 09.09.2019.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Е.В. Клочкова
Решение суда изготовлено в окончательной форме 24.03.2021.