дело № 2-3533/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20.07.2015 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Колосковой О.Р.,
с участием прокурора Ениной Л.Я.,
при секретаре Малаховой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по исковому заявлению прокурора г. Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Юденко В.В., 3-м лицам Администрации г. Шахты, Министерству культуры Ростовской области, Региональной службе государственного строительного надзора РО о признании самовольной постройкой и обязании привести объект в первоначальное состояние,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Шахты в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Шахтинский городской суд Ростовской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к Юденко В.В., 3-м лицам Администрации г. Шахты, Министерству культуры Ростовской области, Региональной службе государственного строительного надзора РО о признании самовольной постройкой и обязании привести объект в первоначальное состояние.
В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Шахты в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» проведена проверка исполнения законодательства при реконструкции объекта культурного наследия - доходного дома по адресу: <адрес>
Проверкой установлено, что нежилое здание, а также земельный участок по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Юденко В.В., что подтверждается выписками из ЕГРП.
Юденко В.В. произведена реконструкция здания - объекта культурного наследия по указанному адресу без получения разрешения на реконструкцию и без проекта реконструкции, согласованного с Министерством культуры Ростовской области.
В результате проведенной реконструкции данного объекта изменены высота, а, именно возведен третий мансардный этаж, и архитектурно-художественный облик главного фасада. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после проведения указанной реконструкции не получено.
Таким образом, реконструкция объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Шахты ул. Ленина, 184 с нарушением процедуры получения проектной документации и без согласования реконструкции с Министерством культуры Ростовской области, без выданного разрешения на реконструкцию является нарушением законодательства об объектах культурного наследия и о градостроительной деятельности, а также создает угрозу благоприятным условия жизнедеятельности человека.
Просит признать реконструированный объект - нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> самовольной постройкой.
Обязать Юденко В.В. привести объект культурного наследия в состояние, существовавшее до начала реконструкции за счет собственных средств в срок до декабря 2015 года с предварительным согласованием документации по работам в отношении объекта культурного наследия и получением письменного разрешения и задания на проведение указанных работ в Министерстве культуры Ростовской области.
Заместитель прокурора г. Шахты Енина Л.Я. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд не представил.
Ответчик неоднократно уведомлялся судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, суд, руководствуясь, ст. 233 ГПК РФ, рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Выслушав заместителя прокурора, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно статье 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 3 статьи 48 названного Федерального закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с положениями указанной статьи собственник объекта культурного наследия принимает на себя охранное обязательство в отношении объектов наследия регионального значения, которое оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 4 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ предусмотрено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № Юденко В.В. является собственником нежилого здания по адресу: <адрес>. (л.д. 15-17).
Согласно ответа Правительства Ростовской области министерства культуры Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Доходный дом расположенный по адресу <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения на основании постановления Главы Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 69. (л.д. 19).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно ч. 4 ст. 48 указанного Закона при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
В силу ст. 52 указанного Закона физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ст. 51 Закона право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия.
Согласно ст. 51 ГрК РФ, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что нежилое здание, а также земельный участок по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Юденко В.В., что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. - 15-17).
Согласно ответа Правительства Ростовской области министерства культуры Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Доходный дом расположенный по адресу <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения на основании постановления Главы Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. -19).
В нарушение Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Юденко В.В. произведена реконструкция здания - объекта культурного наследия по указанному адресу без получения разрешения на реконструкцию и без проекта реконструкции, согласованного с Министерством культуры Ростовской области.
В результате проведенной реконструкции данного объекта изменена высота, а, именно возведен третий мансардный этаж, и архитектурно-художественный облик главного фасада.
Согласно ответа администрации г. Шахты разрешение на проведение строительных работ, в том числе на реконструкцию объекта капитального строительства (нежилого здания), расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> не выдавалось.
Таким образом, реконструкция объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес> с нарушением процедуры получения проектной документации и без согласования реконструкции с Министерством культуры Ростовской области, без выданного разрешения на реконструкцию является нарушением законодательства об объектах культурного наследия и о градостроительной деятельности, а также создает угрозу благоприятным условия жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными нормативными актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, суд считает, что поскольку, реконструкция объекта культурного наследия произведена без разрешительной документации, то реконструированное строение является самовольной постройкой, а объект культурного наследия подлежит приведению его в состояние, существовавшее до начала реконструкции в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать реконструированный объект - нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> самовольной постройкой.
Обязать Юденко В.В. привести объект культурного наследия в состояние, существовавшее до начала реконструкции за счет собственных средств в срок до декабря 2015 года с предварительным согласованием документации по работам в отношении объекта культурного наследия и получением письменного разрешения и задания на проведение указанных работ в Министерстве культуры Ростовской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение 1 месяца через Шахтинский городской суд начиная с 24 июля 2015г.
Судья: Колоскова О.Р.