Дело № 2-383/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2017 года г. Сокол,
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Закутиной М.Г.,
при секретаре Еропкиной Н.Н.,
с участием:
- истцов Гусевой Н.Л., Поддубной Л.А., Клинцовой Т.А., Кукушкиной И.А.,
- представителя истцов Прахова А.В.,
- представителя ответчика Кот Е.В.,
- представителя третьего лица Вархолова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусевой Н.Л., Поддубной Л.А., Клинцовой Т.А., Кукушкиной И.А. к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы» о защите прав потребителей,
у с т а н о в и л:
Гусева Н.Л., Поддубная Л.А., Клинцова Т.А., Кукушкина И.А. являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договорами на передачу квартир в собственность, свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1, л.д. 17-19, 21-22, 54-55).
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> проведенным в форме заочного голосования, выбран способ управления многоквартирным домом – товарищество собственников жилья, утверждено название – Товарищество собственников жилья «Суворова-26» (далее также – ТСЖ «Суворова-26»), утвержден устав ТСЖ.
ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ «Суворова-26» и Обществом с ограниченной ответственностью «УправДом» (далее также – ООО «УправДом») на основании решения заседания правления ТСЖ «Суворова-26» от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 36-38).
ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Суворова-26» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Вологодской области, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, присвоен основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1113537000037.
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным унитарным предприятием «Коммунальные системы» (далее – МУП «Коммунальные системы») и Обществом с ограниченной ответственностью «Проект Инвест» (далее – ООО «Проект Инвест») заключен договор № на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно-сметной документации на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС и коммерческих приборов учета холодной воды, а также по проведению монтажных и пуско-наладочных работ по установке коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС и коммерческих приборов учета холодной воды в многоквартирных домах по адресам, указанным в приложениях № 1 и № 2 к договору, для нужд МУП «Коммунальные системы» (т. 1, л.д. 99-107).
Согласно приложению № 1 к указанному договору жилой дом по адресу: <адрес> включен в техническое задание на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно-сметной документации на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС и по проведению монтажных и пуско-наладочных работ по установке коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС в многоквартирных домах (т. 1, л.д. 101-102).
Согласно приложению № 2 к указанному договору жилой дом по адресу: <адрес> включен в техническое задание на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно-сметной документации на установку коммерческих приборов учета холодной воды и по проведению монтажных и пуско-наладочных работ по установке коммерческих приборов учета холодной воды в многоквартирных домах (т. 1, л.д. 103-106).
ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным унитарным предприятием «Коммунальные системы» в присутствии представителя управляющей компании ООО «УправДом» проведено обследование на предмет установления наличия технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и холодного водоснабжения по адресу: <адрес> На основании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что техническая возможность установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и холодного водоснабжения по адресу: <адрес> имеется (т. 1, л.д. 108).
Предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № МУП «Коммунальные системы» предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: расторгнуть контракт с ООО «Проект Инвест», заключенный по результатам проведенного конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно-сметной документации на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, ГВС и коммерческих приборов учета холодной воды, а также по проведению монтажных и пуско-наладочных работ по установке коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС и коммерческих приборов учета холодной воды в многоквартирных домах, провести конкурс в соответствии с действующим законодательством (т. 1, л.д. 111).
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные системы» и ООО «Проект Инвест» подписано соглашение о расторжении договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 112).
Согласно акту о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Проект Инвест» передало, а МУП «Коммунальные системы» приняло выполненные ООО «Проект Инвест» до момента расторжения договора работы по изготовлению проектной документации на установку коммерческих узлов (приборов) учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС (ТС) и коммерческих узлов (приборов) учета холодной воды (ХВС) на объекте: <адрес>; стоимость проектирования на объекте (проектных работ по ТС+ХВС) составила 72 377 руб. 78 коп., включая НДС 18% (т. 1, л.д. 113-117).
ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Коммунальные системы» и ООО «Проект Инвест» заключен договор на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно-сметной документации на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС и коммерческих приборов учета холодной воды, а также по проведению монтажных и пуско-наладочных работ по установке коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС и коммерческих приборов учета холодной воды в многоквартирных домах (т. 1, л.д. 143-155).
Согласно перечню адресов, приведенному в приложении № 1 к указанному договору, жилой дом по адресу: <адрес> включен в техническое задание на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно-сметной документации, а также проведению монтажных и пуско-наладочных работ по установке коммерческих приборов учета холодной воды и коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и ГВС в многоквартирных домах (т. 1, л.д. 146-155).
Согласно акту допуска в эксплуатацию общедомового узла учета холодного водоснабжения у потребителя смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета соответствует всем требованиям «Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод»; оборудование узла учета функционирует нормально, недостатков не выявлено, техническая документация (проект, паспорта) получены от монтажной организации в полном объеме; узел учета холодного водоснабжения допускается в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 167).
Согласно акту допуска в эксплуатацию общедомового узла учета тепловой энергии у потребителя смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета соответствует всем требованиям «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя»; оборудование узла учета функционирует нормально, недостатков не выявлено, техническая документация (проект, паспорта) получены от монтажной организации в полном объеме; узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 166).
Согласно счету–фактуре № от ДД.ММ.ГГГГ, выставленному ООО «Проект Инвест», справке о стоимости выполненных работ и затрат за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ, акту о приемке выполненных работ за ДД.ММ.ГГГГ, справке МУП «Коммунальные системы» затраты на установку общедомовых приборов учета по адресу: <адрес> составили 464 993 руб. 98 коп., в том числе затраты на установку прибора учета холодной воды 108 088 руб. 63 коп. (включая стоимость материалов с НДС 32 434 руб. 11 коп. и стоимость работ 75 654 руб. 52 коп.), затраты на установку узла учета тепловой энергии 284 527 руб. 57 коп. (включая стоимость материалов с НДС 90 11 руб. 31 коп. и стоимость работ 194 413 руб. 26 коп.) и затраты на подготовку проектной документации 72 377 руб. 78 коп. (т. 1, л.д. 181-187).
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные системы» передало ООО «УправДом» оригиналы проектной документации и паспортов на оборудование общедомового узла учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения по адресу: <адрес>, а именно: проект коммерческого узла учета тепловой энергии и теплоносителя, паспорт тепловычислителя ТВ-7 зав. №, паспорт комплекта термометров сопротивления КТС-Б зав. №, паспорт расходометра электромагнитного Питерфлоу РС 32-30С-0 зав. №, паспорт расходометра электромагнитного Питерфлоу РС 32-30С-0 зав. №, паспорт датчика давления ИД зав. №, паспорт датчика давления ИД зав. №, проект общедомового водомерного узла, паспорт расходометра электромагнитного Питерфлоу РС 32-15С-0 зав. №, акт допуска в эксплуатацию узда тепловой энергии, акт допуска в эксплуатацию общедомового узла учета холодного водоснабжения, что подтверждается актом приема-передачи оригиналов проектной документации и паспортов на оборудование общедомовых узлов учета по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 168-176).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Автономного учреждения Вологодской области «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Вологодской области» утверждено положительное заключение №, согласно которому сметная документация по коммерческому узлу учета тепловой энергии и теплоносителя, общедомовому водомерному узлу по адресу: <адрес> разработана в соответствии с действующими сметными нормативами, физическими объемами работ, подтвержденными ведомостями объемов работ, утвержденными заказчиком; сметная стоимость объектов «Коммерческий узел учета тепловой энергии и теплоносителя по адресу: <адрес> и «Общедомовой водомерный узел по адресу: <адрес>» определена достоверно и рекомендуется к утверждению в текущих ценах, из них затраты с НДС на коммерческий узел учета тепловой энергии и теплоносителя 286 558 руб. 28 коп., на общедомовой водомерный узел 108 738 руб. 18 коп. (т. 1, л.д. 200-204).
Согласно акту обследования от <адрес>, подписанному инженером технической инспекции МУП «Коммунальные системы» и главным инженером ООО «УправДом», прибор учета холодной воды Питерфлоу РС32-15С-0 с подкл. к ТВ7, заводской номер №, находится в технически исправном состоянии, узел учета воды допускается в эксплуатацию (т.1, л.д. 177).
В октябре 2016 года МУП «Коммунальные системы» предъявило собственникам жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> квитанции по оплате возмещения затрат по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и холодной воды, в том числе по квартире № - на сумму 8 695 руб. 33 коп. (Гусева Н.Л.), по квартире № - на сумму 5 998 руб. 68 коп. (Поддубная Л.А.), по квартире № - на сумму 6 039 руб. 95 коп. (Клинцова Т.А.), по квартире № - на сумму 8 447 руб. 68 коп. (Кукушкина И.А.) (т. 1, л.д. 23-24а).
Гусева Н.Л., Поддубная Л.А., Клинцова Т.А., Кукушкина И.А. обратились в суд с исковым заявлением, требуя признать выставленные МУП «Коммунальные системы» квитанции на оплату возмещения затрат по установке общедомовых приборов учета не соответствующими требованиям действующего законодательства; взыскать с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб. за ущемление прав истцов в связи с указанием в обжалуемых квитанциях термина «долг» в отсутствие договора с ответчиком солидарно; взыскать штраф в размере 50 процентов от суммы, взыскиваемой судом с ответчика; обязать ответчика согласовать с собранием собственников жилья многоквартирного дома, в котором проживают истцы, установку приборов учета тех коммунальных ресурсов, которые установлены ответчиком в счет исполнения обязательств в натуре, согласно смете, которая должна быть предложена общему собранию собственников жилья многоквартирного дома, в котором проживают истцы, а также обязательного заключения с ними договора на установку общедомовых приборов учета каждого коммунального ресурса в отдельности. В обоснование указывают, что предъявление квитанций считают необоснованным, поскольку собственниками квартир данного дома коллективный (общедомовой) прибор учета неизвестного истцам коммунального ресурса в составе общего имущества не принят. В квитанциях нет информации о товарах (работах, услугах), предусмотренной частью 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей. Договор на установку общедомового прибора учета с истцами не заключен, цена и другие условия установки не согласованы, право выбора прибора учета не предоставлено. При этом за бывшим наймодателем (Администрацией г. Сокола) сохраняется обязанность произвести капитальный ремонт дома.
Определением суда от 21 марта 2017 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТСЖ «Суворова-26».
В судебном заседании истцы Гусева Н.Л., Поддубная Л.А., Клинцова Т.А., Кукушкина И.А., исковые требования поддержали. Их представитель по устному ходатайству Прахов А.В. в судебном заседании пояснил, что истцам как потребителям ответчиком не была предоставлена информация об установке общедомовых приборов учета. Общедомовые приборы учета общим собранием, в том числе истцами, не приняты. Из этого следует, что квитанции, предъявленные истцам ответчиком, оплачены быть не могут. Ни один из истцов не имеет на руках договора с ответчиком и не имеет информации о проделанной работе. Истцам причинен моральный вред указанием в квитанциях термина «долг» и отнесением их к должникам.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Коммунальные системы» по доверенности Кот Е.В. с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что доля расходов на установку общедомового прибора учета, бремя содержания которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в общем праве собственности на общее имущество многоквартирного дома. Собственники помещений в многоквартирном доме на <адрес> добровольно в установленном законодательством срок до 01 июля 2012 года не установили общедомовой прибор учета холодного водоснабжения во исполнение обязанности, установленной Законом об энергосбережении. МУП «Коммунальные системы» были проведены конкурсные процедуры, по результатам которых заключен договор с ООО «Проект инвест» от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно-сметной документации, на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителей ГВС и коммерческих приборов учета холодной воды, а также по проведению монтажных и пуско-наладочных работ по установке коммерческих приборов учета тепловой энергии и воды на многоквартирные дома в городе Сокол. ДД.ММ.