РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2020 года г. Белогорск
Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Куркина А.В., при секретаре судебного заседания Мокрых А.А., с участием представителя административного истца Трембач С.В., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев административное дело № 2а-101/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <иные данные> Осичкина Андрея Александровича об оспаривании бездействия командира войсковой части №, связанного с необеспечением его включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Осичкин А.А., через своего представителя Трембач С.В., обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие командира войсковой части №, связанное с необеспечением его включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – НИС), обязав ответчика направить соответствующие документы, а Департамент жилищного обеспечения МО РФ (далее – ДЖО МО РФ) – включить в реестр с <дата>.
В обоснование иска представитель Трембач С.В. в исковом заявлении и судебном заседании указала, что первый контракт ее доверитель заключил <дата>. После заключения второго контракта, <дата> он обратился с рапортом о включении в реестр участников НИС. <дата> он подал рапорт на имя командира войсковой части № с просьбой проинформировать его о включении в реестр. Однако до настоящего времени ответа не получил, в реестр участников НИС включен не был.
Командир войсковой части № ФИО4 в своих возражениях с требованиями истца согласился частично, поскольку рапорт от <дата> к нему на рассмотрение не поступал, в соответствующих книгах учета зарегистрирован не был, поэтому служебное разбирательство не проводилось.
Представитель заинтересованного лица - Министра обороны Российской Федерации <иные данные>. иск также не признал, указав в своих возражениях на пропуск Осичкиным А.В. срока для обращения в суд и отсутствие доказательств нарушения должностными лицами его прав и свобод.
Представитель привлеченного судом в качестве заинтересованного лица руководителя федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - ФГКУ «Росвоенипотека») ФИО5 в своем отзыве указал, что ведение реестра участников НИС в компетенцию ФГКУ «Росвоенипотека» не входит, поскольку регистрирующим органом является ДЖО МО РФ. Именной накопительный счет (далее – ИНС) в ФГКУ «Росвоенипотека» не открывался, соответствующие сведения из регистрирующего органа не поступали.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно контрактам и выписке из послужного списка с <дата> Осичкин А.А. проходит военную службу по контракту, второй контракт заключил <дата> на 5 лет.
В личном деле истца находится его рапорт от <дата>, в котором он просит командира воинской части включить его в реестр участников НИС; имеется резолюция должностного лица об оформлении документов и отметка о регистрации.
Согласно личной карточке участника НИС, также находящейся в личном деле военнослужащего, дата возникновения основания для его включения в реестр – <дата>, однако сведения о включении в реестр отсутствуют.
В своем рапорте (без даты и отметки о регистрации в части) Осичкин А.В. просит командира провести административное расследование по факту невключения в реестр участников НИС. В представленных командиром войсковой части № книгах учета рапортов и обращений данный рапорт не зарегистрирован.
В приложенном к исковому заявлению заключении по итогам административного расследования отсутствуют даты и подписи должностных лиц.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФЗ № 117) к участникам НИС относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее <дата>, изъявившие желание стать ее участниками. Основанием для включения в реестр является их обращение в письменной форме.
В соответствии с п.п. 13-15 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 года № 89, датой возникновения соответствующего основания для включения сержантов и старшин, солдат и матросов в реестр является дата регистрации в журнале учета служебных документов их обращения (в письменной форме) о включении в реестр. Формы указанных документов, а также порядок их оформления и представления в регистрирующий орган устанавливаются федеральными органами. Регистрирующий орган на основании полученных документов, вносит в реестр запись о включении в него военнослужащих, с указанием реквизитов представленных документов, и направляет: в уполномоченный федеральный орган - сведения об участниках, а военнослужащим - уведомление о включении их в реестр с указанием регистрационного номера. Сведения о включении военнослужащего в реестр с указанием регистрационного номера вносятся в личную карточку участника. При этом проверяется соответствие сведений, содержащихся в уведомлении, сведениям, содержащимся в личном деле военнослужащего. В случае их соответствия личная карточка участника приобщается к личному делу военнослужащего. В случае несоответствия - в регистрирующий орган направляется таблица изменений по форме и в порядке, устанавливаемым федеральными органами.
