Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4733/2021 ~ М-4048/2021 от 07.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи         Осьмининой Ю.С.,

при секретаре                  Гостяеве А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4733/2021 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Астраханцеву Ю.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Астраханцеву Ю.В. о взыскании задолженности в сумме 125 847,81 рублей, из которых налог на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 100 898 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 г. по 17.12.2020 г. в размере 124,67 рублей, земельный налог за 2019 г. в размере 24 769 рублей, пени по земельному налогу за период с 02.12.2020 г. по 17.12.2020 г. в размере 56,14 рублей, сославшись на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему недвижимого имущества, не своевременно исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем в его адрес было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которое было оставлено без исполнения.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Астраханцев Ю.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, причины своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства по делу, о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.

В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, ознакомившись с административным иском, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.

Главой 31 НК РФ закреплено взыскание земельного налога, отнесенного к местным налогам и сборам.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Из ст. 390 НК РФ следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ст. 391 НК РФ).

Главой 32 НК РФ закреплено взыскание налога на имущество физических лиц, отнесенного к местным налогам и сборам.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, или исходя из инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято иное решение 1 п.2)

В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ, налоговая база определяется в ношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Статьей 409 НК РФ предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Судом установлено и следует из материалов дела, в 2019 г. Астраханцев Ю.В. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>; иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером 191 по адресу: <адрес>; иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес>; иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес>; иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес> иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес>; иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес>; иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес>; иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес>; иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес>; иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес>; иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).

01.10.2020 г. налоговым органом в адрес Астраханцева Ю.В. было направлено налоговое уведомление от 01.09.2020 г., что подтверждается реестром почтовых отправлений, в котором предлагалось уплатить не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах, в том числе земельный налог за 2019 год в размере 24 769 рублей за земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Ввиду невнесения Астраханцевым Ю.В. оплаты налога на имущество физических лиц, земельного налога за 2019 налоговый период, были начислены пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 г. по 17.12.2020 г. в размере 124,67 рублей, пени по земельному налогу за аналогичный период в размере 56,14 рублей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).

21.12.2020 г. Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области в адрес налогоплательщика Астраханцева Ю.В. было направлено требование по состоянию на 18.12.2020 г. об уплате за 2019 налоговый период налога на имущество физических лиц в размере 104 166 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 г. по 17.12.2020 г. в размере 236,11 рублей, земельного налога за 2019 год в размере 24 769 рублей, пени по земельному налогу за период с 02.12.2020 г. по 17.12.2020 г. в размере 56,14 рублей. Направление требования в адрес налогоплательщика подтверждается реестром почтовых отправлений от 21.12.2020 г.

Налоговым органом был предоставлен срок исполнения требования до 02.02.2021 г.

В установленный срок обязанность по уплате недоимки по налогу и пени исполнена не была.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, казанных в требовании об уплате налога.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

06.05.2021 г. Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Астраханцева Ю.В. недоимки по налогу и пени за 2097 налоговый период на общую сумму 125 847,81 рублей. И.о. мирового судьи судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области мировым судьей судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области 11.05.2021 г. был вынесен судебный приказ № о взыскании с Астраханцева Ю.В. указанной выше суммы, который определением от 15.06.2021 г. был отменен на основании возражений, поступивших от должника.

В соответствии с приказом ФНС России от 16.02.2021 № и приказом Управления от 18.02.2021 Межрайонная ИФНС России №19 по Самарской области реорганизована путем присоединения к Межрайонная ИФНС №15 по Самарской области.

После отмены судебного приказа 07.09.2021 г. налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогам и по пени. Иск подан в сроки, предусмотренные ст. 286 КАС РФ.

Также из материалов дела следует, что 10 декабря 2019 г. Определением Арбитражного суда Самарской области принято заявление ФНС России о признании несостоятельным (банкротом) гражданина Астраханцева Ю.В.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2020 г. по делу № в отношении Астраханцева Ю.В. введена процедура, применяемая в деле о банкротстве граждан - реструктуризация долгов гражданина. Как указано в определении, причиной возникновения задолженности является неуплата: транспортного налога за 2014, 2015, 2016, 2017 гг., земельного налога за 2014, 2015, 2016, 2014 гг., налога на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016, 2017 гг. в общей сумме 720 261,42 рублей, в том числе 614 383,42 рублей основной долг, 105 578 рублей пени, 300 рублей штраф.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 марта 2021 г. Астраханцев Ю.В. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев.

Таким образом, обязательство по уплате земельного налога за 2019 года и налога на имущество физических лиц за 2019 год Астраханцева Ю.В. возникло после даты принятия Арбитражным судом Самарской области заявления о признании должника банкротом.

Следовательно, предъявленные ко взысканию обязательные платежи являются текущими платежами, и требования об их взыскании не подлежат включению в реестр требований кредиторов в рамках дела о банкротстве. Являющиеся предметом спора обязательные платежи и начисленные за просрочку их уплаты пени не могли быть предъявлены в рамках процедуры банкротства административного ответчика и завершение процедуры банкротства не влечет прекращения обязательства по их уплате.

Данный вывод следует из положений части 5 статьи 213.28 параграфа 1.1 главы X Закона о банкротстве, предусматривающей, что требования кредиторов по текущим платежам сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При таком положении, возможность принудительного взыскания суммы недоимки не утрачена, административным истцом обоснованно исчислен налог за налоговый период 2019 год.

С учетом изложенного, поскольку доказательств внесения оплаты образовавшейся недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц, земельного налога, пени по земельному налогу административным ответчиком не представлено, суд полагает обоснованными административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области о взыскании с Астраханцева Ю.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 100 898 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 г. по 17.12.2020 г. в размере 124,67 рублей, земельному налогу за 2019 г. в размере 24 769 рублей, пени по земельному налогу за период с 02.12.2020 г. по 17.12.2020 г. в размере 56,14 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 3 716,96 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области удовлетворить.

Взыскать с Астраханцева Ю.В., зарегистрированного по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИНФС России № 15 по Самарской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 100 898 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 г. по 17.12.2020 г. в размере 124,67 рублей, земельному налогу за 2019 г. в размере 24 769 рублей, пени по земельному налогу за период с 02.12.2020 г. по 17.12.2020 г. в размере 56,14 рублей, а всего 125 847,81 рублей.

Взыскать с Астраханцева Ю.В. в доход бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 3 716,96 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.12.2021 г.

Председательствующий:              Ю.С. Осьминина

    

2а-4733/2021 ~ М-4048/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области
Ответчики
Астраханцев Ю.В.
Другие
Финансовый управляющий Астраханцева Юрия Владимировича, Пантелеев Алексей Александрович
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Осьминина Ю. С.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
07.09.2021Регистрация административного искового заявления
07.09.2021Передача материалов судье
10.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2021Судебное заседание
18.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Судебное заседание
09.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее