Дело №
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Буйнакск 22 мая 2020 г.
Судья Буйнакского городского суда Республики Дагестан Нурмагомедов Н.Б., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП Российской Федерации, в отношении индивидуального предпринимателя Султангишиева С.О.,
УСТАНОВИЛ:
2 апреля 2020 г. начальником ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г.Буйнакске Исаевым А.Н. составлен протокол № 144-17 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Султангишиева С.О., который вместе с другими материалами направлен для рассмотрения в Буйнакский городской суд Республики Дагестан.
Настоящий протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возврату в орган, его составивший.
Определением судьи Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 10 апреля 2020 г. настоящий протокол об административном правонарушении с приложенным материалом возвращен ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г.Буйнакске для устранения недостатков, выразившихся в том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в отсутствие привлекаемого лица или его защитника, при этом в материалах не содержится данных об извещении лица о составлении протокола; протокол об административном правонарушении не подписан должностным лицом, его составившим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, отсутствуют сведения о разъяснении последнему прав, предусмотренных статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьи 25.1 КоАП Российской Федерации, также сведения о вручении (направлении) ему копии данного протокола; в нарушение требований статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе не указаны полные сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, к материалам дела не приложено никаких документов, удостоверяющих личность правонарушителя; в протоколе не описано конкретное противоправное действие (бездействие), совершенное ИП Султангишиевым С.О.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в соответствии с которой в нем указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
При этом в силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу положений приведенных выше норм, изменение, дополнение сведений, ранее отраженных в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в протокол об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в составленный в отношении ИП Султангишиева С.О. протокол об административном правонарушении должностным лицом Роспотребнадзора внесены дополнения, в частности в обстоятельства совершенного правонарушения. В протокол внесены и другие дополнения, удостоверив их своей подписью.
Внеся в протокол об административном правонарушении дополнения, должностное лицо не ознакомило ИП Султангишиева С.О. с данным протоколом, права последнему не разъяснило, копию данного протокола ему не направило и не вручило, чем нарушило требования статьи 28.2 КоАП РФ.
Приложенные к протоколу материалы не содержат сведений об извещении ИП Султангишиева С.О. о внесении в протокол об административном правонарушении изменений (дополнений).
Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальный акт.
Таким образом, оснований полагать, что дополнения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с соблюдением требований КоАП РФ, не имеется.
Вышеуказанные недостатки протокола об административном правонарушении являются существенными, восполнить эти недостатки при рассмотрении дела не представляется возможным.
Более того, внесены дополнения и в материалы, приложенные к протоколу об административном правонарушении: протокол осмотра помещений от 30 марта 2020 г., протокол о временном запрете деятельности от 2 апреля 2020 г.
Пунктом 3 статьи 29.1 КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
При таких обстоятельствах считаю необходимым возвратить протокол об административном правонарушении с приложенным материалом для устранения указанных недостатков.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
протокол № 144-17 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ, от 2 апреля 2020 г. в отношении индивидуального предпринимателя Султангишиева С.О. с приложенным материалом возвратить в ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г.Буйнакске для устранения недостатков, указанных в установочной части настоящего определения.
Определение быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также опротестовано прокурором в Верховный Суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения.
Возможность обжалования настоящего определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, КоАП Российской Федерации не предусматривает.
Судья Нурмагомедов Н.Б.