На основании действовавшей на момент обращения истца Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 января 2009 года № 30, рапорт военнослужащего о включении в реестр подлежит регистрации в установленном порядке и приобщается к личному делу.
Согласно п.п. 2, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 15 и 16 действующего в настоящее время Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 24 апреля 2017 года № 245 (далее – приказ МО РФ № 245), для организации и проведения работы в воинских частях по реализации положений настоящего Порядка, приказом командира воинской части назначается ответственное должностное лицо, на которое помимо прочего, возлагается оформление и представление командиру соответствующих документов, выявление и устранение причин, вызывающих обоснованные заявления и жалобы военнослужащих.
Реестр формируется и ведется регистрирующим органом, содержит сведения об участниках НИС и документах, в соответствии с которыми в него вносятся записи.
При возникновении основания для включения в реестр, ответственное должностное лицо оформляет личную карточку участника НИС в двух экземплярах, представляет ее на подпись начальнику кадрового органа и командиру, приобщает ее первый экземпляр к личному делу военнослужащего. Ко второму экземпляру личной карточки прилагаются, в том числе, копия рапорта военнослужащего, а в случае превышения трехмесячного срока с даты возникновения основания для включения в реестр до даты фактического представления списка командиру - объяснение ответственного должностного лица о причинах превышения установленного срока.
Военнослужащий включается в реестр по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 9 ФЗ № 117. Рапорты военнослужащих о включении их в реестр подлежат регистрации, рассмотрению и приобщаются к их личным делам.
Личная карточка и документы воинской частью направляются в региональное управление жилищного обеспечения или его территориальный отдел, которые осуществляют их проверку и направляют в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения в реестр.
Регистрирующий орган после получения списка производит внесение в реестр записи о включении в него военнослужащего, что подтверждается уведомлением, которое направляется участнику НИС.
Кроме того п. 10 приказа МО РФ № 245 установлено, что командиры воинских частей отвечают за своевременное выявление и учет военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр, и военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС, а также за рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.
Таким образом учитывая, что у истца, заключившего второй контракт о прохождении военной службы и обратившегося <дата> году с рапортом, возникло основание для его включения в реестр участников НИС, суд признает незаконным бездействие командира войсковой части №, связанное с ненаправлением в федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации или его 2 отдел соответствующих документов.
По мнению суда в данном случае не имеет значения, обращался ли истец в июле 2020 года с рапортом о проведении административного расследования, поскольку выявление и учет военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС, является прямой обязанностью командира части. Кроме того, данное расследование могло быть назначено командиром и проведено после подачи Осичкиным А.А. настоящего иска в суд, а объяснение ответственного должностного лица с другими документами - направлено для восстановления жилищных прав истца в территориальный отдел ВРУЖО, что сделано не было.
Доводы представителя МО РФ о пропуске истцом срока для обращения в суд являются несостоятельными, поскольку истец обжалует бездействие должностного лица, и во включении в реестр ему никто не отказывал.
На основании изложенного суд считает необходимым исковые требования в этой части удовлетворить, возложив на командира обязанность по обеспечению включения Осичкина А.А. в реестр участников НИС со дня его обращения с рапортом <дата>, направив в жилищный орган соответствующие документы.
Вместе с тем, поскольку сведения о необходимости включения Осичкина А.А. в реестр не поступали в ДЖО МО РФ, который никаких прав истца не нарушал, исковые требования о возложении обязанности на руководителя указанного учреждения являются преждевременными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 и 227 КАС РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск военнослужащего войсковой части № <иные данные> Осичкина Андрея Александровича об оспаривании бездействия командира войсковой части №, связанного с необеспечением его включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие командира войсковой части №, связанное с необеспечением включения Осичкина А.А. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Обязать командира войсковой части № подготовить соответствующие документы и направить их в региональное управление жилищного обеспечения или его территориальный отдел для включения Осичкина А.А. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации с даты возникновения основания для этого <дата>.
В удовлетворении исковых требований о возложении на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обязанности по включению Осичкина А.А. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Восточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в мотивированной форме 25 октября 2020 года.
Председательствующий А.В. Куркин