Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации«24» марта 2020 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шевчик Л.В.,
при секретаре Ивачевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению Администрация рабочего поселка <адрес> о возложении обязанности заключить с ФИО2, 26.02.1983 года рождения, договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, комната №,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2( далее-истец) обратился в суд с настоящим иском к МКУ администрация рп. <адрес>. В обоснование иска указал, что в июле 2005 года он, будучи сотрудником милиции, получил в порядке очереди по месту службы по договору социального найма на себя и членов своей семьи две комнаты в муниципальном общежитии <адрес>, комната №.
Уполномоченным органом в 2005 году по заключению договоров социального найма была управляющая компания «Служба заказчика», с которой он заключил договор социального найма.
Семья истца была вселена в <адрес> в две комнаты, площадью 14,85 и 8,22 кв.метра, и с разрешения ответчика была произведена регистрация по месту жительства истца и членов его семьи.
В 2009 году брак между ним и его супругой распался. Он стал пользоваться единолично меньшей комнатой из двух, предоставленных по договору социального найма, а его бывшая жена и ребенок большей комнатой из двух.
Поскольку между супругами складывались неприязненные отношения, то бывшая супруга обратилась в администрацию рп.Новобурейский, и ей обменяли комнату, расположенную рядом с комнатой истца на точно такую же по площади, но расположенную под этой комнатой этажом ниже, то есть на втором этаже.
Бывшая супруга переселилась в нижерасположенную комнату, при этом был изменен договор социального найма, аннулирован договор от 2005 года и бывшая супруга ФИО1 оформила в письменном виде договор социального найма в новой редакции на одну комнату, прожила в ней недолго и уехала из <адрес>.
Он своевременно не обратился за заключением договора социального найма в письменном виде на пользование одной комнатой к ответчику, посчитал, что вправе сделать это в любое время.
В январе 2020 года обратившись с заявлением к ответчику о заключении с ним договора социального найма в письменном виде, получил отказ, так как согласно журнала регистрации договоров найма жилых помещений, отсутствуют сведения о ранее заключенном договоре.
Истец считает, что МКУ Администрация рп.Новобурейский безосновательно отказывает в заключении договора социального найма в письменном виде с ним, поскольку первоначальный договор социального найма был заключен с уполномоченным ответчиком учреждением – Службой Заказчика, которое ликвидировано в 2006 году и вполне возможно, что у ответчика отсутствуют сведения о заключенных договорах в спорный период, но при этом регистрация истца по месту жительства произведена с разрешения ответчика, он систематически оплачивает коммунальные услуги, а также на основании счетов, выставляемых ответчиком, оплачивает социальный найм, в том числе и мест общего пользования, тоесть между истцом и ответчиком фактически существуют отношения, соответствующие социальному найму, но не оформленные в письменном виде.
Считает, что администрация рп.Новобурейский при рассмотрении его заявления неправильно определили юридически значимые обстоятельства, дающие ему право на вселение в спорную комнату, дали ненадлежащую правовую оценку представленным им документам и вынесли неверное решение, в связи с чем вынужден обратиться в суд за защитой своих прав.
Истец просил возложить обязанность на ответчика заключить с ним договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, комната №.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца ФИО2 и его представителя ФИО10, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в соответствии с его письменным ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие и в отсутствие его представителя, а также указавшего, что от вызова и заслушивания указанных в иске свидетелей, отказывается. На заявленных требованиях настаивает.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика МКУ Администрация рп.Новобурейский – и.о.главы ФИО7, надлежаще извещенной о дате, времени и месте судебного заседания, в соответствии с письменным ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном отзыве на исковое заявление указавшей, что МКУ Администрация рп.Новобурейский согласна с исковыми требованиями ФИО2.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В статье 40 Конституции РФ закреплено, и в статьях 1, 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 стать 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснено, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч.1 ст.27, ч.1 ст.40).
Статьей 11 ЖК РФ предусмотрено, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом.
Защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другим федеральным законом.
Согласно п.1 ст. 672 ГК РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно положениям статьи 60 и части 2 статьи 82 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В соответствии со статьей 61 Жилищного кодекса РФ, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
Статьей 63 ЖК РФ предусмотрено, что Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Из статьи 83 ЖК РФ следует, что Договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма.
В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае:
невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
использования жилого помещения не по назначению.
Договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.
Уставом Муниципального образования рабочего поселка (поселка городского типа) <адрес>, свидетельствами о постановке на учет в налоговом органе, о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц подтверждено, что Муниципальное казенное учреждение Администрация рабочего поселка Новобурейский является юридическим лицом, что глава администрации рабочего поселка уполномочен подписывать договоры и соглашения, что к вопросам местного значения рп.Новобурейский относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком.3, находится в собственности муниципального образования рабочий <адрес>, о чем свидетельствуют выписка из реестра муниципального имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из заявления истца ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 обратился в МКУ администрация рп.Новобурейский с заявлением о заключении с ним договора социального найма жилого помещения на комнату №, общей площадью 15,97 кв.м в общежитии по адресу: <адрес>.
Согласно ответу МКУ администрация рп. Новобурейский №.5/173 от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение было отказано, и разъяснено, что заключить с ФИО2 договор социального найма жилого помещения на комнату №, общей площадью 15,97 кв.м в общежитии по адресу: <адрес>, как вновь обратившегося гражданина невозможно, так как заявитель не находится на учете в качестве нуждающегося. Перезаключить с заявителем договор социального найма жилого помещения по указанному адресу, в части изменения ранее заключенного договора также невозможно, так как согласно журнала регистрации договоров найма жилых помещений, отсутствуют сведения о ранее заключённом договоре.
Истец ФИО2 ссылаясь на то, что был вселен в спорное жилое помещение в качестве нанимателя, с момента вселения по настоящее время зарегистрирован в данном жилом помещении - комнате, несет бремя содержания, полагая, что между ним и ответчиком фактически сложились отношения по договору социального найма, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Как следует из искового заявления, исследованных материалов дела, подтверждено, что истец ФИО2 с момента вселения в жилое помещение, то есть с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, ком.3. Данное жилое помещение на основании ордера было предоставлено ему как работнику Отдела внутренних дел <адрес>.
Из трудовой книжки АТ-VIII № следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал стажером по должности милиционера группы патрульно-постовой службы милиции.
Согласно имеющейся в деле поквартирной карточки формы №, паспорта гражданина РФ ФИО2, платежных документов по оплате жилищно - коммунальных услуг за период с 2015 года по 2019 годы, нанимателем двух комнат 14,85 и 8,22 кв.м. в <адрес>, в <адрес> значится истец ФИО2, который был зарегистрирован в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Что вместе с ним в указанное жилое помещение были вселены: жена ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые были зарегистрированы в данном жилом помещении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки МКП «Мастер» № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что иных лиц, зарегистрированных в спорном жилом помещении в настоящее время, не имеется.
Справкой о расторжении брака № выданной ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС по <адрес> управления ЗАГС <адрес> подтверждено, что брак между ФИО2 и ФИО8 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о расторжении брака №.
Выпиской из ЕГР ЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что деятельность юридического лица муниципального учреждения служба «Заказчика» администрации <адрес> прекращена ДД.ММ.ГГГГ путем реорганизации в форме преобразования.
Платежными документами по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 2015 года по 2019 годы, лицевой счет № подтверждено, что истец ФИО2 являясь нанимателем жилого помещения, общей площадью 15,97 кв.м по адресу: <адрес>, ком.3., оплачивает коммунальные услуги, задолженности не имеет.
Согласно письменного сообщения МО МВД России «Бурейский» № от ДД.ММ.ГГГГ, в МО МВД России «Бурейский» отсутствует информация о предоставлении в 2005 году ОВД <адрес> жилого помещения гр.ФИО2 по адресу: <адрес>. Предоставление жилого помещения по договору социального найма, производилось сотрудникам, принятым на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ (ч.2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ).
