Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-292/2020 от 25.09.2020

Дело № 12-292/2020

РЕШЕНИЕ

г. Сокол 20 ноября 2020 года

Вологодская область

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Попова Е.Б., рассмотрев жалобу Северина К.В. на постановление начальника Сокольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области Чубарова И.Г. от 10 сентября 2020 года № 17/41, которым Северин К.В. привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 22 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника Сокольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области Чубарова И.Г. от 10 сентября 2020 года № 17/41 Северин К.В. привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 22 000 рублей.

Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, Северин К.В. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указав в обоснование, что согласно постановлению нарушение по договору аренды лесного участка № 02-02-16/8-2011 от 24 февраля 2011 года выразилось в невыполнении работ по созданию минерализованных полос на лесосеке № 1 в квартале 15 выделах 2,10,12,13 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества, что является нарушением пункта 16, подпункта «б» пункта 17, пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, вместе с тем, считает, что постановление вынесено с нарушением норм действующего законодательства и подлежит отмене, поскольку должностному лицу вменяется нарушение лесного законодательства в части не отделения противопожарной минерализованной полосой шириной 1,4 м места рубки, на котором в период пожароопасного сезона оставлены на перегнивание измельченные порубочные остатки, что привело к нарушению пункта 16, подпункта «б» пункта 17, пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах.

Однако, согласно пункту 16 Правил, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В силу подпункта «б» пункта 17 Правил, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

В соответствии с пунктом 20 Правил места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.

Вместе с тем, из акта осмотра лесосеки от 14 августа 2020 года, как и из протокола № 43 от 02 сентября 2020 года, а также постановления № 17/41 от 10 сентября 2020 года не усматривается нарушение (отсутствие противопожарной минерализованной полосы), предусмотренной подпункта «б» пункта 17, пункта 20 Правил, не указаны обстоятельства (основания) для её создания, а именно: отсутствует тип леса и тип лесорастительных условий, характер увлажнения почвы (сухие, влажные, сырые и т.д.) в лесосеке (делянке) № 1 в выделах 2,10,12,13 квартала 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское». Кроме того, в перечне нарушений акта осмотра лесосеки от 14 августа 2020 года отсутствует как таковой спорный вид нарушений.

Согласно пунктам 2.9.9 и 2.9.10 Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов, утверждённых Приказом Рослесхоза от 10 ноября 2011 года № 472, тип леса и тип лесорастительных условий определяется по лесотаксационному выделу. Тип лесорастительных условий – лесоводственная классификационная единица, объединяющая лесные земли по сходству почвенных и гидрологических факторов, обеспечивающих произрастание лесной растительности определённого состава и производительности.

Пунктом 84 и 85 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, определено, что типы леса устанавливаются по их диагностическим признакам, к которым относятся преобладающая древесная порода и произрастающие в данных условиях травянистые растения и кустарники. Типы лесорастительных условий определяются с учетом рельефа, почвенно- грунтовых условий и произрастающих в данных условиях травянистых растений и кустарников.

В соответствии с требованиями пункта 111 Лесоустроительной инструкции по результатам обработки карточек таксации составляются таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов, лесных участков, участковых лесничеств, в которых по лесным кварталам приводятся сведения о характеристиках лесотаксационных выделов, в том числе для лесных земель, тип леса/тип лесорастительных условий лесатаксационного выдела (подпункт 13 пункта 111).

Согласно разделу 2.1 проекта освоения лесов, лесоустройство проведено в 2018 году, по результатам которого составлено таксационное описание лесотаксационных выделов лесных кварталов Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества. Согласно таблице сокращений к таксационному описанию лесотаксационных выделов, составленному по материалам лесоустройства 2018 года, выделы 2,10,12,13 в квартале 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества (делянка № 1 общей площадью 8,2 га) имеют характеристики по типу лесорастительных условий: выдел 2 Е пкт-Ельник приручейно-крупнотравный, выдел 10 Е кис-Ельник кисличник, выдел 12 Е кис-Ельник кисличник, выдел 13 Е пкт-Ельник приручейно-крупнотравный.

Согласно схеме групп типа леса подзоны южно-таежного района Европейской части России, представленной в Таксационном описании лесных кварталов Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества: - к сухим и периодически сухим по характеру увлажнения относятся почвы в типах леса: сосняки лишайниковые IV (V) бонитета (С.лиш) и сосняки брусничные 111 (11) бонитета (С.бр), при этом спорные выделы 2,10,12,13 в квартале 15 не содержат указанных обозначений (С.лиш и С.бр); - к влажным и сырым с проточным увлажнением относятся почвы в типах леса: Ельник приручейно-крупнотравный 1-11(111) бонитета (Е пкт), в данном случае в спорной делянке № 1 это выделы 2 и 13; - к свежим относятся почвы в типах леса: Ельник кисличник 1-11(111) бонитета (Е кис), в спорной делянке № 1 это выделы 10 и 12. Таким образом, спорная делянка №1 состоит из лесотаксационных выделов, которые по почвенным условиям не подпадают под понятие «сухих почв в хвойных равнинных лесах».

Кроме того, согласно пункту 8.7 раздела 8 «ГОСТ Р 53052-2008. Национальный стандарт РФ. Машины и орудия для подготовки вырубок к производству лесокультурных работ. Методы испытаний», утвержденного Приказом Ростехурегулирования от 17 декабря 2008 года № 433-ст, формирующийся тип вырубки определяют визуально по преобладанию того или иного вида травянистой растительности: - в условиях очень сухих и сухих почв – лишайниковый, вересковый, вейниково-брусничный; - в условиях свежих почв - вейниковый, кипрейный, малинниковый; - в условиях временно избыточно увлажненных с черничными типами леса – ситниковый, вейниково-ситниковый, долгомощный, реже – вейниковый, кипрейный, малинниковый; - в условиях с мокрыми почвами, а также со сфагновыми и травянисто-болотными типами леса – сфагновый и осоково-сфагновый.

Согласно ГОСТ Р 53052-2008 и Схеме групп типа леса подзоны южно-тайожного района Европейской части России, представленной в Таксационном описании лесных кварталов Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества, по типу вырубок по преобладанию того или иного вида травянистой растительности в еловых лесах, к которым относится спорная делянка № 1 (выделы 2,10,12,13 в квартале 15), к свежим и/или с временно избыточным увлажнением с черничными типами леса относятся почвы с преобладанием вида травянистой растительности разнотравно-малинниковые, вейниково-малинниковые и т.д.

Таким образом, по типу вырубок по преобладанию того или иного вида травянистой растительности в еловых лесах выделы 2,10,12,13 квартала 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества (делянка № 1 общей площадью 8,2 га) расположены на почках по характеру увлажнения свежих и/или с временно избыточным увлажнением. Исходя из изложенного и состояния почв, подтвержденного таксационными описаниями на основании материалов лесоустройства, отсутствует необходимость создания в период пожароопасного сезона противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра, в связи с чем в действиях должностного лица отсутствует событие вменяемого административного правонарушения.

В дополнениях к жалобе Северин К.В. указал, что, кроме отсутствия оснований для привлечения его к административной ответственности, также административным органом нарушен порядок привлечения его к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении от 02 сентября 2020 года, составленный в отсутствие Северина К.В., в его адрес не направлен, указанный протокол направлен в адрес юридического лица по месту работы Северина К.В. после рассмотрения дела об административном правонарушении от 10 сентября 2020 года, то есть 12 сентября 2020 года, таким образом, он не извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем не имел возможности принять участие в процессе либо направить на рассмотрение своего защитника, что является существенным нарушением. Кроме того, обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, не доказаны, в акте, протоколе и постановлении отсутствует информация о подтверждении предъявляемых нарушений, отсутствуют фототаблицы нарушений, к каким прилегающим насаждениям сделана привязка, чем и каким образом измерялось расстояние от порубочных остатков до прилегающих насаждений, в связи с чем просил оспариваемое постановление отменить.

