Дело № 2-243/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Эвенск «15» сентября 2015 г.
Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Яруллиной Н.М.,
при секретаре Осокиной Н.Н.,
с участием помощника прокурора Северо-Эвенского района Шипшиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Северо-Эвенского районного суда, расположенного по адресу: пос. Эвенск, ул. Победы, 19 дело по исковому заявлению прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области к администрации Северо-Эвенского района об обязании в срок до 01.11.2015г. устранить нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, а именно – ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора в п. Эвенск Северо-Эвенского района на территории земельного участка: в 10 метрах с северной стороны дома № 5 по ул. М. Амамич, путём организации сбора и вывоза мусора на свалку,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Северо-Эвенского района Магаданской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Северо-Эвенского района, содержащим вышеназванные требования.
В обоснование иска указал, что в нарушение требований ст. 42 Конституции РФ, ст., ст. 3, 11, 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 22, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.,п. 1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88, на территории п. Эвенск Северо-Эвенского района ответчиком допускается несанкционированное размещение твёрдых бытовых отходов. В 10 метрах от северной стороны дома № 5 по ул. М. Амамич в п. Эвенск образована несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов и мусора, скопление из металлических бочек, досок и иных отходов. При этом на основании абз. 13 п. 1.1 соглашения от 30.10.2014г. полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрацией п. Эвенск переданы администрации Северо-Эвенского района.
Ответчик – администрация Северо-Эвенского района и третье лицо – администрация п. Эвенск своих представителей в судебное заседание не направили, о его времени и месте извещены, ответчик о причинах неявки представителя не сообщил, администрация п. Эвенск просит дело рассмотреть в отсутствие её представителя.
С учётом положений ч., ч.4, 5 ст. 167 ГПК РФ и мнения прокурора суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, приведя доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Заслушав прокурора, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 51 Закона № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988г. N 4690-88) настоящие Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Согласно п. 1.2, 3. 2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В соответствии с п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Согласно ч.,ч. 1,2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 18 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Магаданской области 08.04.2015г. № 1884-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований «поселок Эвенск», «село Верхний Парень», «село Гарманда», «село Гижига», «село Чайбуха» путем их объединения с наделением статусом городского округа» п. Эвенск является административным центром Северо-Эвенского городского округа (Северо-Эвенского района).
Согласно ч., ч. 1,2 ст. 42 устава МО «Северо-Эвенский район» администрация Северо-Эвенского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Северо-Эвенский район» и является юридическим лицом.
Из описания границ территории Северо-Эвенского района, прилагаемого к уставу, следует, что п. Эвенск располагается на территории данного муниципального образования.
Согласно решению Собрания представителей п. Эвенск от 29.09.2014г. № 79 (с учётом решения от 22.10.2014г. № 81) подлежат передаче органам местного самоуправления МО «Северо-Эвенский район» полномочия МО «п. Эвенск» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии п. 1.1 соглашения, заключённого 30.10.2014г. между названными муниципальными органами, администрация Северо-Эвенского района сроком до 31.12.2016г. принимает к осуществлению полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из сообщения КИиЗО Северо-Эвенского района от 24.08.2015г. № 344 следует, что земельный участок, прилегающий к дому № 5 по ул. М. Амамич со стороны ул. Чубарова в п. Эвенск, не состоит на кадастровом учёте, заявления о предоставлении, образовании, предварительном согласовании места расположения данного земельного участка в КИиЗО не поступали.
Согласно плану местности территории п. Эвенск дом № 5 по ул. М. Амамич (дом связи) расположен на территории п. Эвенск.
Из акта по результатам проверки от 19.08.2015г., проведённой прокурором Северо-Эвенского района Оганесяном А.В. с участием и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Магаданской области ФИО3, следует, что в п. Эвенск по ул. М. Амамич, д. 5, образована несанкционированная свалка (металлические бочки, доски и т.д.).
Прилагаемая к названному акту фототаблица на 2-х листах подтверждает изложенные в акте обстоятельства.
С учётом оценки вышеприведённых доказательств в их совокупности суд приходит к выводу о том, что создание несанкционированной свалки на территории п. Эвенск подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределённого круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде, обеспечение благоприятной окружающей среды для жизнедеятельности человека.
Исходя из вышеприведённых норм, правил и доказательств суд полагает, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Северо-Эвенского района в срок до 01.11.2015г. устранить нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, а именно – ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора в п. Эвенск Северо-Эвенского района на территории земельного участка: в 10 метрах с северной стороны дома № 5 по ул. М. Амамич, путём организации сбора и вывоза мусора на свалку.
Настоящее решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение месяца со дня, следующего за днём принятия решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы, представления через районный суд. Установить дату изготовления решения суда в окончательной форме – 16.09.2015г.
Судья Н.М. Яруллина