Дело №2-691/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
*** г.Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Беляевой С.В.,
при секретаре Колмаковой Ю.О.,
с участием представителя истца Ковешникова Е.В.,
представителя ответчика Воробьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бутина Евгения Сергеевича о признании постановления Администрации г.Благовещенска Амурской области *** от *** незаконным, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Бутин Е.С. обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав, что постановлением мэра г.Благовещенска от *** *** на основании личного заявления он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, лицам из числа детей-сирот. В соответствии с решением Благовещенского городского суда Амурской области от *** удовлетворены исковые требования прокурора г.Благовещенска в защиту прав и законных интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Бутина Е.С. Согласно указанному решению суда на Администрацию г.Благовещенска возложена обязанность вне очереди предоставить Бутину Е.С. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в г.Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв.м. в пользование по договору социального найма. Постановлением Администрации г.Благовещенска от *** ***, принятом во исполнение решения суда, Бутину Е.С. предоставлена квартира *** состоящая из одной комнаты, общей площадью 27.9 кв.м., по адресу: *** г.Благовещенска. Данное постановление истец считает незаконным, нарушающим права и законные интересы сироты, принятым в нарушение решения Благовещенского городского суда Амурской области от ***. В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм». Данная норма прямо предусматривает, что предоставление жилья осуществляется по месту жительства сироты. В соответствии со ст.2 Закона РФ от *** *** «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», раскрыто существо понятия «место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село). Бутин Е.С. постоянно проживает в г.Благовещенске по адресу: г.Благовещенск, *** в арендуемом жилом помещении, данный адрес расположен во внутренней черте г.Благовещенска (городское поселение), тогда как предоставляемое жилое помещение находится на территории, прилегающей к городскому поселению, в *** (сельское поселение). Данный населенный пункт находится на значительном расстоянии от городской черты г.Благовещенска - 52 км., автобусное сообщение между данными населенными пунктами осуществляется по расписанию. То обстоятельство, что муниципальное образование г.Благовещенск наделено статусом городского округа, в который входит и населенный пункт ***, не свидетельствует о нахождении предоставляемой в порядке абз.2. п.1 ст.8 вышеназванного Закона квартиры в черте одного населенного пункта. Согласно п. п.1 п.1 ст85 Федерального закона от *** *** (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. Согласно указанному Федеральному закону в территорию городского округа входит территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа. В связи с этим территория городского округа представляет собой совокупность указанных выше территорий, в том числе тех, на которых расположены сельские населенные пункты. Таким образом, понятие населенного пункта применительно к абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяющему порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма детям - сиротам, не является равнозначным понятию городской округ. Наделение субъектом Российской Федерации муниципального образования статусом городской округа, в состав которого наряду с городской чертой соответствующего городского населенного пункта вошли сельские населенные пункты, повлекло изменение территориальной организации местного самоуправления. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о нахождении предоставляемой сироте квартиры в городской черте г.Благовещенска. Просит суд признать постановление мэра г.Благовещенска от *** *** незаконным, взыскать судебные издержки на плату услуг представителя в сумме *** рублей; расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей, расходы на оформление доверенности.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал, суду пояснив об обстоятельствах, изложенных в иске.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, суду указав, что согласно вступившему в законную силу решения Благовещенского городского суда от ***, на Администрацию г.Благовещенска была возложена обязанность предоставить вне очереди Бутину Е.С. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в г.Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв.м., в пользование по договору социального найма. Во исполнения указанного судебного акта Администрацией г.Благовещенска *** был проведен аукцион в электронной форме сайте www.zakupki.gov.ru. По результатам которого было приобретено 15 жилых помещений, в том числе и жилое помещение, расположенное в г.Благовещенске ***. Во исполнение решения Благовещенского городского суда Бутину Е.С. постановлением Администрации г.Благовещенска *** от *** и было предоставлено приобретенное на аукционе указанное жилое помещение, расположенное в г.Благовещенске, *** Факт того, что жилое помещение, расположенное в г.Благовещенске, ***, соответствует всем требованиям, указанным в решении Благовещенского городского суда от ***, установлен вступившим в законную силу определением Благовещенского городского суда от *** по делу по заявлению Бутина Е.С. об изменении способа исполнения решения Благовещенского городского суда от ***. Положениями ст.1 Устава муниципального образования города Благовещенска, утвержденного решением Думы города Благовещенска от *** *** (далее Устав) установлено, что город Благовещенск является городским поселением, наделенным законом Амурской области статусом городского округа. Согласно ст.3 Закона Амурской области от *** *** и ст.2 Федерального закона ***, городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами области. Из ст.2 Устава муниципального образования города Благовещенска следует, что в состав территории городского округа входят не являющиеся муниципальными образованиями сельские населенные пункты: ***, железнодорожные станции Белогорье и Призейская, ***. Статьей 10 Федерального закона от *** *** установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Законом Амурской области от *** *** «О наделении муниципального образования города Благовещенск статусом городского округа и об установлении его границ» *** вошло в состав города Благовещенск, следовательно, предоставленная Бутину Е.С. квартира *** г.Благовещенска находится на территории г.Благовещенска, а не в ином населенном пункте, как указал в своем заявлении Бутин Е.С.. Кроме того, на момент постановки Бутина Е.С. на учет в качестве нуждающегося ***, то есть возникновения обязательств по вне очередному обеспечению жильем, границы города Благовещенска включали в себя ***, железнодорожные станции *** и ***, ***, следовательно, в период принятия оспариваемого постановления Администрации г.Благовещенска *** от *** границы *** были установлены, в связи с чем, доводы Бутина Е.С. о том, что предоставленное ему жилое помещение, расположенное в г.Благовещенске, *** находится в ином населенном пункте, основаны на не верном применении и толковании норм материального права. Кроме того, ссылки заявителя на Определение Верховного Суда РФ по делу *** от *** являются не состоятельными и не могут быть применены при рассмотрении настоящего спора, поскольку оно вынесено по иной категории лиц, по иному предмету спора и по иным основаниям, регулирующим порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда в порядке ст. ст. 86 - 89 ЖК РФ. Так, согласно положениям ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо заявлению Бутина Е.С. к Администрации города Благовещенска об изменении способа исполнения решения Благовещенского городского суда от ***. В связи с чем, предусмотренных законом оснований для признания незаконным постановления Администрации г.Благовещенска от *** *** не имеется, поскольку оно принято в рамках действующего законодательства. Кроме того, с требованием Бутина Е.С. о взыскании в его пользу судебных издержек в сумме *** рублей, связанных с оплатой услуг представителя, не согласны, поскольку истцом не представлено доказательств того, что им были понесены указанные затраты и в указанной сумме, а также взыскиваемая на оплату услуг представителя сумма не соразмерна рассматриваемому делу.
Истец, обеспечивший явку своего представителя, представитель третьего лица МУ «Благовещенский городской жилищный центр» в судебное заседание, просивший рассмотреть дело в его отсутствие, не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд, выслушав мнение сторон, полагавших возможным рассмотреть дело при данной явке, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица, извещенного о дате и месте рассмотрения дела.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что решением Благовещенского городского суда от *** на Администрацию г.Благовещенска возложена обязанность вне очереди предоставить Бутину Е.С. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства в г.Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв.м., в пользование по договору социального найма.
Во исполнение решения Благовещенского городского суда от *** постановлением Администрации г.Благовещенска от *** Бутину Е.С. предоставлена в пользование на условиях социального найма квартира *** по адресу: ***, в которую истец вселиться отказался.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», предписано, что принимая во внимание положения ст.256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица (п.24).
Оспариваемое постановление принято Администрацией г.Благовещенска ***. С заявлением в суд о признании данного постановления незаконным, согласно входящему штампу Благовещенского городского суда, заявитель обратился ***, то есть, в установленный трехмесячный срок. На основании изложенного суд приходит к выводу, что срок на обращение с заявленными требованиями заявителем не пропущен.
Как следует из доводов истца, постановление от *** Администрации г.Благовещенска о предоставлении ему квартиры *** принято в нарушение решения Благовещенского городского суда и нарушает его права и законные интересы. В обоснование своих доводов истец указывает, что жилое помещение ему должно быть предоставлено в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по месту жительства.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, законодателем помимо иных требований к предоставляемому сироте жилому помещению, предусмотрено специальное требование о необходимости предоставления жилого помещения по месту жительства сироты.
Как следует из пояснений истца, его представителя, материалов дела, и не оспаривается стороной ответчика, истец проживает в арендуемом жилом помещении в черте г.Благовещенска (городское поселение) по *** г.Благовещенска, тогда как предоставляемое жилое помещение находится на территории, прилегающей к городскому поселению в *** (сельское поселение).
Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (ч.1 ст.57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (ч.2 ст.57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Так, согласно ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев (ч.1). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.2). По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5).
Решением суда от *** установлено, что истец проживает в г.Благовещенске и по месту жительства поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, следовательно, он имеет право на обеспечение жилым помещением в ***.
Согласно п.п.1 п.1 ст.85 Федерального закона от *** *** (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. Согласно указанному Федеральному закону, в территорию городского округа входит территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территория традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа. В связи с этим территория городского округа представляет собой совокупность указанных выше территорий, в том числе тех, на которых расположены сельские населенные пункты. Таким образом, понятие населенного пункта применительно к нормам Федерального закона от *** *** (редакция от ***) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.57 ЖК РФ, не является равнозначным понятию городской округ.
Наделение субъектом Федерации муниципального образования статусом городского округа, в состав которого наряду с городской чертой соответствующего городского населенного пункта пошли сельские населенные пункты, повлекло изменение территориальной организации местного самоуправления, однако данное обстоятельство не свидетельствует о нахождении предоставляемой квартиры в городской черте Благовещенска.
В соответствии с п.1 ст.10 Закона Амурской области от *** *** «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области», при образовании, преобразовании или упразднении городского округа. ***, городского поселения, изменении их границ сохраняется территориальная целостность поселков, сельсоветов и иных населенных пунктов, находившихся в границах городского округа, муниципального района, городского поселения, за исключением случаев упразднения населенных пунктов. С учетом того, что упразднения населенного пункта *** не производилось и не могло быть произведено, с учетом ст.16 требования указанного закона, суд приходит к выводу, что *** является отдельным населенным пунктом, находящимся в границах городского округа, а также принимает доводы стороны истца со ссылкой на п.3 ст.2 Решения Думы г.Благовещенска от *** *** «О принятии Устава муниципального образования города Благовещенска», предусматривающего, что в состав территории городского округа входят не являющиеся муниципальными образованиями сельские населенные пункты: ***, железнодорожные станции *** и ***, ***.
Помимо этого, постановлением мэра г.Благовещенска от *** *** «Об утверждении положения о территориальном управлении села Белогорье и должностной инструкции начальника территориального управления села Белогорья» закреплены конкретные задачи, функции и структура территориального управления села Белогорье.
Доводы представителя ответчика о том, что законность представления жилого помещения истцу в *** была предметом рассмотрения Благовещенским городским судом *** заявления истца об изменении способа исполнения решения суда от *** являются несостоятельными, потому как законность постановления мэра г.Благовещенска от *** ***, которым Бутину Е.С. предоставлена квартира в данном населенном пункте, предметом рассмотрения не являлась, решался лишь вопрос о возможности исполнения способа исполнения решения суда, в связи с чем, преюдициального значения при разрешении настоящего спора, по мнению суда, не имеет.
В силу ст.253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в виду установления нарушения прав и интересов истца, заявление Бутина Е.С. подлежит удовлетворению.
Рассматривая требования истца о взыскании в его пользу судебных расходов, суд приходит к следующему.
В силу ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из ст. ст. 88, 94 ГПК РФ следует, что в состав судебных расходов включается государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела, к которым, в том числе, относятся расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом расходы.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере *** рублей, что подтверждается квитанцией от ***. С учетом удовлетворения иска и согласно ст.333.19 НК РФ, суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в указанном размере.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из содержания вышеприведенной нормы права, размер вознаграждения представителя зависит от продолжительности и сложности дела, квалификации и опята представителя. Кроме того, в силу указанной нормы суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет её чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя в качестве критерия разумность понесенных расходов. При этом не разумными могут быть сочтены значительные расходы, не оправданные ценностью подлежащего защите права, либо не сложностью дела. Таким образом, учитывая количество времени, затраченного представителем истца на участие в судебном заседании, категорию спора, сложность дела, учитывая требования разумности и справедливости, суд признает предъявленную истцом сумму судебных расходов *** рублей завышенной, и считает возможным взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме *** рублей.
Учитывая, что интересы Бутина Е.С. в судебном заседании представлял Ковешников Е.В. на основании нотариально удостоверенной доверенности от ***, за нотариальное удостоверение доверенности, зарегистрированной в реестре за ***, Бутиным Е.С. оплачено *** рублей, которые так же подлежат взысканию с Администрации г.Благовещенска в пользу Бутина Е.С.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Признать постановление Администрации г.Благовещенска Амурской области *** от *** незаконным.
Взыскать с Администрации г.Благовещенска в пользу Бутина Евгения Сергеевича судебные расходы в размере *** (***) рублей, отказав в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов в большем размере.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Беляева