РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Большой Камень 12 ноября 2014 г.
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Пак В.В.
с участием помощника прокурора ЗАТО г.Большой Камень Жилина М.Н.,
при секретаре Маловой Н.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень к Отделу судебных приставов по г.Большой Камень УФССП России по Приморскому краю, третьему лицу – Прокурору ЗАТО Большой Камень о снижении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа ЗАТО Большой Камень обратилась в суд с иском к Отделу судебных приставов по г.Большой Камень УФССП России по Приморскому краю, третьему лицу – Прокурору ЗАТО Большой Камень о снижении размера исполнительского сбора.
В обоснование требований указала, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Большой Камень УФССП России по Приморскому краю ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ с администрации городского округа ЗАТО Большой Камень взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб. С основаниями взыскания исполнительского сбора администрация согласна. Однако, полагает, что в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования возможно его снижение. В деле имеются обстоятельства, объективно препятствующие исполнению решения суда, о которых судебному приставу-исполнителю сообщалось в письменной форме ДД.ММ.ГГГГ г., до вынесения обжалуемого постановления. Так, при обеспечении строительства тяжелого стапеля для <данные изъяты>» осуществляет круглосуточную транспортировку инертных материалов для растворно-бетонного узла, расположенного в районе <адрес>, в связи с чем происходит разрушение автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах <данные изъяты> ФИО1. На основании этого между администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень, <данные изъяты>» и <данные изъяты> подписаны протоколы о подготовке плана мероприятий и Перечень работ по обеспечению сохранности автомобильных дорог. Так как согласно Устава городского округа ЗАТО Большой Камень расходы на обеспечение деятельности администрации предусматриваются в бюджете городского округа отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, в текущем финансовом году администрация не имеет необходимых лимитов бюджетных обязательств, поскольку бюджет городского округа на <данные изъяты> год уже принят и утвержден до принятия оспариваемого постановления. Иных источников денежных средств, кроме средств бюджета городского округа, администрация не имеет. Поэтому оплата исполнительского сбора из бюджета городского округа ЗАТО Большой Камень без ущерба для других социально-значимых расходов бюджета не возможна. На основании изложенного просит снизить размер исполнительского сбора до <данные изъяты> руб.
Представитель администрации городского округа ЗАТО Большой Камень в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель Отдела судебных приставов по г.Большой Камень УФССП России по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Прокурор в судебном заседании полагал, что в иске следует отказать.
Проверив материалы дела, выслушав мнение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с вступившим в законную силу решением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа ЗАТО Большой Камень обязана произвести капитальный ремонт участка автомобильной дороги по <адрес> в г.ФИО1 <адрес>, расположенного между площадью «Старого рынка», начиная от <адрес>, и пересечением улиц <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метров в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Большой Камень УФССП по Приморскому краю было возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ по судебному решению <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., где должником является Администрация городского округа ЗАТО Большой Камень.
Согласно данного постановления должнику предложено в добровольном порядке произвести исполнение решения суда. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Поскольку исполнительный документ должником не исполнен, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (п. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 2).
Таким образом, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В соответствии с п. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из того, что должником требования исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для вынесения постановления о взыскании с него исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 7 ст. 112 вышеуказанного Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 настоящей статьи.
Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены ст. 401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1); отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательства (п. 2).
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. N 13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Однако, доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, находящимися вне контроля должника и объективно свидетельствующими об отсутствии его вины, истцом не представлено. Не было предоставлено доказательств того, что администрацией были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, с учетом той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства. С заявлением о предоставлении рассрочки исполнения решения суда администрация не обращалась.
В сообщении о ходе исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ г., направленного в адрес ОСП по г.Большой Камень, на которое ссылается истец не указаны обстоятельства, которые объективно препятствуют исполнению решения суда. Отсутствие же свободных денежных средств в бюджете, не являются безусловными основаниями для уменьшения размера исполнительского сбора.
Таким образом, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя соответствует требованиям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, не нарушает права и законные интересы должника.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░ ░.
░░░░░ ░.░.░░░