Судебный акт #1 (Определение) по делу № 5-41/2016 от 24.02.2016

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возвращении протокола об административном правонарушении

26 февраля 2016 г.                                 г. Спасск-Дальний

Судья Спасского районного суда Приморского края Бовсун В.А. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношение юридического лица ЗАО «ДВСК»,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ в Спасский районный суд поступило дело об административном правонарушении в отношении об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ЗАО «ДВСК».

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении было установлено, что неправильно составлен протокол и оформлены другие материалы дела.

Статья 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть вторая статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения - субъективных и объективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие. В последнем случае производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного проступка при установлении факта нарушения правил и норм, несоблюдение которых влечет за собой административную ответственность, если данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по исполнению предписаний, установленных указанными правилами и нормами.

Таким образом, часть 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дает определение вины юридического лица.

Из этой формулировки следует, что законодатель выделил два критерия (или условия), позволяющих признать вину юридического лица: 1) наличие у него возможности выполнить предписания соответствующих правил и норм и 2) непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Только совокупность этих условий может свидетельствовать о виновности юридического лица.

Кроме того, в случае привлечения юридического лица к административной ответственности, должны быть выявлены и учтены обстоятельства, определенные соответственно п. 2, 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Для квалификации вины, в данном случае, необходимо установить наряду с фактом неисполнения юридическим лицом указанных правил, норм (или их ненадлежащего исполнения) также и субъективные обстоятельства: по смыслу ч. 2 рассматриваемой статьи должностным лицом, составляющим протокол об административном правонарушении, должно быть подтверждено наличие или отсутствие у юридического лица возможностей, позволяющих соблюдать данные правила, нормы. По смыслу ч. 3 ст. 4.1 для подтверждения субъективного критерия вины необходимо установить наличие у юридического лица надлежащих материальных предпосылок, позволяющих ему соблюдать правила, нормы.

Наличие или отсутствие события административного правонарушения, фактические данные по делу об административном правонарушении, относимые к доказательствам, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, должны быть установлены протоколом об административном правонарушении, составляемым должностным лицом органа, уполномоченным составлять протоколы и подтверждаться другими материалами дела об административном правонарушении.

Положения части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП Российской Федерации), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.

Наличие у юридического лица возможностей, позволяющих соблюдать данные правила, нормы, должно быть указано в протоколе об административном правонарушении.

Статья 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, раскрывая понятие презумпции невиновности, устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

По смыслу ч. 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях презумпция невиновности действует в отношении физических и юридических лиц.

Наличие признаков виновного деяния должно быть доказано уполномоченным государственным органом (органом административной юрисдикции) или их должностными лицами, в данном случае - заместителем прокурора, составившим протокол, но не лицом, подозреваемым в совершении административного правонарушения, так как подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность, хотя и вправе делать это без морального или физического принуждения со стороны указанных органов.

Таким образом, Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает безусловную обязанность органа административной юрисдикции подтвердить наличие признаков виновности в деянии юридического лица.

Данные обязанности органа административной юрисдикции соответствуют предписанию ч. 2 ст. 49 Конституции РФ.

Необходимость толкования неустранимых сомнений в виновности юридического лица в совершении проступка в его пользу, предусмотренная п. 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, также соответствует предписанию ч. 3 ст. 49 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Порядок привлечения к административной ответственности, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.

В ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении) определён предмет доказывания.

Исходя из содержания данной нормы, должностное лицо при производстве по делу об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, т.е. имело ли место противоправное деяние, выразившееся в нарушении требований законодательства и подпадающее под диспозицию, содержащуюся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, лице, его совершившем.

При этом событие административного правонарушения подлежит доказыванию фактическими данными, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, провозглашающей необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, должностным лицом, составившим протокол, должны быть предприняты меры к выяснению события административного правонарушения и доказательств, его подтверждающих, лица, его совершившего, места его совершения и времени совершения административного правонарушения.

Поскольку диспозиция части 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях является бланкетной, для привлечения виновного лица к административной ответственности необходимо установить, какие конкретно нормы действующего законодательства были нарушены или не выполнены виновным лицом, указав в постановлении соответствующий закон.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является установленный порядок деятельности юридических лиц в области привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в бездействии или действиях, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства об использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы.

Порядок использования иностранной рабочей силы урегулирован Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (статья 13 Закона), вместе с тем, в постановлении указана ссылка на иной Федеральный закон – Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Диспозиция части 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях указывает на наличие состава административного правонарушения в действиях или бездействиях юридического лица только в случае привлечения юридическим лицом к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, однако в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении приводится ссылка на усеченный состав диспозиции, действия или бездействия юридического лица не конкретизированы и материалами дела не установлено достоверно, какое лицо привлечено было- иностранный гражданин, или лицо без гражданства, каким образом иностранный гражданин был привлечен к трудовой деятельности - при отсутствии разрешения на работу или патента, и требовались ли такое разрешение или патент для привлечения к трудовой деятельности в условиях ЗАО «ДВСК».

