Дело № 2-16/2019 (2-173/2018) года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Баево 28 января 2019 года
Баевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Вахроломеевой Е.Г.
при секретаре Павленко Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Баевского района в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа», администрации Баевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Баевского района Алтайского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа», администрации Баевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Баевского района проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении несовершеннолетних в деятельности образовательных организаций Баевского района.
Установлено, что муниципальное казенное образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа», (далее по тексту – МКОУ «Нижнечуманская СОШ») осуществляется образовательная деятельность по программам среднего, общего и дошкольного образования.
В рамках проверки установлено, что руководством образовательного учреждения обязанность по оборудованию медицинского кабинета в здании школы не исполнена, медицинское обслуживание обучающихся осуществляется в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном на территории с.Нижнечуманка Баевского района.
Установлено, что организация первичной медико-санитарной помощи населения на территории муниципального образования Нижнечуманский сельсовет осуществляется КГБУЗ «Баевская ЦРБ» посредством размещения ФАП в с.Нижнечуманка, Баевского района.
Иные медицинские организации и учреждения на территории муниципального образования отсутствуют, кроме того, режимом работы ФАП предусмотрено время выезда медицинского работника на обслуживаемые им участки, а также оказание первичной медико-санитарной помощи населению муниципального образования.
Вышеуказанные обстоятельства препятствуют постоянному нахождению медицинского работника в ФАП в период учебного процесса в образовательном учреждении.
Положениями п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Проверкой установлено, что МКОУ «Нижнечуманская СОШ» является некоммерческой организацией; зарегистрировано в качестве юридического лица, постановлено на учет в налоговом органе, осуществляет образовательную деятельность на основании Устава образовательного учреждения и лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Согласно п.1.5 Устава учредителем и собственником образовательного учреждения является Администрация Баевского района.
Пунктом 4.1 Устава в качестве источников формирования имущества казенного учреждения являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления или приобретенное учреждением; денежные средства соответствующего бюджета; безвозмездные пожертвования в денежной и имущественной форме, целевые взносы, а также иные источники, установленные законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, обязанность по финансированию мероприятий по оборудованию медицинского кабинета в образовательном учреждении в соответствии с федеральным законодательством и Уставом МКОУ «Нижднечуманская СОШ» возложена на Администрацию Баевского района.
Бездействие руководства МКОУ «Нижнечуманская СОШ», выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства об образовании, здравоохранении, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создает угрозу жизни и здоровью детей, обучающихся в данном образовательном учреждении.
Просит признать незаконным бездействие директора МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по организации медицинского кабинета в здании МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа» незаконным; возложить обязанность на директора МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа» по организации медицинского кабинета в здании МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа», соответствующего установленным требованиям законодательства; возложить обязанность на директора МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа» по заключению договора с КГБУЗ «Баевская ЦРБ» на оказание первичной медико-санитарной помощи на территории образовательного учреждения МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа»; возложить обязанность на Администрацию Баевского района обеспечить финансирование деятельности по организации медицинского кабинета на территории МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с требованиями действующего законодательства; а также по заключению договора с КГБУЗ «Баевская ЦРБ» на оказание первичной медико-санитарной помощи в здании МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа».
В судебном заседании заместитель прокурора Баевского района Медведев И.Ю. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Просил суд признать незаконным бездействие директора МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по организации медицинского кабинета в здании МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа» незаконным; возложить обязанность на директора МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа» по организации медицинского кабинета в здании МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа», соответствующего установленным требованиям законодательства; возложить обязанность на директора МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа» по заключению договора с КГБУЗ «Баевская ЦРБ» на оказание первичной медико-санитарной помощи на территории образовательного учреждения МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа»; возложить обязанность на Администрацию Баевского района обеспечить финансирование деятельности по организации медицинского кабинета на территории МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с требованиями действующего законодательства; а также по заключению договора с КГБУЗ «Баевская ЦРБ» на оказание первичной медико-санитарной помощи в здании МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа».
Представитель ответчика МКОУ «Нижнечуманская СОШ» в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что для ранее построенных образовательных учреждений допускается оказание медицинской помощи учащимся на базе организации, осуществляющей медицинское обслуживание. На территории сельского поселения, в шаговой доступности от школы имеется ФАП, между школой и КГБУЗ «Баевская ЦРБ» заключено соглашение на медицинское обслуживание учащихся, с фельдшерско-акушерским пунктом села. В МКОУ «Нижнечуманская СОШ» отсутствует техническая возможность организации медицинского кабинета, все кабинеты заняты в учебном процессе.
Представитель ответчика администрации Баевского района Алтайского края в судебное заседание исковые требования не признала, настаивала на доводах, изложенных в возражении на исковое заявление.
Представитель третьего лица комитета администрации Баевского района по образованию считает требования прокурора Баевского района не обоснованными настаивала на доводах, изложенных в возражении на исковое заявление.
Выслушав заместителя прокурора Баевского района, представителей ответчиков, представителя третьего лица, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Установлено, что муниципальное казенное образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – МКОУ «Нижнечуманская СОШ») осуществляется образовательная деятельность по программам среднего, общего и дошкольного образования.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Положениями ст.41 Конституции РФ закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст.ст.1,28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №273-ФЗ) образовательное учреждение обязано создать в сфере своей деятельности необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
В силу ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 года № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее по тексту – Порядок).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требования для осуществления медицинской деятельности.
Положениями пунктов 7,8 Порядка в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации и должен соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 утверждены Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях СанПиН 2.3.2.2821-10 (далее по тексту - СанПиН 2.3.2.2821-10).
В соответствии с пунктом 11.1. СанПиН 2.3.2.2821-10 во всех образовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание обучающихся.
Пунктом 4.21 СанПиН 2.3.2.2821-10 предусмотрено, что в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах (далее по тексту – ФАП) и амбулаториях.
В силу пункта 9.5 для малокомплектных образовательных организаций, расположенных в сельской местности, при отсутствии возможности оборудовать медицинский пункт, допускается организация медицинского обслуживания на ФАП и амбулаториях.
Таким образом, действующим законодательством разделена обязанность по медицинскому обслуживанию учащихся, которую обеспечивают исполнительные органы здравоохранения, и обязанность образовательного учреждения предоставить помещение для работы медицинских работников.
Обязанность по предоставлению указанного выше помещения исполняется путем оборудования медицинских кабинетов в школах и не отменяется положениями СанПиН 2.3.2.2821-10, которые допускают медицинское обслуживание обучающихся на ФАП, но не исключают обязанности по оборудованию медицинского кабинета, предназначенного для оказания экстренной медицинской помощи обучающимся.
В силу ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных федеральным законодательством.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципального района отражены в п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ).
Положениями ст.9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Типами государственных и муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
В силу ч.3 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае если иное не установлено федеральным законодательством, осуществляются соответственно органом местного самоуправления.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно ч.3 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Положениями п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Проверкой установлено, что МКОУ «Нижнечуманская СОШ» является некоммерческой организацией; зарегистрировано в качестве юридического лица, постановлено на учет в налоговом органе, осуществляет образовательную деятельность на основании Устава образовательного учреждений и лицензии на осуществление образовательной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.1.5 Устава учредителем и собственником образовательного учреждения является Администрация Баевского района.
Пунктом 4.1 Устава в качестве источников формирования имущества казенного учреждения являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления или приобретенное учреждением; денежные средства соответствующего бюджета; безвозмездные пожертвования в денежной и имущественной форме, целевые взносы, а также иные источники, установленные законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, обязанность по финансированию мероприятий по оборудованию медицинского кабинета в образовательном учреждении в соответствии с федеральным законодательством и Уставом МКОУ «Нижнечуманская СОШ» возложена на Администрацию Баевского района.
Таким образом, с учетом приведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, требования прокурора о возложении обязанности на Администрацию Баевского района Алтайского края по заключению договора с КГБУЗ «Баевская ЦРБ» на оказание первичной медико-санитарной помощи в здании МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа» являются излишними, поскольку данные требования по заключению договора возложены на образовательное учреждение и учреждение здравоохранения.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По срокам организации медицинского кабинета в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким помещениям, заключению договора с КГБУЗ «Баевская ЦРБ» на оказание первичной медико-санитарной помощи на территории образовательного учреждения МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа» исходя из разумности, суд устанавливает срок исполнения этого требования до 01 сентября 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Баевского района Алтайского края удовлетворить, частично.
Признать бездействие директора МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по организации медицинского кабинета в здании МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа» незаконным.
Возложить обязанность на директора МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа» по организации медицинского кабинета в здании МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа», соответствующего установленным требованиям законодательства в срок до 01.09.2019 года.
Возложить обязанность на директора МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа» по заключению договора с КГБУЗ «Баевская ЦРБ» на оказание первичной медико-санитарной помощи на территории образовательного учреждения МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2019 года.
Возложить обязанность на Администрацию Баевского района Алтайского края обеспечить финансирование деятельности по организации медицинского кабинета на территории МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В остальной части исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Баевский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Г. Вахроломеева