ГГГГ договор с ООО «Проект инвест» был расторгнут на основании предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ, установившего также повторное проведение процедур. В результате повторного конкурса ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор с ООО «Проект инвест» на выполнение комплекса работ по изготовлению проектно- сметной документации на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии, теплоносителей, документации на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии, а также по проведению монтажных и пусконаладочных работ по установке коммерческих приборов учета. На многоквартирный дом по адресу <адрес> был установлен общедомовой прибор учета холодного водоснабжения и общедомовой прибор учета тепловой энергии. Расходы на установку общедомовых приборов учета холодного водоснабжения и тепловой энергии составили 464 993 руб. 98 коп., которые складываются из расходов по подготовке проектной документации для монтажа узлов учета 72 377 руб. 78 коп., расходов по строительно-монтажным работам 270 067 руб. 78 коп., стоимости материалов 122 548 руб. 42 коп. Согласно актов допуска в эксплуатацию узла учета холодного водоснабжения оборудование введено в эксплуатацию и опломбировано в присутствии представителя управляющей компании. С этого дня расчеты за коммунальные ресурсы осуществляются по показаниям приборов учета. Актом приема-передачи МУП «Коммунальные системы» передали управляющей компании ООО «УправДом» оригиналы проектной документации, паспортов на оборудование общедомового прибора учета ДД.ММ.ГГГГ. Представитель управляющей компании ежемесячно снимает показания с приборов учета для расчетов начисления. Расчет сумм затрат на установку общедомовых приборов учета произведен в соответствии с законом путем распределения всех затрат понесенных МУП «Коммунальные системы» на установку этих приборов пропорционально площади всех жилых и нежилых помещений и предъявлен собственникам помещений вместе с графиком рассрочки в первой квитанции на возмещение затрат на установку общедомовых приборов учета. Считает, что квитанции на возмещение затрат на установку общедомовых приборов учета, предъявленные собственникам помещений многоквартирного дома, законными и обоснованными, суммы начислены в соответствии с Законом об энергосбережении.
Представитель третьего лица ООО «УправДом» по доверенности Вархолов А.В. суду пояснил, что с собственниками жилого дома проводились общие собрания, встречи по вопросу самостоятельной установки общедомового прибора учета воды, однако не было информации о стоимости такой установки и предложения от МУП «Коммунальные системы» в адрес управляющей компании с целью доведения до собственников не поступало. Узлы учета были установлены в его присутствии, с технической точки зрения возражений с его стороны не было, акты допуска он подписал. О возмещении расходов на оплату установки счетчиков за счет жителей разговора не было.
Представитель третьего лица ТСЖ «Суворова-26» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав истцов, их представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 27 ноября 2009 года, (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.Согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В первоначальной редакции ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении срок оснащения собственниками помещений в многоквартирных домах таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии был установлен до 01 января 2012 года. Федеральным законом от 11 июля 2011 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 26 июля 2011 года, указанный срок продлен до 01 июля 2012 года.
Согласно материалам дела Гусева Н.Л., Поддубная Л.А., Клинцова Т.А., Кукушкина И.А. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждены правоустанавливающими документами и сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию до вступления в силу Закона об энергосбережении, не признавался до 1 января 2013 года ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту.
Изложенное свидетельствует о том, что на указанный многоквартирный жилой дом распространяются требования статьи 13 Закона об энергосбережении в части организации учета используемых воды и тепловой энергии.
Судом установлено, что в срок до 01 июля 2012 года собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не оснастили указанный дом коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды и коллективным (общедомовым) прибором учета используемой тепловой энергии.
В силу ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года организации, которые осуществляют снабжение водой и тепловой энергией и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды и тепловой энергии, которые в нарушение требований ч. 5 настоящей статьи не были оснащены указанными приборами учета в установленный срок.
Материалами дела подтверждено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что организацией, которая осуществляет снабжение водой и тепловой энергией многоквартирного дома по адресу: <адрес>, является МУП «Коммунальные системы».
ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме допущены в эксплуатацию соответственно узел учета холодного водоснабжения на срок по ДД.ММ.ГГГГ и узел учета тепловой энергии на срок по ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждены актами допуска в эксплуатацию общедомового узла учета холодного водоснабжения у потребителя и общедомового узла учета тепловой энергии у потребителя, согласно которым смонтированные и проверенные на работоспособность узлы учета соответствуют всем требованиям Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод и соответственно требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, оборудование узлов учета функционирует нормально, недостатков не выявлено, техническая документация (проект, паспорта) получены от монтажной организации в полном объеме (т.1, л.д. 166-167).
Как предусмотрено частью 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
С учетом установленного судом факта неисполнения собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г<адрес> в предусмотренный частью 5 ст. 13 Закона об энергосбережении срок (до 01 июля 2012 года) обязанности по оснащению данного дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды и коллективным (общедомовым) прибором учета используемой тепловой энергии, МУП «Коммунальные системы» как организация, осуществляющая водоснабжение и снабжение тепловой энергией дома, было обязано совершить действия по оснащению такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды и коллективным (общедомовым) прибором учета используемой тепловой энергии.
Таким образом, у суда не имеется оснований полагать незаконными действия МУП «Коммунальные системы» по организации установки и введения в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ соответственно узла учета водоснабжения рассматриваемого жилого дома и узла учета тепловой энергии, в том числе с проведением конкурсных процедур.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении граждане-собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 HYPERLINK "http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200835&rnd=244973.2176724230&dst=14&fld=134" \o "" настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Согласно абз. 1 п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно абз. 2 п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
В силу абз. 4 п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме граждане-собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении.
С учетом положений приведенных правовых норм у суда не имеется оснований признавать выставленные ответчиком истцам квитанции на оплату возмещения затрат по установке общедомовых приборов учета воды и тепловой энергии не соответствующими требованиям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку предъявление данных расходов собственникам жилых помещений многоквартирного дома прямо предусмотрено частью 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, в том числе с предоставлением рассрочки; ответчиком представлены документы об осуществлении им установки коллективных (общедомовых) приборов учета используемых воды и тепловой энергии и несении соответствующих расходов. Тот факт, что в документах по установке приборов учета указано «для нужд МУП «Коммунальные системы», правового значения не имеет и не влияет на возможность предъявления соответствующих расходов собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме.
При этом суд отмечает, что в соответствии с абз. 3 п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме при несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что истцы обращались в МУП «Коммунальные системы» с разногласиями, касающимися размера расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на них долей расходов, и данные разногласия с ответчиком не урегулированы. По мнению истцов, вследствие незаконной установки приборов коллективного (общедомового) учета воды и тепловой энергии у них отсутствует обязанность по оплате расходов на установку таких приборов в полном объеме.
Доводы истцов о том, что в доме отсутствовала техническая возможность установки спорных приборов учета, в частности, инженерное оборудование пришло в негодность, требовало замены, суд отклоняет ввиду следующего.
Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.
Ответчиком в материалы дела представлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ по утвержденной форме, согласно которому техническая возможность установки общедомовых приборов учета воды и тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> имелась. Акт подписан представителями МУП «Коммунальные системы» и ООО «УправДом».
Доводы стороны истцов о том, что дому требовался капитальный ремонт к моменту установки прибора учета, суд также не может принять во внимание, поскольку надлежащих доказательств данному обстоятельству истцами не представлено, согласно Областной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 23 декабря 2013 года № 1354, капитальный ремонт сетей теплоснабжения в рассматриваемом доме планируется не ранее 2018 года, капитальный ремонт сетей холодного и горячего водоснабжения – не ранее 2034 года. При этом суд не может принять во внимание ссылку истца на статью 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, поскольку по состоянию на 01 января 2013 года установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) не была включена в перечень видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, включена только с 29 марта 2014 года (даты вступления в силу Закона Вологодской области от 13 марта 2014 года № 3317-ОЗ «О внесении изменений в закон области «О регулировании некоторых вопросов в сфере организации обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области»). Обязанность собственников помещений дома по установке общедомовых приборов учета должна была быть выполнена до 01 июля 2012 года.
Доводы истцов, касающиеся обязанности бывшего наймодателя Администрации г. Сокола произвести капитальный ремонт дома, в том числе установить общедомовые приборы учета холодной воды и тепловой энерегии, суд не находит заслуживающими внимания, поскольку собственники помещений жилого дома с соответствующими требованиями в Администрацию г. Сокола не обращались, судебного решения по данному вопросу не принималось.
Ссылки истцов на то, что акты допуска в эксплуатацию общедомовых приборов учета воды и тепловой энергии не подписаны жильцами дома, цена установки приборов с собственниками не согласовывалась, суд полагает не основанными на нормах права, поскольку такие обязанности ответчика действующим законодательством не предусмотрены, цена подлежала согласованию в случае установки общедомовых приборов учета собственниками помещений по собственной инициативе.
Суд не находит оснований полагать, что на ответчика в силу Закона о защите прав потребителей возложена обязанность информировать собственников помещений жилого дома об установке им ДД.ММ.ГГГГ общедомовых приборов учета, а также предоставлять в квитанциях информацию, указанную в ст. 10 Закона о защите прав потребителей, в силу следующего.
Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Обязанность МУП «Коммунальные системы» установить общедомовые приборы учета используемых воды и тепловой энергии предусмотрена частью 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, установлен срок. Данной нормой не предусмотрено заключение с собственниками помещений дома какого-либо договора в случае, если собственниками нарушены положения части 5 ст. 12 указанного Закона.
В соответствии с абз. 2 п. 38(1) Правил содержания общего имущества многоквартирного дома счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета должны содержать указание на общий размер расходов на установку такого прибора учета и долю расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, которая определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Выставленные ответчиком истцам счета на оплату расходов на установку общедомовых приборов учета содержат указанную информацию.
К доводам истцов о том, что они не знали о своей обязанности установить общедомовые приборы учета воды, суд относится критически, поскольку они опровергаются материалами дела и показаниями представителя управляющей компании ООО «УправДом». Из материалов дела следует, что в Администрации г. Сокола в течение 2011-2013 годов проводились совещания с представителями управляющих компаний, в том числе ООО «УправДом», по вопросу установки общедомовых приборов учета в установленный срок самими собственниками, обращалось внимание на необходимость проведения управляющими компаниями встреч, собраний с собственниками, вывешивания соответствующих объявлений, размещения информации в платежных квитанциях, доведения полученных от МУП «Коммунальные системы» предложений до жителей домов, усиления работы с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по установке общедомовых приборов учета и т.п. (т. 1, л.д. 156-157), информация доводилась до сведения жителей в средствах массовой информации (т. 1, л.д. 164-165). Из показаний представителя ООО «УправДом» также следует, что такие собрания, встречи неоднократно проводились, объявления вывешивались. Тот факт, что собственники не обладали информацией о цене установки прибора, не получали предложения от МУП «Коммунальные системы» об оснащении приборами учета, правового значения в рассматриваемом деле не имеет, поскольку не освобождал как собственников (в срок до 01 июля 2012 года), так и ответчика от предусмотренной Законом об энергосбережении обязанности по установке прибора учета.
Поскольку судом не установлен факт нарушения прав потребителей, также отсутствуют основания для удовлетворения требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, штрафа и удовлетворения иных исковых требований, как производных от основного требования.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Гусевой Н.Л., Поддубной Л.А., Клинцовой Т.А., Кукушкиной И.А. к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.Г. Закутина
Мотивированное решение составлено 18 апреля 2017 года.