Кроме того, в постановлении описание события административного правонарушения не содержит ссылку на конкретную норму права-статью, часть, пункт, которую нарушило юридическое лицо ЗАО «ДВСК».

В материалах дела отсутствуют выписки из Федеральных законов и иных нормативных актов в действующей редакции, нарушение которых вменяется в вину юридическому лицу, что не позволяет суду обеспечить возможность представителя юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении в полной мере воспользоваться своими правами в целях защиты прав и законных интересов юридического лица.

В представленном постановлении в изложенном событии административного правонарушения отсутствует запись о том, у юридического лица ЗАО «ДВСК» имелись возможности, позволяющие соблюдать данные правила, нормы и принять все зависящие от него меры по соблюдению соответствующего действующего законодательства о порядке использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации.

В постановлении указана улица места совершения административного правонарушения - <адрес>, название которой не соответствует фактическому адресу.

Кроме того, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущены нарушения прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает безусловную обязанность органа административной юрисдикции в части соблюдения порядка привлечения лица к административной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Законными представителями юридического лица признаются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Полномочия законного представителя подтверждаются оригиналом или заверенной в установленном порядке копией учредительных документов или выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим следует учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности (в том числе, руководитель его филиала или подразделения, юрист организации и т.п.), законным представителем юридического лица не является.

При этом следует учитывать, что права, принадлежащие законным представителям юридических лиц, могут осуществляться ими через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим законным представителем юридического лица.

Как следует из приобщенной к материалам дела копии Устава ЗАО «ДВСК», единоличным исполнительным органом управления является генеральный директор.

Из решения единственного акционера ЗАО «ДВСК» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на должность генерального директора ЗАО «ДВСК» назначен Задою А.В..

Вместе с тем, как следует из приказа о приеме на работу ЗАО «ДВСК», привлеченный для участия в деле в качестве представителя юридического лица ЗАО «ДВСК» Масленников О.В., присутствовавший при составлении постановления о возбуждении производства об административном правонарушении и разъяснении прав, является не генеральным директором, а директором по производству, исполнял временно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обязанности исполнительного директора и, на момент составления заместителем прокурора постановления, не обладал полномочиями по представлению интересов юридического лица ЗАО «ДВСК», так как доверенность на представление таких интересов для участия в производстве по делу об административном правонарушении в материалах дела отсутствует, что свидетельствует о нарушении установленного порядка привлечения юридического лица ЗАО «ДВСК» к административной ответственности.

Кроме того, в постановлении не указано и в материалах дела отсутствуют сведения о наличии или отсутствии обстоятельств, определенных п. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении не пронумеровано.

Опись документов, содержащихся в деле, отсутствует.

Кроме того, давая оценку приобщенным к постановлению копиям различных документов, суд принимает во внимание, что статья 27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает порядок изъятия вещей и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении.

Изъятие документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол.

В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов, заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства, в материалах дела отсутствует протокол об изъятии приобщенных копий документов, приобщенные копии документов не заверены надлежащим образом должностным лицом, вынесшим постановление, отсутствуют сведения о месте нахождения подлинников документов, копии которых представлены.

Отсутствие указанных процессуальных документов свидетельствует о том, что собранные по делу доказательства получены с нарушением закона, и использование их в силу ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не допускается.

Таким образом, Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает безусловную обязанность органа административной юрисдикции в части соблюдения порядка привлечения юридического лица к административной ответственностью, соблюдения прав участников процесса.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными и не позволяют рассмотреть дело об административном правонарушении.

Указанные недостатки не могут восполнены в судебном заседании и не позволяют суду принять дело об административном правонарушении к производству.

Из разъяснений изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ в от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Статья 29.4. КоАП РФ устанавливает право судьи возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела.

На основании изложенного, учитывая, что при производстве по делу допущены многочисленные существенные процессуальные нарушения, которые не могут быть устранены и восполнены при рассмотрении дела в суде и не позволяют рассмотреть дело об административном правонарушении в установленном законом порядке, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и материалы дела подлежат возвращению прокурору г. Спасск-Дальний для устранения недостатков.

В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.1., 29.4. КоАП РФ,

определил:

возвратить постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ЗАО «ДВСК» прокурору г. Спасск-Дальний Приморского края в связи с неправильным составлением протокола и оформления других материалов дела, неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Судья                                 Бовсун В.А.

5-41/2016

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено определение о возвращении протокола об АП и др. материалов дела в орган, долж. лицу ... в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, ...
Ответчики
ЗАО "Дальневосточная строительная компания"
Суд
Спасский районный суд Приморского края
Судья
Бовсун Вячеслав Анатольевич
Статьи

ст.18.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
spassky--prm.sudrf.ru
24.02.2016Передача дела судье
26.02.2016Подготовка дела к рассмотрению
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее