Дело № 2-2098/2015
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 23 марта 2015 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.
при секретаре судебного заседания Щербинской А.Ю.,
с участием прокурора Куликова С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-технический университет» Министерства обороны Российской Федерации (ВТУ) к Скирдин М.Н. и Скирдину Т.В., действующим также
в интересах несовершеннолетнего Скирдин Н.М., о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии
с регистрационного учета и выселении,
Установил:
Истец обратился в суд с названным иском, обосновывая его тем,
что ДД.ММ.ГГГГ со Скирдиным М.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения №, предметом которого является предоставление ответчику и членам его семьи за плату во владение
и пользование служебное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, расположенное по адресу: <адрес>,
<адрес>, расположенное на территории Военно-технического университета в общежитии, для временного проживания в нем Согласно данного договора, жилое помещение предоставлялось на период прохождения нанимателем военной службы. Занимаемое Скирдиным М.Н. и его семьей жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации
от ДД.ММ.ГГГГ № Скирдин М.Н. досрочно уволен с военной службы в связи с организционно-штатными мероприятиями, в связи с чем, приказом начальника Военно-технического университета от ДД.ММ.ГГГГ № был исключен из списков личного состава.
Скирдину М.Н. выплачены обе части (накопительная и дополнительные накопления), как участнику накопительно – ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, следовательно государством выполнено обязательство по обеспечению ответчика жилым помещением.
Поскольку Скирдин М.Н. уволен с военной службы, и обеспечен всеми положенными выплатами, правовых оснований для занятия спорной квартиры, отнесенной к специализированному жилищному фонду, не имеется,
а заключенный договор найма является прекращенным.
Неоднократные устные и письменные уведомления о прекращении договора и необходимости вселения Скирдина М.Н. к положительному результату не привели. Мер по освобождению занимаемого жилого помещения ответчиком не принято.
Истец не возражает относительно предоставления отсрочки исполнения решения суда до конца отопительного сезона, а именно: до <данные изъяты>
На основании изложенного просил суд принять решение
о принудительном выселении Скирдина М.Н., Скирдиной Т.В., Скирдина Н.М. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, прекратить право пользования ответчиков указанным жилым помещением, обязать органы УФМС снять ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 3-8).
В судебном заседании представитель истца по доверенности – Слуцкий М.А., поддержал заявленные исковые требования, и просил суд
их удовлетворить. Дал пояснения, сходные по смыслу и содержанию
с доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчик Скирдин М.Н. в судебном заседании не оспаривал свою обязанность освободить занимаемое служебное жилое помещение. Пояснил,
что занимаемое им и членами его семьи жилое помещение является служебным, и было предоставлено ему на период прохождения военной службы. С военной службы он был уволен. Ко дню судебного заседание его право на получение жилья реализовано, так как ему в полном объеме осуществлена накопительно – ипотечная выплата предусмотренная законодательством. Он не освобождает занимаемое жилое помещение в связи с тем, что не до конца осуществил ремонт в приобретенном жилом помещением, в связи с чем не имеет возможности переехать в него и перевести свою семью, так как из – за отсутствия ремонта
в нем невозможно проживать. Просил суд в случае принятия решения
о выселении предоставить некоторое время, около 3-х месяцев, необходимое ему для того, чтобы переехать в приобретенное жилое помещение. Просил отказать в требовании о взыскании оплаченной государственной пошлины.
Ответчица Скирдина Т.В. поддержала мнение Скирдина М.Н.
Третье лицо – отдел УФМС России по <адрес>
по г.о. Балашиха, надлежащим образом извещенное, в судебное заседание своего представителя не направило.
Участвующий в судебном заседании прокурор Куликов С.Б.
дал заключение, согласно которого полагал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, так как Скирдин М.Н. и члены его семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят. Скирдин М.Н.
был уволен с военной службы, обеспечен жилым помещением через участие
в накопительно – ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, связи с чем, должен освободить занимаемое им служебное жилое помещение. Члены его семьи также обязаны освободить занимаемое жилое помещение,
так как их права производны от прав Скирдина М.Н.
С учетом мнения участвующих в судебном заседании лиц суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав мнение сторон, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, определяет Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, ФЗ «О статусе военнослужащих»).
В силу п. 1 ст. 1 названного выше Федерального закона, статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее -
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ), как это установлено п. 1 ст. 2 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ.
К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций
и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты
и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу
по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования
до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву), как это предусмотрено абз. 3 и 4 п. 1 ст. 2 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих», социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются, в числе иных лиц, военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей. К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено данным Федеральным законом, другими федеральными законами, в числе иных лиц относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети.
Статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено,
что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Согласно п. 15 указанно статьи, военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений
в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абз. 12 п. 1, п.п. 13, 14, 16 - 19 �����������������������абз. 2 и 3
п. 1 ст. 23 данного Федерального закона.
Статьей 23 названного выше Федерального закона предусмотрено,
что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту
и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права
на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения
по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Статья 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ
«О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФЗ от 20.08.20014 г. № 117-ФЗ), к участникам накопительно-ипотечной системы относит, в том числе, следующих военнослужащих: лиц, окончивших военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получивших в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом, указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Согласно п.п. 3 п. 3 названной выше статьи, основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является: исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.
Порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку
и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства определен Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054.
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512
«О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений
в собственность бесплатно» утверждены: Правила признания нуждающимися
в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (далее – Правила признания нуждающимися) и Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно (далее - правила предоставления).
Постановлением Правительства РФ от 04 мая 1999 года № 487 определены Условия и порядок заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба (далее – Условия и порядок заключения жилищного договора).
Согласно п.п. 3 – 5 Положения, жилищный договор заключается между Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, в целях обеспечения их служебными жилыми помещениями. Военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются по нормам и в порядке, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
с учетом права на дополнительную жилую площадь. Жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу
в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - до окончания военной службы по призыву. При окончании срока действия контракта
о прохождении военной службы военнослужащими или увольнении с военной службы по призыву - для офицеров, призванных на военную службу
в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - жилищный договор прекращает свое действие. Жилищный договор расторгается
в случаях: досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более; обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилищный договор может быть расторгнут по соглашению сторон. В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством
и жилищным договором.
Содержание абз. 2 п. 5 названного Положения и п.п. 1 п. 9 Приложения
к нему во взаимосвязи с положениями п.п. 13 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» указывает на то, что названная в Положении категория военнослужащих не может быть выселена из специализированных жилых помещений до предоставления им жилья для постоянного проживания
при увольнении в запас (данная правовая позиция определена в Определении Верховного Суда РФ от 16 февраля 2010 года № КАС10-41).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом
от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Как установлено ст. 2 названного выше Федерального закона, военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях
при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых
на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 36 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ, порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, как это установлено п. 11 ст. 38 указанного выше Федерального закона.
Основания увольнения с военной службы определены ст. 51 ФЗ
«О воинской обязанности и военной службе». Согласно п. 1 названной статьи, военнослужащий подлежит увольнению с военной службы, в том числе,
по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (п.п. «а» п. 1), по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта (п.п. «б» п. 1), по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (п.п. «в» п. 1).
Согласно п. 2 названной статьи, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы, в том числе,
в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2).
Положение о порядке прохождения военной службы утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы». Данным Положением определяются порядок прохождения военной службы в мирное время гражданами Российской Федерации,
не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства,
в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности
и военной службе», а гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях, порядок заключения контракта о прохождении военной службы и прекращения его действия, а также регулируются другие вопросы
в соответствии с федеральным законодательством.
Подпунктом «а» п. 4 ст. 34 Положения предусмотрено,
что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы: в связи с организационно - штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения.
Согласно п.п. 17 - 18 ст. 34 Положения предусмотрено,
что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий
по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания
на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части
они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту
и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права
на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения
по основаниям, установленным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ
и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации
или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися
в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются
в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого
по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определены
ст. 51 ЖК РФ. Согласно названной статьи, гражданами, нуждающимися
в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений
или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие
в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения
по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет)
на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими
в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет
не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете
в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия,
в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися
в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, что установлено ст. 53 ЖК РФ.
Согласно ч.ч. 1-2 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд
с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи
с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений,
за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются
по установленным ГК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания
в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается
на основании решения о предоставлении такого помещения. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
Как установлено ст. 101 ЖК РФ, договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения. Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения,
а также в иных предусмотренных ст. 83 ЖК РФ случаях.
Статьей 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным ЖК РФ основаниям. Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения
в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения,
за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
В соответствии со ст. 103 ЖК РФ, в случаях расторжения
или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали
по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке
без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 ЖК РФ и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в числе иных лиц, члены семьи военнослужащих.
Статьей 104 ЖК РФ установлено, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации
или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается,
если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды,
а также если имеют обременения прав на это имущество.
Согласно п. 5 этих же Правил, к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд
с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения
из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных данными Правилами, как это предусмотрено п. 12 Правил.
Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2010 года № 179
«О полномочиях федеральных органов исполнительной власти
по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» установлено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления
и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд
с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда; предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела:
Решением жилищной комиссии ВТУ от ДД.ММ.ГГГГ Скирдину М.Н., как нуждающемуся в обеспечении служебным жилым помещением, предоставлена на состав семьи 3 человека отдельная двухкомнатная квартира
№ по адресу: <адрес> (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГГГ ВТУ и Скирдин М.Н. заключили договор № найма жилого помещения в общежитии, согласно которому ответчикам передано за плату в пользование служебное жилое помещение №, находящееся в федеральной собственности, по адресу: <адрес>,
<адрес>, на территории ВТУ, для временного проживания в нем. Согласно п. 1.1 договора, жилое помещение предоставлено
в связи с прохождением Скирдиным М.Н. военной службы, и заключен
на период прохождения военной службы (п. 1.5 договора). Как предусмотрено
п. 4.5, данный договор прекращается, в том числе, в связи с окончанием срока военной службы (л.д. 14).
Скирдин М.Н. был досрочно уволен с военной службы с зачислением
в запас в связи с организационно – штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2
ст. 51 Федерального закона), что подтверждено выпиской из приказа №
от ДД.ММ.ГГГГ, из корой также следует, что он является участником накопительно – ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (л.д. 23).
Приказом начальника ВТУ № от ДД.ММ.ГГГГ Скирдин М.Н. исключен из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ, со всех видов обеспечения, и направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес> по городам Балашиха, Железнодорожный, Реутов
и <адрес> (л.д. 24).
Ответчики зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской
из паспортной картотеки и лицевым счетом (л.д. 10; 19).
Спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, находится в оперативном управлении ВТУ, как это усматривается
из сообщения ТУ Росимущества в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, акта присвоения адреса объекту недвижимого имущества, свидетельства
о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11; 12; 18).
Скирдину М.Н. направлялось уведомление об освобождении занимаемого жилого помещения (л.д. 15).
Как следует из пояснений представителя истца, Скирдин М.Н. и члены
его семьи не освободили занимаемое жилое помещение, и продолжают в нем проживать. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.
Ранее ВТУ обращался в суд с иском о выселении ответчиков. Решением Балашихинского городского суда Московской области по делу №
от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска ВТУ к Скирдину М.Н., Скирдиной Т.В., представляющей также интересы несовершеннолетнего Скирдина Н.М.,
о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения отказано. По указанному гражданскому делу установлено, что ответчики не приобрели жилое помещение через участие в накопительно – ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих (л.д. 45-48).
Из платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на Скирдина М.Н. перечислены средства дополнительного накопления для жилищного обеспечения военнослужащего в размере 2 172 406 рублей 84 копейки (л.д. 21).
Согласно сообщения <данные изъяты> Скирдину М.Н. произведена выплата накоплений
ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, что подтверждено также платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22; 25).
Указанные обстоятельства произведенных выплат ответчиками
не оспаривались. Скирдин М.Н. пояснил, что в связи с выплатами было приобретено жилое помещение, в котором он в данное время проводит ремонтные работы, чтобы подготовить его к проживания вместе с семьей.
Иных доказательств по делу не представлено, и ходатайств
об истребовании судом иных доказательств стороны не заявляли.
Представленные по делу доказательства суд считает относимыми, допустимыми и достоверными, а в их совокупности и взаимной связи достаточными для разрешения гражданского дела.
Исследовав имеющиеся по делу доказательства в их совокупности,
суд считает установленными следующие фактические обстоятельства дела.
Скирдин М.Н., являясь участником накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, проходил военную службу,
с которой был досрочно уволен в связи с организационно – штатными мероприятиями, то есть по основанию, предусмотренному п.п. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с положениями закона, предусмотренными ст.ст. 92-93, 99, 100, 104 ЖК РФ, ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», Положением
«Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» (утв. Постановлением Правительства РФ
от 04.05.1999 г. № 487), Скирдину М.Н. и членам его семьи предоставлено служебное жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на территории ВТУ, которой ответчики имели право пользоваться и проживать в ней в период прохождения Скирдиным М.Н. военной службы.
В силу ст. ст. 102-104 ЖК РФ, Положения «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 г. № 487), а также положений самого Договора найма служебного жилого помещения №
от ДД.ММ.ГГГГ, данный договор был прекращен, так как
ДД.ММ.ГГГГ Скирдин М.Н. уволен с военной службы, и ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава восковой части, тем самым,
в силу закона и договора, утратил право пользования служебным жилым помещением вместе с членами семьи.
В силу п.п. 3 п. 3 ст. 9 ФЗ от 20.08.20014 г. № 117-ФЗ Скирдин М.Н. подлежит исключении из реестра участников накопительно – ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, так как предусмотренная данным законом выплата ему произведена (л.д. 21; 22), что не оспаривалось самими ответчиком, пояснившим, что жилое помещение для постоянного проживания было им приобретено.
Таким образом, согласно названным выше положениям закона, Скирдин М.Н. и члены его семьи обязаны освободить занимаемое служебное жилое помещение, однако данную обязанность не исполнили, проживают в спорном жилом помещении, и занимают его ко дню судебного заседания. Данное обстоятельство препятствует ВТУ предоставить в установленном законом порядке указанное служебное жилое помещение нуждающимся
в предоставлении такого жилого помещения военнослужащим и членам
их семей.
Предусмотренных законом оснований, по которым указанные лица
не могут быть выселены из занимаемого ими служебного жилого помещения,
не имеется.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиками не представлено суду доказательств, свидетельствующих
о необоснованности исковых требований, и опровергающих имеющиеся по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.
Таким образом, суд считает исковые требования (ВТУ) к Скирдину М.Н.
и Скирдиной Т.В., действующим также в интересах несовершеннолетнего Скирдина Н.М., о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении - обоснованными,
и подлежащими удовлетворению.
Вместе с этим, учитывая фактические обстоятельства, установленные
по делу, заявление ответчика Скирдина М.Н., мнение представителя истца, суд считает возможным отсрочить исполнение решения суда в данной части на срок три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Истцом при подаче искового заявления оплачена государственная пошлина в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей (л.д. 9), которая согласно
ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию в равных долях в его пользу с ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-технический университет» Министерства обороны Российской Федерации (ВТУ) к Скирдин М.Н. и Скирдину Т.В., действующим также в интересах несовершеннолетнего Скирдин Н.М.,
о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии
с регистрационного учета и выселении - удовлетворить.
Признать Скирдин М.Н., Скирдину Т.В., Скирдин Н.М. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Данное решение является основанием для снятия Скирдин М.Н., Скирдину Т.В., Скирдин Н.М., с регистрационного учета по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Выселить Скирдин М.Н., Скирдину Т.В., Скирдин Н.М. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, без предоставления другого жилого помещения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать в пользу Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-технический университет» Министерства обороны Российской Федерации (ВТУ)
со Скирдин М.Н. и Скирдину Т.В., действующих также в интересах несовершеннолетнего Скирдин Н.М., в равных долях оплаченную государственную пошлину
в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области
в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 30 марта 2015 г.
Судья Д.И. Лебедев