Дело № 12-1-278/2019
33RS0017-01-2019-000637-02
РЕШЕНИЕ
2 августа 2019 года г. Собинка
Судья Собинского городского суда Владимирской области Тимофеева И.Г.,
с участием защитника Петрова В.А. – Винницкого И.В.,
помощника Собинского межрайпрокурора Богатиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Петрова В.А. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям К. № 03-02-43-5/2019 от 29 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника жилищно-коммунальной службы № 4 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО)
Петрова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <...>,
установил:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям К. № 03-02-43-5/2019 от 29 апреля 2019 года начальник жилищно-коммунальной службы № 4 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) Петров В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям Петров В.А. обратился в Собинский городской суд Владимирской области с жалобой, согласно которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы указано, что в соответствии в обжалуемым постановлением в вину Петрова В.А., как должностного лица, вменяется допущение в деятельности жилищно-коммунальной службы № 4 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) забора подземных вод из скважин без специального разрешения - лицензии, расположенных на территории войсковой части № 55443-ВЛ (Владимирская область, Собинский район, г. Лакинск, ул. Мира, д. 90, военный городок № 1).
Основанием для использования ЖКС №4 (г. Владимир) вышеуказанных скважин является приказ директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 172 от 18 января 2017 года. Однако несмотря на издание данного приказа вышеуказанные скважины не передавались в адрес ЖКС №4 по акту приема-передачи. У ЖКС отсутствует техническая документация на вышеуказанные скважины, ЖЭ(К)О №4 г. Владимир как предшествующая организация ЖКС неоднократно запрашивала техническую документацию у предыдущей организации, эксплуатирующей данные объекты, но данные запросы оставлены без ответа. ЖЭ(К)О №4 г. Владимир неоднократно запрашивало техническую документацию, но запросы были оставлены без ответа. Изготовление новой технической документации возможно только путем проведения закупочных процедур в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», однако до настоящего времени не выделены денежные средства из бюджета на данную процедуру. Ввиду отсутствия технической документации, ЖКС не может подать документы на получение права пользования участком недр с целью добычи подземных вод. 14.11.2017, 26.02.2018, 02.04.2018 ЖЭ(К)О №4 г. Владимир обращалось в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) с заявками на оформление лицензии без технических документов, но данные заявления оставлены без рассмотрения, ввиду отсутствия технической документации (последний отказ от 18.04.2018).
Сотрудниками Роспироднадзора должным образом не исследован вопрос о наличии вины в действиях Петрова В.А., также не учтен тот факт, что ЖКС осуществляет забор подземных вод из скважин ввиду крайней необходимости, приостановление забора воды оставят жителей военных городков без воды. Необходимая техническая документация отсутствует не по вине Петрова В.А.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Соответственно отсутствует состав правонарушения по отношению к Петрову В.А.
Обращает внимание, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ относится к нарушениям в области охраны собственности. Таким образом, объектом, защищаемым законом от посягательства, выступает собственность (скважины), самовольное без обоснованное использование скважин без лицензии (разрешения), которое может наносить вред природным ресурсам и окружающей среде. Применительно к сложившейся ситуации скважины используются хоть и без лицензии, но на законных основаниях, вреда природным ресурсам и окружающей среде не причинено. Несмотря на наличие формальных признаков состава правонарушения со стороны, допущенное правонарушение не содержит угрозы охраняемым законом отношениям. Сотрудниками Росприроднадзора не рассмотрен вопрос о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ, где говорится о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Петров В.А., Военный прокурор Владимирского гарнизона, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Межрегиональное управление Роспироднадзора по Владимирской и Ивановской областях, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, письменным заявлением просили судебное заседание провести в отсутствие представителя. Судья считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании защитник Петрова В.А. - Винницкий И.В. поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Помощник Собинского межрайпрокурора Богатина М.А. в судебном заседании в удовлетворении доводов жалобы Петрову В.А. просила отказать, полагая считать законным постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям К. № 03-02-43-5/2019 от 29 апреля 2019 года.
Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав позицию защитника Петрова В.А. – Винницкого И.В., помощника Собинского межрайпрокурора Богатиной М.А., проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекс влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1,4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершений административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На оснований ст. 26.11 КоАП РФ судья, оценивает доказательства это своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Отношения, связанные с использованием минеральных ресурсов, в том числе подземных вод, регламентированы Законом Российской Федерации «О недрах», в силу ст. 11 которого предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем лицензии заранее оговоренных условий. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства по выполнению указанного договора.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 18 марта 2019 года военным прокурором Владимирского гарнизона по результатам проведенной проверки исполнения законодательства РФ должностными лицами жилищно-коммунальной службы № 4 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) в 2018 - 2019 годов при осуществлении забора воды из подземного водного объекта без лицензии на водопользование, вынесено постановление а возбуждении дела об
административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника жилищно-коммунальной службы № 4 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) Петрова В.А.
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям К. № 03-02-43-5/2019 от 29 апреля 2019 года начальник жилищно-коммунальной службы № 4 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) Петров В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что ЖКС № 4 (г. Владимира) - филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО), осуществляет хозяйственную деятельность на территории войсковой части № 55443 - ВЛ в военном городке № 1 (Владимирская область, Собинский район, г. Лакинск, ул. Мира, д. 90), с нарушением положений Федерального закона «О недрах», а именно, осуществляет забор воды из подземного горизонта с помощью артезианской скважины, расположенной на территории указанной войсковой части, в отсутствие лицензии на право пользование недрами.
При этом в постановлении указано, что добычу пресных вод для питьевого водоснабжения военного городка из артезианской скважины осуществляет именно ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО).
Выявленные нарушения, как следует из постановления, совершены по причине ненадлежащего исполнения должностным лицом - начальником жилищно-коммунальной службы № 4 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) Петровым В.А., своих должностных обязанностей, которым в течении 2018-2019 годов не организовано получение соответствующей лицензии на пользование недрами, в связи с чем его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
В обоснование доказанности в совершении должностным лицом Петровым В.А. указанного административного правонарушения, в оспариваемом постановлении содержится ссылка на неисполнение последним своих должностных обязанностей в силу занимаемой должности.
Вместе с тем, согласно п. 15 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами РФ, Учреждение может заниматься только при получении специального разрешения.
Пунктом 13 Положения «О жилищно-коммунальной службы № 4 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ»» Минобороны России (по ЗВО) регламентировано, что право Службы осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством РФ требуется специальное разрешение – лицензия, возникает у Службы с момента получения ее Учреждением в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Согласно трудового договора NN- ОК от ДД.ММ.ГГГГ на должность Петров В.А. принят на должность начальника отдела ЖЭ(К)О № 4 (г. Владимира) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ. Пунктом 1.2 трудового договора предусмотрено, что должностные обязанности работника устанавливаются должностной инструкцией.
Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ NN-ОК, Петров В.А. переведен на должность начальника службы в административно-управленческий персонал ЖКС № 4 (г. Владимир).
В материалах дела отсутствует должностная инструкция начальника службы административно-управленческого персонала ЖКС № 4 (г. Владимир).
Трудовой договор, заключенный с Петровым В.А., Положение «О жилищно-коммунальной службы № 4 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ»» Минобороны России (по ЗВО) прямо не предусматривают такой должностной обязанности начальника службы ЖКС № 4 (г. Владимир), как добыча подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения из артезианских скважин, и его ответственность за данные действия.
Вместе с тем, из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ в постановлении № 11 от 17 февраля 2011 года «О некоторых вопросах применения особенной части кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях», состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 или частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, образуют действия лиц, непосредственно осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией.
С учетом изложенного, вывод должностного лица, принявшего оспариваемое постановление, о совершении административного правонарушения в следствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) должностным лицом - начальником службы ЖКС № 4 (г. Владимир) Петровым В.А. своих должностных обязанностей, противоречит представленным материалам дела.
Таким образом, вывод, что должностное лицо начальник службы ЖКС № 4 (г. Владимир) является надлежащим субъектом ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, не подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.
Соответственно, постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям К. № 03-02-43-5/2019 от 29 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника жилищно-коммунальной службы № 4 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) Петрова В.А., нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объектом которого являются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, составляет два месяца.
Пользование недрами без лицензии на пользование недрами отнесено к правонарушениям в области охраны собственности, следовательно, объектом правонарушения по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ являются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, а не в области охраны окружающей среды и природопользования, поэтому на указанное правонарушение не распространяется увеличенный срок давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу указанной нормы производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении в отношении Петрова В.А. подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям К. № 03-02-43-5/2019 от 29 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника жилищно-коммунальной службы № 4 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) Петрова В.А. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица Петрова В.А. прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья И.Г. Тимофеева