Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-606/2015 ~ М-14183/2014 от 01.01.2015

Дело № 2-606/15



Решение

именем Российской Федерации

«13» января 2015 года                      ***

Благовещенский городской суд *** в составе:

председательствующего судьи Емшанова И.С.,

при секретаре Хованец Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании незаконным бездействия государственного казенного учреждения *** - управление социальной защиты населения по городу ***, связанного с невыплатой компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за период, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Б. обратилась в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указала, что *** Правительством *** в рамках реализации подпрограммы «Развития ипотечного жилищного кредитования в *** на *** годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения *** на *** годы» принято постановление *** «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков» (в редакции от ******).

Настоящее постановление вступило в силу с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ***.

*** между нею, ТретьеЛицо1 (созаемщики) и ОАО «***» заключен кредитный договор *** на приобретение объекта недвижимости.

В связи со смертью ТретьеЛицо1 право собственности на приобретенное жилое помещение – квартиру № *** по ул. ***, *** *** перешло к ней, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ***.

В соответствии с указанным постановлением Правительства *** *** от *** в январе *** года она обратилась в ГКУ АО «***» с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ******.

*** ГКУ АО «***» принято решение о предоставлении компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору от ******.

Согласно пункту 9 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, утвержденного постановлением Правительства *** *** от ***, выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение *** рабочих путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации.

Однако, с февраля по октябрь *** года обязанность по уплате процентов в рамках программы управлением не исполняется.

В связи с чем образовалась задолженность по вышеуказанным выплатам за период с февраля *** года по октябрь *** года.

На основании изложенного заявитель просит суд:

признать незаконным бездействие государственного казенного учреждения *** - управление социальной защиты населения по городу *** в части несвоевременной выплаты компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору от ******, заключенного между Б., ТретьеЛицо1 и ОАО «***», за период с февраля *** по октябрь ***;

обязать государственное казенное учреждение *** - управление социальной защиты населения по городу *** и *** осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** *** в размере *** *** копеек;

взыскать с государственного казенного учреждения *** - управление социальной защиты населения по *** и *** денежную сумму, затраченную на уплату государственной пошлины, в размере ***.

Представитель государственного казенного учреждения *** - управление социальной защиты населения по *** и *** в представленном суду письменном отзыве возражала относительно удовлетворения заявленных требований, указала, что несвоевременная выплата компенсации связана с недостаточным финансированием подпрограммы. Объем бюджетного финансирования, выделенный на *** года, недостаточен для покрытия всех расходов по подпрограмме. По состоянию на ноябрь *** года задолженность перед получателями социальных выплат в *** составила *** *** копеек. Задолженность перед заявителем *** *** копейки. Поскольку объем бюджетного финансирования не зависит от управления, оснований полагать, что управлением допущено незаконное бездействие, не имеется.

Из письменной позиции, представленной представителем министерства социальной защиты *** следует, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку на *** год для целей финансирования подпрограммы выделено *** рублей, которые освоены в полном объеме.

Представитель Правительства ***, согласно представленному письменному отзыву, также возражал относительно заявленных требований, указал, что обязательства на социальное обеспечение населения в рамках подпрограммы возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств и подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.

В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом заявитель Б., представители ГКУ – УСЗН, Правительства ***, министерства социальной защиты населения ***, просившие о рассмотрении дела в свое отсутствие. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как следует из материалов дела, *** между ОАО «***» и Б., ТретьеЛицо1 был заключен кредитный договор № ***, по условиям которого заемщикам был предоставлен ипотечный кредит в размере *** для приобретения объекта недвижимости – квартиры, находящейся по адресу: ***, ул. ***, ***, *** на срок до ***.

В январе *** заявитель обратилась в государственное учреждение *** – управление социальной защиты населения по городу *** с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в *** на *** годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения *** на *** годы» (утв. постановлением Правительства *** от ******).

Решением государственного казенного учреждения *** – управление социальной защиты населения по городу *** от *** *** расходы по кредитному договору, заключенному заявителем, приняты к компенсации.

С февраля *** года по октябрь *** года выплаты заявителю не осуществляются.

Согласно справке государственного казенного учреждения *** – управление социальной защиты по городу *** от *** *** сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед заявителем за период с февраля по октябрь *** года составляет *** *** копеек.

В рамках настоящего дела заявитель ставит вопрос о признании незаконным бездействия управления, связанного с уклонением от выплаты указанных средств, просит возложить обязанность по перечислению суммы задолженности, полагая, что управление уклоняется от выполнения принятых социальных обязательств.

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в *** на *** года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения *** на *** годы» (утв. постановлением Правительства *** от ******).

Постановлением Правительства *** от *** *** постановление Правительства *** от *** *** утратило силу с ***.

Постановлением Правительства *** от *** *** утверждена государственная программа *** «Обеспечение доступным и качественным жильем населения *** на *** годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ***». Государственная программа введена в действие с ***.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории ***.

В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается участвующими в деле лицами и подтверждено справкой о сумме задолженности, что заявитель Б. соответствует условиям действия государственной программы, введенной с ***, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ***» государственная программа *** «Обеспечение доступным и качественным жильем населения *** на *** годы».

Из материалов дела также следует, что в период с февраля по октябрь *** года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, заявителю не осуществлялась. При этом заявитель в установленные законодательством сроки подтверждала свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).

Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета ***. В соответствии с приложением *** Закона *** от *** №298-ОЗ «Об областном бюджете на *** год и плановый период *** и *** годов» финансовое обеспечение государственной поддержке путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории ***, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило ***. рублей.

По информации, представленной министерством социальной защиты населения ***, данные финансовые средства освоены в полном объеме, выделение дополнительных финансовых средств в ближайшее время не ожидается.

Постановлением Правительства *** от *** *** (с последующими изменениями) утверждено Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

В соответствии с пунктом 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые *** месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.

Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению *** к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № *** *** к настоящему Положению.

Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения *** путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории ***, а также функции государственного казенного учреждения *** – управление социальной защиты населения по городу ***, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав заявителя допущено именно действиями (бездействием) управления социальной защиты. Управление не участвует в процессе формирования объема финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.

В этой связи суд не усматривает достаточных правовых и фактических оснований для вынесения решения о признании незаконным бездействия именно управления.

Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о возложении на управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).

В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в *** на *** года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ***», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в *** на *** года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный пост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти ***.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от *** № 20-П, от *** № 8-П, от *** № 11-П, от *** № 9-П, Определение от *** № 415-О и др.).

Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким – либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола *** к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «*** против Австрии» (*** год), по делу «*** против Австрии» (*** год), по делу «*** и другие против Великобритании» (*** год).

При толковании указанного принципа в решении по делу «*** против Украины» (*** год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «*** против Российской Федерации» (*** год).

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** *** «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от *** N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что заявитель Б. в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного заявителю права.

Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным суд считает необходимым возложить на государственное казенное учреждение *** – управление социальной защиты населения по городу *** обязанность осуществить заявителю компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору *** от *** за период с февраля *** года по октябрь *** года в сумме *** *** копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

При обращении в суд заявителем была уплачена государственная пошлина в размере ***, которая подлежит взысканию с управления в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

заявление Б. удовлетворить частично.

Возложить на государственное казенное учреждение *** - управление социальной защиты населения по городу *** обязанность осуществить выплату Б. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору *** от *** за период с февраля *** года по октябрь *** года в сумме *** *** копеек.

Взыскать с государственного казенного учреждения *** - управление социальной защиты населения по городу *** в пользу Б. расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере ***.

В остальной части заявления отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ***.

Председательствующий                                 Емшанов И.С.

2-606/2015 ~ М-14183/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Болелая Ольга Алексеевна
Ответчики
ГКУ Ао УСЗН по г БЛаговещенску
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Емшанов И.С.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
01.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2015Передача материалов судье
13.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2015Судебное заседание
13.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее