Дело № 2-199/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2015 года Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Катрыч В.В., при секретаре Сахарновой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске гражданское дело по иску Панишевой ЛГ к ГУ-Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сосногорске Республики Коми о перерасчете пенсии по старости, взыскании невыплаченной суммы пенсии, индексации суммы пенсии, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Панишева Л.Г. обратилась в суд с иском к ГУ-Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сосногорске Республики Коми о перерасчете пенсии по старости, взыскании невыплаченной суммы пенсии.
В обоснование исковых требований Панишева Л.Г. указала, что с <дата обезличена> ей назначена пенсия по старости. В <дата обезличена> года истец обращалась в пенсионный орган для того, чтобы определить дату возникновения права на пенсию. Специалист пенсионного органа сообщил истцу о том, что её стаж составляет <скрытые данные> и, что истцу необходимо обратиться за назначением пенсии в <дата обезличена>, поскольку в стаж работы не входит период работы на предприятии «<скрытые данные>».
Панишева Л.Г. считает, что по вине специалиста пенсионного органа, неверно рассчитавшего её стаж работы, она обратилась с заявлением к ответчику только <дата обезличена>. По мнению истца, её право на получение пенсии наступило не в <дата обезличена> года.
В связи с указанными обстоятельствами истец просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с <дата обезличена>, а также взыскать с ответчика невыплаченную пенсию за период с <дата обезличена> в размере <скрытые данные> копеек.
<дата обезличена> истец в порядке статьи 39 ГПК РФ уточнила исковые требования и просила проиндексировать невыплаченную сумму пенсии с <дата обезличена>, взыскать компенсацию морального вреда.
Истец Панишева Л.Г. в суд не явилась, представила в суд письменные объяснения от <дата обезличена>, из которых следует, что она обращалась в пенсионный орган в <дата обезличена> по поводу оформления пенсии по старости, специалистами пенсионного органа давались разъяснения о дате определения права пенсии в <дата обезличена> года.
Представитель ответчика ГУ-УПФР РК г.Сосногорск – Рочева О.И. в судебном заседании не согласилась с требованиями истца по доводам, изложенным в письменных объяснениях, из которых следует, что истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии – <дата обезличена> года. На момент обращения Панишева Л.Г. достигла возраста – <скрытые данные> месяцев, страховой стаж составил – <скрытые данные> дней; стаж работы в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях – <скрытые данные>. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на пенсию. Более раннего обращения в УПФР в городе Сосногорске РК за назначением трудовой пенсии (<дата обезличена>) Панишевой Л.Г. не зафиксировано. Период ухода за ребенком учитывается только в страховой стаж, который у истца составляет <скрытые данные> месяцев. Период работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в ИЧП «<скрытые данные>» был учтен в стаж работы, однако периоды работы с <дата обезличена> по <дата обезличена>, <дата обезличена> по <дата обезличена>, когда работодатель не производил начисления заработной платы, исключены из стажа работы.
Кроме того, ответчик считает, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку истец узнала о нарушении своих прав с <дата обезличена> года, то есть с момента получения пенсии, в связи с чем требования истца о перерасчете пенсии с <дата обезличена> года являются необоснованными.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
В силу статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Согласно пункту 2 статьи 19 вышеуказанного Федерального закона днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.
В силу указанных норм права именно регистрация заявления об установлении пенсии является юридически значимым фактом для определения срока назначения пенсии.
Из материалов пенсионного дела следует, что датой обращения Панишевой Л.Г. в пенсионный орган об установлении пенсии является <дата обезличена> года. Пенсия Панишевой Л.Г. назначена со дня обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном установлении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.6 п.1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за период работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> – <дата обезличена> года.
Также из материалов пенсионного дела видно, что Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан установила следующий стаж работы Панишевой Л.Г.:
страховой стаж – <скрытые данные> дней; стаж работы в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях – <скрытые данные> дней.
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <номер обезличен> от <дата обезличена> следует, что из общего, страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера исключены периоды работы истца с <дата обезличена> по <дата обезличена> в <скрытые данные>» в связи с отсутствием финансово-хозяйственной деятельности предприятия и отсутствием начислений заработной платы, с <дата обезличена> по <дата обезличена> и с <дата обезличена> по <дата обезличена> в ИЧП «<скрытые данные>», в связи с отсутствием финансово-хозяйственной деятельности предприятия и отсутствием начислений заработной платы.
Решением <номер обезличен> от <дата обезличена> Панишевой Л.Г. включен в страховой стаж период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет с <дата обезличена> по <дата обезличена>
Судом установлено, что в материалах пенсионного дела письменных заявлений истца в пенсионный орган о назначении пенсии до <дата обезличена> и документов, подтверждающих факт обращения Панишевой Л.Г. в пенсионный орган в период <дата обезличена> по <дата обезличена> года, не имеется.
В соответствии с пунктами 24, 25 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 N 884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», в статье 10 Федерального закона «О накопительной пенсии» и статье 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 26 - 28 настоящих Правил.
Таким образом, одним из обязательных условий назначения трудовой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии. Назначение трудовой пенсии по старости носит заявительный характер и связывается законодателем с датой обращения за ее назначением.
В силу статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Статьёй 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства, представленные сторонами и другими лицами, участвующими в деле, проверяются судьей на их относимость (статья 59 ГПК РФ) и допустимость (статья 60 ГПК РФ).
Проанализировав представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает, что требования истца о перерасчете пенсии по старости, взыскании суммы пенсии, индексации суммы пенсии, компенсации морального вреда не могут быть удовлетворены судом, поскольку истцом в силу статьи 56 ГПК РФ не представлено суду достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих факт более раннего обращения <дата обезличена> в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии со всеми необходимыми для её назначения документами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Панишевой ЛГ к ГУ-Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сосногорске Республики Коми о перерасчете пенсии по старости, взыскании невыплаченной суммы пенсии, индексации суммы пенсии, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 27 июля 2015 года.
Председательствующий: В. В. Катрыч
Копия верна: судья- В. В. Катрыч