Из материалов по оформлению договоров социального найма жилой площади МУ администрации рп.(пгт.) Новобурейский с 2005 года по 2017 год следует, что сведений о заключении договора социального найма жилого помещения с ФИО2 в 2005 году не имеется; что сведений о заключении договора социального найма жилого помещения с гр.ФИО8 в период с 2005 года по 2017 год, а также с 2018 года по 2020 год не имеется.
На основании совокупного анализа спорных правоотношений, имеющихся в деле доказательств и вышеприведенного законодательства, суд приходит к выводу о том, что само по себе не установление в настоящее время договора социального найма на занимаемое истцом жилье, - не может служить основанием для вывода об отсутствии у истца права на спорное жилое помещение, поскольку объективных данных, указывающих на то, что истец самовольно занял спорное жилое помещение – комнату в общежитии, суду стороной ответчика не предоставлено.
Стороной ответчика не предоставлено каких-либо доказательств фактам злоупотребления со стороны должностных лиц органов внутренних дел при регистрации истца в жилом помещении, в связи с чем суд полагает установленным факт того, что ФИО2 зарегистрирован в жилом помещении по месту жительства на законных основаниях.
Учитывая, что истец вселен в спорное жилое помещение в качестве нанимателя жилого помещения, зарегистрирован в нем по настоящее время, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, в связи с чем приобрел право пользования жилым помещением - комнатой.
Кроме того, отсутствие договора социального найма жилого помещения на спорное жилое помещение (например, в случае его утери) не может свидетельствовать о незаключенности договора найма жилого помещения, подтверждением заключения является открытый на имя истца финансовый лицевой счет, квитанции об оплате коммунальных услуг эксплуатирующей организации.
Как следует из счетов на оплату за апрель 2015 года, октябрь 2016 года, ноябрь 2017 года, ноябрь 2018 года, октябрь 2019 года, декабрь 2019 года лицевой счет № для оплаты услуги «социальный найм» за жилое помещение общей площадью 15,97 кв.м по адресу: <адрес> открыт МКУ Администрацией рп.Новобурейский на имя ФИО2, что проживает и зарегистрировано в данном жилом помещении – 1 человек, что задолженности не имеется.
Согласно единого платежного документа ПАО «ДЭК» за декабрь 2019 года, лицевой счет № открыт на имя ФИО2 для оплаты электроэнергии по жилому помещению по адресу: <адрес>.
Платежными документами (счетом) за январь 2019 года, за ноябрь 2017 года подтверждено, что лицевой счет № для оплаты услуг УК ООО «НЖК», вывоз ТБО ИП ФИО9, содержание жилья ООО «НЖК» по жилому помещению по адресу: <адрес> открыт на имя ФИО2.
Исследованными в совокупности материалами дела подтверждено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время добросовестно пользуется жилым помещением, имеет постоянную регистрацию в указанной комнате в квартире в общежитии по месту жительства, исполняет обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения, несет расходы по содержанию жилья - в связи с чем отсутствие в данном случае правоустанавливающих документов на спорную комнату не может служить препятствием к возникновению у истца права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.
Несмотря на длительный период регистрации истца в спорном жилом помещении, собственником – МКУ администрация рп.Новобурейский не ставился вопрос о выселении истца, ФИО2 производятся начисления по электроэнергии, за социальный найм, за услуги УК ООО «НЖК», за вывоз ТБО ИП ФИО9, за содержание жилья ООО «НЖК» по жилому помещению по адресу: <адрес>, открыты лицевые счета, с указанием его данных в соответствующих квитанциях.
Кроме того, ответчик выразил свое согласие на удовлетворение заявленных требований.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 о возложении на МКУ администрация рп. <адрес> обязанности заключить договор социального найма – правомерны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение администрация рп. <адрес> заключить с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комната 3.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья (подпись)
Мотивированное решение составлено 27 марта 2020 года.
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Л.В.Шевчик