Северин К.В., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

    Представитель Северина К.В. по доверенности Корякова С.Н. ранее в судебном заседании доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, пояснила, что копию протокола Северин К.В. не получал, общество ее получило только 14 сентября 2020 года, тогда как административный материал в отношении должностного лица Северина К.В. рассматривался 10 сентября 2020 года, постановление получено 17 сентября 2020 года, жалоба направлена 25 сентября 2020 года, то есть в установленный срок, с постановлением не согласна в связи с отсутствием события правонарушения, поскольку спорная делянка располагается не на сухих почвах, в акте осмотра не зафиксировано отсутствие противопожарных минерализованных полос, места рубок которыми отделяются только на сухих почвах, тогда как данная рубка относится к смешанному типу или с умеренно избыточным увлажнением почв, в связи с чем оснований для создания минерализованных полос не имеется; также не подтвержден доказательственной базой факт того, что порубочные остатки разбросаны по площади места рубки на расстоянии 10 метров от прилегающих лесных насаждений, поскольку не представлена фототаблица нарушения, привязка границ разбрасываемых порубочных остатков, сведения о проведении измерения данного расстояния, а также административным органом нарушен порядок привлечения к ответственности, ненаправление протокола привлекаемому лицу и ненадлежащее извещение о рассмотрении дела, в связи с чем просила отменить оспариваемое постановление.

Представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Пахолков А.В. пояснил, что протокол об административном правонарушении Северину К.В., как должностному лицу, был направлен, а также в общество 11 сентября 2020 года, 18 сентября 2020 года юридическое лицо получило протокол и уведомление, от Северина К.В. обратно уведомление не возвращено, по существу правонарушения указал, что кроме нарушения по созданию минерализованной полосы имели место нарушения по разбрасыванию порубочных остатков, по очистке территории делянки, технологическая карта не представлена, 10-ти метровая зона при укладке порубочных остатков не соблюдена согласно заложенной пробе на лесосеке, в акте нарушения по созданию минерализованной полосы не отражены.

Изучив доводы жалобы по существу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

На основании пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.

Административным правонарушением в силу части 1 статьи 24.1 КоАП РФ признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из материалов дела следует, что в ходе осмотра 14 августа 2020 года делянки № 1 в квартале 15, в выделах 2,10,12,13 ТОО «Марковское» Кадниковского участкового лесничества Сокольского государственного лесничества установлено, что лесосека, которая разрабатывалась АО «Сокольский ДОК» на основании договора аренды лесного участка № 02-02-16/8-2011, заключенного Департаментом лесного комплекса 24 февраля 2011 года и лесной декларации №5 от 27 марта 2019 года, вырублена АО «Сокольский ДОК» полностью, рубка завершена и на день проверки не производилась, вся заготовленная древесина вывезена, форма рубки – сплошная, вид рубки - сплошная с сохранением подроста. При съемке границ установлено, что общая эксплуатационная площадь делянки составила 8,8 га и 8,8 га, соответственно. Общая и эксплуатационная площадь, заявленная в лесной декларации №5 от 27 марта 2019 года, составляет 8,8 га и 8,8 га, соответственно, расхождений по площади не имеется. Во время осмотра выявлены нарушения, а именно: Северин К.В., являясь мастером по лесозаготовкам АО «Сокольский ДОК» и должностным лицом лесопроизводителя, в чьи должностные обязанности входит осуществление организации и руководство лесозаготовительными и лесовосстановительными работами на лесном участке, допустил оставление и разбрасывание измельченных порубочных остатков по площади лесосеки на расстоянии 10 метров от прилегающих лесных насаждений и сдвигание порубочных остатков к краю леса. Кроме того, в случае оставления измельченных порубочных остатков на перегнивание, на период пожароопасного сезона, места рубок (лесосеки) отделяются противопожарной минерализованной полосой 1,4 метра.

Работы по созданию минерализованных полос на указанной лесосеке не выполнены, что является нарушением пункта 16, подпункта «б» пункта 17, пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Северина К.В. – мастера по лесозаготовкам АО «Сокольский ДОК» к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьёй 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в частности, с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Таким образом, из буквального толкования указанных норм законодательства следует, что обязательному извещению подлежат лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, указанные в статьях 25.1 – 25.11 КоАП РФ, а именно: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевшая сторона.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 КоАП РФ, частями 1,3 и 4 статьи 38.6 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно части 3 названной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).

Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Исходя из содержания части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении 02 сентября 2020 года был составлен без участия должностного лица АО «Сокольский ДОК» Северина К.В., копия протокола об административном правонарушении направлена для Северина К.В. в АО «Сокольский ДОК» почтой 02 сентября 2020 года, получена АО «Сокольский ДОК» 18 сентября 2020 года, что подтверждается штампом в почтовом уведомлении, кроме того, в указанном протоколе изложено извещение для Северина К.В. о том, что рассмотрение дела по данному административному материалу состоится в Сокольском территориальном отделе – государственное лесничество по адресу: Вологодская область, Сокольский район, г. Кадников, ул. Розы Люксембург, д. 53 «а», 10 сентября 2020 года в 10 часов 45 минут. Вместе с тем, материалы административного дела не содержат сведений о направлении и получении Севериным К.В. копии протокола от 02 сентября 2020 года, в судебном заседание данные документы также не представлены, представитель Северина К.В. указал, что данного протокола Северин К.В. не получал.

Дело об административном правонарушении, предусмотренное частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, рассмотрено в отношении должностного лица АО «Сокольский ДОК» Северина К.В. 10 сентября 2020 года без участия Северина К.В. либо его представителя согласно постановлению о назначении административного наказания № 17/44 от 10 сентября 2020 года, в котором указано, что Северин К.В. извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, на рассмотрении дела не присутствовал, ходатайств не поступало. Копия постановления от 10 сентября 2020 года, направленная в адрес АО «Сокольский ДОК» и по месту жительства Северина К.В., получена обществом 18 сентября 2020 года, сведений о получении постановления Севериным К.В. материалы дела не содержат, с жалобой Северин К.В. обратился в суд 25 сентября 2020 года, то есть в установленный законом срок.

Таким образом, с учётом отсутствия доказательств о своевременном (до рассмотрения дела) получении должностным лицом АО «Сокольский ДОК» Севериным К.В. копии протокола об административном правонарушении и ознакомлении с его содержанием, отсутствия сведений о надлежащем извещении должностного лица о рассмотрении дела об административном правонарушении, оснований для признания порядка привлечения Северина К.В. к административной ответственности, как должностного лица АО «Сокольский ДОК», не имеется. При таких обстоятельствах право на защиту Северина К.В. было нарушено.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

    Наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают на основании доказательств, то есть любых фактических данных, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах, предусмотренных настоящим Кодексом, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниях потерпевшего, свидетелей, заключениях эксперта, иных документах, а также показаниях специальных технических средств, вещественных доказательств (статья 26.2 КоАП РФ).

В силу статей 26.2, 26.3. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации (часть 2 статьи 26.7 КоАП РФ).

Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно пунктам 2.9.9 и 2.9.10 Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов, утверждённых Приказом Рослесхоза от 10 ноября 2011 года № 472, тип леса и тип лесорастительных условий определяется по лесотаксационному выделу. Тип лесорастительных условий – лесоводственная классификационная единица, объединяющая лесные земли по сходству почвенных и гидрологических факторов, обеспечивающих произрастание лесной растительности определённого состава и производительности.

Пунктом 84 и 85 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, определено, что типы леса устанавливаются по их диагностическим признакам, к которым относятся преобладающая древесная порода и произрастающие в данных условиях травянистые растения и кустарники. Типы лесорастительных условий определяются с учетом рельефа, почвенно - грунтовых условий и произрастающих в данных условиях травянистых растений и кустарников.

В соответствии с требованиями пункта 111 Лесоустроительной инструкции по результатам обработки карточек таксации составляются таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов, лесных участков, участковых лесничеств, в которых по лесным кварталам приводятся сведения о характеристиках лесотаксационных выделов, в том числе для лесных земель, тип леса/тип лесорастительных условий лесотаксационного выдела (подпункт 13 пункта 111).

Согласно разделу 2.1 проекта освоения лесов, лесоустройство проведено в 2018 году, по результатам которого составлено таксационное описание лесотаксационных выделов лесных кварталов Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества. Согласно таблице сокращений к таксационному описанию лесотаксационных выделов, составленному по материалам лесоустройства 2018 года, выделы 2,10,12,13 в квартале 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества (делянка № 1 общей площадью 8,2 га) имеют характеристики по типу лесорастительных условий: выдел 2 Е пкт-Ельник приручейно-крупнотравный, выдел 10 Е кис-Ельник кисличник, выдел 12 Е кис-Ельник кисличник, выдел 13 Е пкт-Ельник приручейно-крупнотравный.

Согласно схеме групп типа леса подзоны южно-таежного района Европейской части России, представленной в Таксационном описании лесных кварталов Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества: - к сухим и периодически сухим по характеру увлажнения относятся почвы в типах леса: сосняки лишайниковые IV (V) бонитета (С.лиш) и сосняки брусничные 111 (11) бонитета (С.бр), - к влажным и сырым с проточным увлажнением относятся почвы в типах леса: Ельник приручейно-крупнотравный 1-11(111) бонитета (Е пкт).

Кроме того, согласно пункту 8.7 раздела 8 «ГОСТ Р 53052-2008. Национальный стандарт РФ. Машины и орудия для подготовки вырубок к производству лесокультурных работ. Методы испытаний», утвержденного Приказом Ростехурегулирования от 17 декабря 2008 года № 433-ст, формирующийся тип вырубки определяют визуально по преобладанию того или иного вида травянистой растительности: - в условиях очень сухих и сухих почв – лишайниковый, вересковый, вейниково-брусничный; - в условиях свежих почв - вейниковый, кипрейный, малинниковый; - в условиях временно избыточно увлажненных с черничными типами леса – ситниковый, вейниково-ситниковый, долгомощный, реже – вейниковый, кипрейный, малинниковый; - в условиях с мокрыми почвами, а также со сфагновыми и травянисто-болотными типами леса – сфагновый и осоково-сфагновый.

Вместе с тем, как следует из материалов дела об административном правонарушении, административным органом Департаментом лесного комплекса Вологодской области не мотивированы обстоятельства (основания) для создания противопожарной минерализованной полосы на данном участке лесосеки, не указан тип леса и тип лесорастительных условий, характер увлажнения почвы (сухие, влажные, сырые и т.д.) в лесосеке (делянке) № 1 в выделах 2,10,12,13 квартала 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское», не дана надлежащая правовая оценка данным обстоятельствам, не содержат материалы дела и сведений, на основании которых определено несоблюдение 10-ти метровой зоны при укладке порубочных остатков от прилегающих лесных насаждений.

Таким образом, данным фактам административным органом не дана надлежащая правовая оценка при вынесении постановления, что свидетельствует о нарушении процессуальных норм, при этом указанные допущенные процессуальные нарушения являются существенными, поскольку не позволили обеспечить объективную оценку всех представленных доказательств.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении мастера по лесозаготовкам АО «Сокольский ДОК» Северина К.В. не может быть признано законным и обоснованным, поскольку вынесено при существенном нарушении процессуальных требований КоАП РФ, в связи с чем подлежит отмене.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Северина К.В. на момент рассмотрения жалобы в суде, не истек, настоящее дело подлежит возвращению на новое рассмотрении.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника Сокольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области Чубарова И.Г. от 10 сентября 2020 года № 17/41 отменить.

Направить дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Северина К.В. в Департамент лесного комплекса Вологодской области на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.Б. Попова

12-292/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Северин Константин Вячеславович
Другие
Корякова Светлана Николаевна
Суд
Сокольский районный суд Вологодской области
Судья
Попова Елена Борисовна
Статьи

ст. 8.32 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
sokolsky--vld.sudrf.ru
25.09.2020Материалы переданы в производство судье
03.11.2020Судебное заседание
20.11.2020Судебное заседание
08.12.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
10.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2020Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
30.12.2020Вступило в законную силу
30.12.2020Дело оформлено
30.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее