Мотивированное решение
составлено 13.02.2018 г.
Дело №2-15/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2018 г. с. Большое Село Ярославской области
Большесельский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Долгощинова В.В.,
с участием истца Назарьева Н.А.,
представителя истца ( третьего лица ) Назарьевой Н.Н.,
при секретаре Гузановой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда с. Большое Село гражданское дело по иску Назарьева Николая Алексеевича к Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, Департаменту строительства Ярославской области о признании недействительным постановления Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области №151 от 20.11.2017 г.; признании недействительным решения Департамента строительства Ярославской области об отказе в предоставлении мер социальной поддержки на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета; возложении на Администрацию Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области обязанности восстановить Назарьева Н.А. в сводном списке граждан, имеющих право на обеспечение жильем, вставших на учет до 01.01.2005 г.; возложении на Департамент строительства Ярославской области обязанности предоставить меры социальной поддержки Назарьеву Н.А. в виде субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета,
установил:
Назарьев Н.А. обратился в суд с иском к Администрации Большесельского СП Большесельского МР Ярославской области, Департаменту строительства Ярославской области, истец просил:
признать недействительным постановление администрации Большесельского СП №138 от 24.10.2017 года в части снятия Назарьева Н.А. с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ;
признать недействительным решение Департамента строительства Ярославской области об отказе в предоставлении Назарьеву Н.А. мер социальной поддержки на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета;
обязать Администрацию Большесельского СП восстановить Назарьева Н.А. в сводном списке граждан, имеющих право на обеспечение жильем, вставших на учет до 01.01.2005 года;
обязать Департамент строительства Ярославской области предоставить меры социальной поддержки Назарьеву Н.А. в виде субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Требования были дополнены истцом, Назарьев Н.А. просил суд признать недействительным постановление Администрации Большесельского СП №151 от 20.11.2017 г. в части снятия Назарьева Н.А. с учёта в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору соц.найма на основании ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ».
В обоснование требований истец указывал, что 24.10.2017 года Администрацией Большесельского СП вынесено постановление №138, которым Назарьев Н.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма). Конкретные основания для снятия истца с очереди в Постановлении не указаны.
В сообщении от 22.09.2017 года №604 Администрация Большесельского СП сообщила, что Департамент строительства Ярославской области после рассмотрения пакета документов отказал Назарьеву Н.А. в предоставлении меры социальной поддержки на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в связи с чем Назарьев Н.А. должен быть исключен из сводного списка граждан, имеющих право на обеспечение жильем.
В своем письме от 25.09.2017 года Департамент строительства Ярославской области указал, что при проверке комплекта документов для оформления социальной выплаты установлено, что размер общей площади жилья на каждого члена семьи истца составляет 35,0 кв.м., что превышает учетную норму по Большесельскому муниципальному району (10 кв.м). В связи с изложенным департамент письменно уведомил администрацию об отказе в предоставлении меры социальной поддержки на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Позднее истцом получено письмо из Администрации Большесельского СП от 20.11.2017 г. №151 о внесении изменений в постановление №138 от 24.10.2017 г., в качестве основания снятия истца с учета указана ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ».
С решениями ответчиков истец не согласен. С 20.08.1996 года он состоит на очереди на получение жилого помещения по договору социального найма сначала в качестве члена семьи, имеющей ребенка-инвалида, затем самостоятельно как инвалид третьей группы бессрочно.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанный порядок на федеральном уровне определен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, которым утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Правил основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами власти субъектов Российской Федерации; проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Учетная норма для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма по Большесельскому СП составляет 10 кв.м.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2014 года № АКПИ 13-1200 признан недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац второй пункта 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года № 901 в части указания об установлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации уровня обеспеченности жильем на каждого члена семьи.
Таким образом, при постановке на учет инвалида, семьи, имеющей ребенка-инвалида, уровень их обеспеченности жильем на каждого члена семьи в соответствии с нормой жилой площади, установленной органами субъекта, не принимается во внимание. Также указанное основание (обеспеченность выше учетной нормы) не должно применяться при принятии решения о снятии инвалида с очереди на получения жилого помещения по договору социального найма.
При принятии на учет семьи Назарьевой Н.Н. семья была поставлена на учет как семья, имеющая ребенка-инвалида, без учета площади жилого помещения, занимаемого семьей (данный факт установлен решением Большесельского районного суда Ярославской области от 15.04.2014 года). Правомерность постановки на учет семьи Назарьевой Н.Н. органами власти не оспаривалась.
В постановлении Администрации Большесельского СП от 24.10.2017 года № 138 не указано, какие именно основания изменились у Назарьева Н.А. с момента постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Информация, содержащаяся в письме Департамента строительства Ярославской области от 25.09.2017 года, не может являться основанием для снятия Назарьева Н.А. с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, так как обеспеченность жильем ниже учетной нормы, установленной органами субъектов (органами местного самоуправления), не подлежит применению.
Наследование матерью истца Назарьевой Н.Н. непригодного для проживания жилого дома по адресу: <адрес>, не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку обеспеченность Назарьева Н.А. жилым помещением не изменилась.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ.
По смыслу вышеназванных норм за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 1 марта 2005 г.
То есть, п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, указанный в постановлении Администрации Большесельского СП как основание для снятия Назарьева Н.А. с учета, в отношении истца не применим.
В судебном заседании истец Назарьев Н.А. и его представитель Назарьева Н.Н. исковые требования поддержали по указанным в исковом заявлении основаниям.
Истец Назарьев Н.А. дополнительно пояснил, что он работает в г. Ярославле, летом каждый день уезжает на работу и обратно, проживает в квартире с родителями, его вещи там находятся. Зимой истец снимает жильё в г.Ярославле. У него с матерью раздельное хозяйство. Мать получает пенсию по старости. Истец проживает в гражданском браке с ФИО1.
Представитель истца Назарьева Н.Н. дополнительно пояснила, что её сын проживает отдельно от родителей, у них разные семьи. Никакого отношения к семье родителей не имеет и самостоятельно распоряжается своими средствами. При сборе документов было оговорено, что единовременная денежная выплата начисляется только на Назарьева Н.А., а не на всю семью. Назарьева Н.Н. обратилась в межведомственную комиссию с заявлением об обследовании принадлежащего ей дома по адресу: <адрес>, на предмет пригодности его для проживания. Заключения комиссии еще нет.
Судом разъяснено стороне истца право ходатайствовать об отложении судебного разбирательства для получения и предоставления в суд заключения межведомственной комиссии. Участники процесса от заявления данного ходатайства отказались, настаивали на рассмотрении дела на основе имеющихся в деле доказательств.
Представители ответчиков Администрации Большесельского СП Большесельского МР Ярославской области, Департамента строительства Ярославской области, Управления социальной защиты населения Администрации Большесельского МР Ярославской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Ранее, в судебном заседании 09.11.2017 г. представитель ответчика администрации Большесельского СП Большесельского МР Ярославской области Кольчугина О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования оспаривала. Представитель пояснила, что 31.07.2017 года в администрацию поступил запрос от Уполномоченного по правам человека в Ярославской области. Администрация направили запрос в УСЗН БМР, получила ответ, что в Департаменте строительства Ярославской области рассмотрен пакет документов Назарьева Н.А. и принято решение о снятии его с очереди. 22.09.2017 года администрация направила уведомление Назарьевой Н.Н. о предоставлении пакета документов. Так как месяц от истца не поступало никаких документов, было принято постановление о снятии его с очереди на жилое помещение. По результатам прокурорской проверки на основании протеста прокурора администрация внесла изменения в постановление (уточнила его). Исходя из выписки, у всех членов семьи Назарьевых в собственности имеется по 1/5 доли квартиры, то есть по 12,46 кв. м. на каждого члена семьи. Это превышает учетную норму по Большесельскому району. Документов, что Назарьев Н.А. живет отдельной семьей от родителей администрации поселения не представлено.
В судебном заседании 17.01.2018 г. представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Большесельского МР Ярославской области Иванова Е.Г., действующая на основании доверенности, пояснила, что Управление не возражает против удовлетворения исковых требований. УСЗН осуществляет технические функции по сбору документов, решения принимают Администрация сельского поселения, Департамент строительства Ярославской области.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Департамент строительства Ярославской области указал, что одним из обязательных условий предоставления мер социальной поддержки инвалидов, предусмотренных абз. 2 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ, является нуждаемость инвалида в жилом помещении на момент предоставления меры социальной поддержки за счет федерального бюджета. С учетом площадей жилых помещений ( вышеуказанной квартиры и жилого дома ), находящихся в собственности Назарьева Н.А. и проживающих совместно с ним членов его семьи, имеющаяся у каждого из них в пользовании площадь жилых помещений превышает учетную норму, установленную в Большесельском МР. Таким образом, Назарьев Н.А. не является нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с ч.3, ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно справкам от 13.11.2008 г., 21.10.2009 г. Назарьев Н.А. является инвалидом с детства, имеет инвалидность 3 группы бессрочно.
Согласно справке ГУЗ Ярославской области «Большесельская ЦРБ» Назарьев Н.А. имеет заболевание: «<данные изъяты>», указанное заболевание не входит в «Перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 817 ( действовало на момент принятия оспариваемых решений ).
Как следует из заявления Назарьевой Н.Н. от 20.08.1996 г. на имя Главы Большесельской сельской администрации, она просит поставить ее семью на учет для получения жилого помещения, поскольку семья является многодетной, в составе семьи имеется ребенок - инвалид, членами семьи Назарьевой Н.Н. являлись: супруг Назарьев А.А., сыновья Назарьев С.А., <данные изъяты> года рождения, Назарьев Н.А., <данные изъяты> года рождения, Назарьев Ю.А., <данные изъяты> года рождения.
Согласно постановлению Администрации Большесельского СП №70 от 07.07.2009 г. Назарьева Н.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 20.08.1996 г. в соответствии со ст.51, ст.52 ЖК РФ.
Согласно Постановлению Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области №209 от 02.10.2013 г. «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Назарьева Н.Н. на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ снята с указанного учета в связи с утратой ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решением Большесельского районного суда Ярославской области признано незаконным постановление Администрации Большесельского СП № 209 от 02.10.2013 г.; Назарьев Н.А. постановлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; Назарьев Н.А. восстановлен в списке инвалидов и семей с детьми – инвалидами, имеющих право на улучшение жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 г., по Большесельскому муниципальному району Ярославской области.
Из письма Департамента строительства Ярославской области от 21.04.2017 г. в адрес Администрации Большесельского МР следует, что в 2017 г. за счет средств федерального бюджета по Большесельскому МР выделена 1 субсидия для обеспечения жильем инвалидов ( Назарьев Н.А. ). Необходимо предоставить в Департамент строительства Ярославской области документы на гражданина, претендующего на получение субсидии.
05.05.2017 г. Назарьевым Н.А. в Департамент строительства Ярославской области подано заявление на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в качестве меры социальной поддержки.
Из акта проверки жилищных условий заявителя от 05.05.2017 г. следует, что Назарьев Н.А. проживает по адресу: <адрес>, площадь квартиры <данные изъяты> кв.м., квартира принадлежит в равных долях ( по 1/5 доле ) Назарьеву Н.А. и членам его семьи. В квартире зарегистрированы и фактически проживают Назарьев Н.А. и его родители: Назарьева Н.Н., Назарьев А.А.
Письмом Администрации Большесельского СП от 22.09.2017 г. №604 в адрес Назарьевой Н.Н. разъяснена необходимость предоставления документов, подтверждающих право Назарьева Н.А. состоять в списке лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в том числе касающихся обеспеченности Назарьева Н.А. жилой площадью.
Из письма Департамента строительства Ярославской области от 25.09.2017 г. № ОГ.30-0950/17 следует, что с учетом состава семьи истца, площади квартиры по адресу: <адрес>, находящейся в долевой собственности истца и членов семьи, площади жилого дома по адресу: <адрес>, находящегося в собственности матери истца, размер общей площади жилья на каждого члена семьи истца превышает учетную норму по Большесельскому муниципальному району (10 кв.м.). В связи с этим в июне 2017 года департамент письменно уведомил Администрацию Большесельского МР об отказе Назарьеву Н.А. в предоставлении меры социальной поддержки на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета.
Постановлением Администрации Большесельского СП №138 от 24.10.2017 г. Назарьев Н.А. на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением Администрации Большесельского СП №151 от 20.11.2017 г. изменено основание снятия Назарьева Н.А. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ.
Согласно выписке из похозяйственной книги от 15.05.2017 г. по адресу: <адрес>, зарегистрированы Назарьев Николай Алексеевич и его родители: Назарьева Н.Н., Назарьев А.А.
Как следует из выписок из ЕГРН, свидетельств о государственной регистрации права от 05.10.2007 г., квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности истцу Назарьеву Н.А., членам его семьи: Назарьевой Н.Н., Назарьеву С.А., Назарьеву Ю.А., Назарьеву А.А. (по 1/5 доле каждому). Право собственности на квартиру в порядке приватизации было признано за указанными лицами решением Большесельского районного суда Ярославской области от 31.05.2006 г.
Назарьевой Н.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21.10.2014 г. принадлежит на праве собственности жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., распложенный по адресу: <адрес>.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 24.07.2008 г., указанный дом построен в 1969 г., является бревенчатым, имеет износ основных строений 51,4 %.
Назарьевой Н.Н. 25.01.2018 г. подано заявление в межведомственную комиссию об обследовании принадлежащего ей жилого дома на предмет пригодности его для проживания. На момент рассмотрения гражданского дела судом заключение межведомственной комиссии не составлено. Как указано выше, сторона истца отказалась от заявления ходатайства об отложении дела для получения данного заключения, соответствующее право разъяснялось судом.
Согласно рапорту от 31.01.2018 г. УУП ОП «Большесельское» в квартире по адресу: <адрес>, фактически проживают Назарьев Николай Алексеевич и его родители: Назарьева Н.Н., Назарьев А.А., брат Назарьев Юрий Алексеевич.
Постановлением Администрации Большесельского СП №419 от 31.12.2015 г. установлена учётная норма в размере 10 кв.м. на каждого члена семьи, норма предоставления в размере 13 кв.м. на каждого члена семьи.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основания признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет перечислены в абзаце втором пункта 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 г. №901.
Истец в качестве основания находиться на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении, ссылается на обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (абзац второй пункта 2 Правил ).
При этом истец указывает, что решением Верховного Суда РФ от 13.03.2014 г. №АКПИ 13-1200 признан недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац второй пункта 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, в части указания об установлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации уровня обеспеченности жильем на каждого члена семьи.
На основе данного решения Верховного Суда РФ истец приходит к выводу, что при постановке на учет инвалида, семьи, имеющей ребенка-инвалида, уровень их обеспеченности жильем на каждого члена семьи в соответствии с учетной нормой жилой площади, установленной органами субъекта, не принимается во внимание. Также указанное основание (обеспеченность выше учетной нормы) не должно применяться при принятии решения о снятии инвалида с очереди на получения жилого помещения по договору социального найма.
Указанные доводы истца суд находит ошибочными.
Как указал Верховный Суд РФ в своем решении №АКПИ13-1200 от 13.03.2014 г., в пункте 2 Правил критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий не установлены Правительством Российской Федерации вновь, а лишь приведены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусмотренные статьей 29 ЖК РСФСР. Не соответствует федеральному законодательству абзац второй пункта 2 Правил в части указания об установлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации уровня обеспеченности жильем на каждого члена семьи, поскольку в соответствии с частями 5, 6 статьи 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, Верховный Суд РФ не исключил из абз.2 п.2 Правил отсылку к учетной норме ( без данной отсылки фактически исключается основание для учета полностью ), а лишь указал, что учетная норма устанавливается не органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а органом местного самоуправления.
Исходя из содержания ч.1 ст.51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Аналогичные положения содержались в ст.29 ЖК РСФСР.
При этом, согласно ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. №189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно правовой позиции, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 г., факт принятия гражданина на учет до 1 марта 2005 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не исключает снятие его с учета в случае последующего улучшения его обеспеченности жилой площадью. При этом наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Сам по себе факт постановки гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года не служит безусловным основанием для сохранения на таком учете, поскольку часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривает возможность снятии гражданина с такого учета при наличии определенных условий. Суд приходит к выводу, что при рассмотрении данного дела такая совокупность условий для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена.
Истец мог быть снят с учета, в том числе, в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 01 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в ст. 29 ЖК РСФСР.
Согласно названной норме, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Истец и члены его семьи самостоятельно улучшили свои жилищные условия, приобретя в долевую собственность квартиру, а также унаследовав жилой дом по вышеуказанным адресам, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца на момент снятия его с учета и отказа в предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения составила более 20 кв.м. при установленной в настоящее время в Большесельском районе Ярославской области учетной норме 10 кв.м., норме предоставлении 13 кв.м.
Проведение в 2017 г. дополнительной проверки обоснованности нахождения истца на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, выполненной Администрацией Большесельского СП, Департаментом строительства Ярославской области в связи с решением вопроса о предоставлении Назарьеву Н.А. в 2017 г. меры социальной поддержки, является законным.
Доводы истца и его представителя, что истец и его родители не относятся к членам одной семьи в понимании жилищного законодательства, по мнению суда, не доказаны. Истец и его родители зарегистрированы в одной квартире. Из акта обследования жилищных условий истца от мая 2017 г., рапорта УУП от января 2018 г. следует, что истец фактически проживает вместе с родителями по месту регистрации. На момент принятия оспариваемых решений истец на указанные обстоятельства не ссылался.
Также не доказано истцом, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не пригоден для проживания. Решение по данному вопросу уполномоченным органом, которым является межведомственная комиссия Администрации Большесельского СП, на момент принятия оспариваемых решений и по настоящее время не принималось. Процент износа жилого дома, указанный в техническом паспорте по состоянию на 24.07.2008 г., не свидетельствует о его непригодности для проживания. Кроме того, суд отмечает, что и без учета указанного жилого дома обеспеченность истца жилой площадью превышает учетную норму.
Судом установлено, что имелись законные основания для снятия истца с жилищного учета, указанные в пункте 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», а также для отказа в предоставлении мер социальной поддержки на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Таким основанием является обеспеченность истца площадью жилого помещения, превышающей учетную норму и норму предоставления жилого помещения для лиц, стоящих на жилищном учете.
Наличие иных оснований для нахождения истца на жилищном учете, предусмотренных ЖК РСФСР, ЖК РФ, п.2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 г. №901, Назарьевым Н.А. суду не приведено и из материалов дела не усматривается.
Исковые требования Назарьева Н.А. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░