Дело № 2-308/2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2017 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Весниной С.В.,
с участием истцов Соловьевой Е.Ф. и Соловьевой В.И.,
представителя ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Руссу Н.Э., действующей на основании доверенности от 01.06.2017г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловьевой Елены Федоровны и Соловьевой Виолетты Игоревны к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
установил:
Соловьева Е.Ф. и Соловьева В.И. обратились в суд с указанным выше исковым заявлением по следующим основаниям, во владении у истцов имеется дом с квартирами №, № и №, расположенный по адресу: <адрес>. Указанное имущество перешло во владение истцов: квартира № в 1986 году, кв. № в 1996 году, кв. № в 2000 году, на основании договоров найма. В 1986 году Соловьева Е.Ф. получила кв. №, как мать-одиночка. До этого момента истец Соловьева Е.Ф. проживала в кв. № с родителями, в этом же доме. В 1996 году мать истца Соловьевой Е.Ф. – Т.К. получила кв. №. В 2000 году семье Соловьевых перешла в личное пользование кв. №, так как спорный жилой дом был признан ветхим. В 2012 году истец Соловьева В.И. вселилась в кв. № со своей семьей. С 1986 семья Соловьевых владеет имуществом открыто, непрерывно и добросовестно. Имущество из владения истцов не выбывало, так как предполагали, что владеют им как собственным. Просят признать право собственности Соловьевой В.И. и Соловьевой Е.Ф. на недвижимое имущество – дом с квартирами №, №, №, расположенное по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Истец Соловьева Е.Ф. в судебном заседании иск поддержала по доводам, изложенным в заявлении, дополнила, что на испрашиваемые квартиры ордера ей не выдавались, договоры найма не заключались, квартиры № и № заняли с разрешения главы администрации и мамы Т.К., одну комнату в квартире № заняла семья дочери, т.к. семья увеличилась, а проживать было негде. Все это время она следила и содержала квартиры, т.к. дом ветхий, постоянно требовался ремонт, ими были установлены пластиковые окна, хорошая дверь, постелен ламинат на полу, ответчик участия в поддержании дома в надлежащем состоянии не принимал. Считает, что имеет право на квартиры № в порядке приобретательной давности, т.к. она добросовестно более 15 лет владела указанными квартирами, вложила в них силы и средства.
Истец Соловьева В.И. в судебном заседании иск поддержала по доводам, изложенным истцом Соловьевой Е.Ф.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Руссу Н.Э. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что спорные квартиры являются собственностью МО «Беломорское городское поселение», не являются бесхозяйными, которые могли бы быть приобретены в собственность в силу приобретательной давности. Жилой дом признан
аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы. Соглашение о передаче права собственности на жилые помещения между истцами и АМО «Беломорский муниципальный район» не заключались. Решением Беломорского районного суда от 31.03.2017 удовлетворены исковые требования АМО «Беломорский муниципальный район» о выселении Т.К. Соловьевой Е.Ф., Соловьевой В.И., с несовершеннолетними детьми К.А., Д.М. из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес> (общей площадью <данные изъяты> кв.м.). Решение вступило в законную силу 20.06.2017г., исполнительный лист, который направлен в адрес ОСП по Беломорскому району УФССП России по РК, подлежит исполнению, а дом - сносу.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК в судебном заседании не присутствовал, уведомлены должным образом о рассмотрении дела, об отложении не просили.
Суд, заслушав пояснения истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). При этом давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (п. 3 ст. 234 ГК Российской Федерации);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать об отсутствии оснований возникновения у него права собственности, неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь во владение поступает в результате правомерных действий лица, а не в силу закона или договора, и такие действия сами по себе не порождают права собственности на вещь, но свидетельствуют о ее добросовестном приобретении. При этом лицо владеет приобретенной вещью открыто, как своей собственной, хотя такое владение и не основано на каком-либо титуле.
Как следует из справки о регистрации граждан по месту жительства, выданной МКУ «Управление по строительству и ЖКХ МО «Беломорский муниципальный район» по адресу <адрес> зарегистрированы: Т.К., с ДД.ММ.ГГ года, Соловьева Е.Ф. с ДД.ММ.ГГ года, К.А., с ДД.ММ.ГГ года, Д.М. с ДД.ММ.ГГ года, В.М. с ДД.ММ.ГГ года.
Из представленных филиалом Федерального ГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Карелия выписок из ЕГРН об объекте недвижимости, жилые помещения – квартира №, № и № по <адрес> в <адрес>, а так же сведений ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от 07.08.2017 №3317 сведения о правообладателе указанного недвижимого имущества отсутствуют.
Согласно выписке из Единого реестра муниципального имущества №139 от 10.08.2017 правообладателем спорных жилых помещений является МО «Беломорское городское поселение».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что собственником спорных жилых помещений является МО «Беломорское городское поселение».
АМО «Беломорский муниципальный район» переданы полномочия АМО «Беломорское городское поселение» по вопросам, связанным с организацией, содержанием и использованием муниципального жилищного фонда МО «Беломорское городское поселение», что подтверждается решениями Совета Беломорского городского поселения от 14.06.2013, 07.06.2013 г. №№ 371, 156 соответственно.
Согласно акту обследования жилого помещения №68 от 23.11.2011 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Жилой дом непригоден для постоянного проживания.
На основании заключения о признании помещения непригодным для постоянного проживания от 23.12.2011 за №68, по адресу: <адрес>, данный жилой дом является аварийным и подлежит сносу.
Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» от 30.12.2014 №2001 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный аварийный жилой дом № вошел в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы.
Решением Беломорского районного суда РК от 31.03.2017 удовлетворены исковые требования АМО «Беломорский муниципальный район» к Т.К., Соловьевой Е.Ф., Соловьевой В.И., К.А., Д.М. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого помещения. Судом принято решение о выселении Т.К., Соловьевой Е.Ф., Соловьева В.И., К.А., Д.М. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: <адрес>. Апелляционным определением Верховного суда Республики Карелия от 20.06.2017 решение Беломорского районного суда от 31.03.2017 оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу 20.06.2017 г.
19.04.2017 Соловьева Е.Ф. обратилась с заявлением в Администрацию МО «Беломорский муниципальный район» о прописке в квартирах № дома № по ул.<адрес>.
Согласно ответу Администрации МО «Беломорский муниципальный район» от 21.04.2017 Соловьевой Е.Ф. отказано в регистрации по тем основаниям, что органы местного самоуправления не являются органами регистрационного учета для регистрации гражданина по месту жительства, кроме того, указано, что дом № по ул.<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу и оформление семье Соловьевых договоров социального найма на указанные жилые помещения для дальнейшей регистрации по месту жительства, является прямым нарушением законности.
Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что жилые помещения, право на которые истцы просили признать за ними, являются муниципальной собственностью, истцы самовольно заселились в пустующие квартиры, весь период владения и пользования жилыми помещениями достоверно знали, что спорные жилые помещения им не принадлежат на праве собственности.
Сам по себе факт длительного нахождения спорного имущества в пользовании истцов, несения бремени расходов на его содержание не является основанием для признания за истцами права собственности на жилые помещения, в порядке ст. 234 ГК РФ.
Доводы истцов об отсутствии доказательств нахождения спорного имущества в муниципальной собственности, а также аварийного состояния дома, опровергаются имеющимися в деле и исследованными выше документами.
Ссылки истцов о том, что в спорные квартиры они заселились на основании устных разрешений главы администрации, и данными квартирами владели открыто и добросовестно, не могут быть признаны заслуживающими внимания, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Соловьевой Елены Федоровны и Соловьевой Виолетты Игоревны отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республика Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова
Мотивированное решение вынесено 31.08.2017г.