Дело № 2-2858/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово
В составе председательствующего Исаковой Е.И.
При секретаре Бердниковой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
«08» апреля 2015 года
Дело по заявлению ЛИЦО_3 об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Кемерово об участии специалиста в исполнительном производстве,
УСТАНОВИЛ:
ЛИЦО_3 обратилась с жалобой на постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Кемерово.
Требования мотивирует тем, что 21.01.2014г. на основании исполнительного листа ### от 17.12.2013г. судебным приставом - исполнителем ОСП по Центральному району г. Кемерово УФССП России по Кемеровской области возбуждено исполнительное производство ### в отношении должника - ЛИЦО_3, предметом исполнения которого являются кредитные платежи (солидарно) в размере 839 868,17 руб.
13.02.2015г. в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом -исполнителем ОСП по Центральному району г. Кемерово УФССП России по Кемеровской области ЛИЦО_1 вынесено постановление об участии специалиста в исполнительном производстве, в соответствии с которым постановил поручить оценку имущества по исполнительному производству ### арестованного 02.12.2014г., а именно квартиру по адресу: **.**.**** кадастровый номер ###, общая площадь 90,8 кв.м., этаж №6, для определения его рыночной стоимости специалисту -оценщику.
О вынесенном постановлении от 13.02.2015г. об участии специалиста в исполнительном производстве Заявитель ЛИЦО_3 узнала только 11.03.2015г. при получении его заказным письмом, что подтверждается штемпелем на конверте.
Заявитель считает вынесенное постановление от 13.02.2015г. незаконным и необоснованным, поскольку оно не соответствует положениям Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушает права и законные интересы Заявителя, а именно право заявлять отвод специалисту.
Судебный пристав - исполнитель в оспариваемом постановлении об участии специалиста в исполнительном производстве не указал лицо, назначенное и привлеченное в качестве специалиста в рамках исполнительного производства ### (в п.2 оспариваемого постановления отсутствует фамилия, имя и отчество специалиста, привлекаемого для участия в исполнительном производстве, его паспортные данные); в оспариваемом постановлении (п.3) отсутствует подпись специалиста о предупреждении его об ответственности, установленной законодательством за отказ или уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения, что свидетельствует о неисполнении судебным приставом -исполнителем обязанности о предупреждении специалиста об ответственности, установленной законодательством за отказ или уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя не соответствует требованиям Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушает права и законные интересы Заявителя, поскольку у Заявителя отсутствует возможность воспользоваться своими правами, предусмотренными ч. 1 ст. 50 и ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в том числе правом заявлять отводы специалисту.
Просит суд признать постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Кемерово УФСПП России по Кемеровской области ЛИЦО_1 об участии специалиста в исполнительном производстве от 13.02.2015г. незаконным.
В судебное заседание заявитель явилась, извещена надлежащим образом, ходатайство об отложении дела не заявляла.
СПИ ЛИЦО_5, считает заявленные требования не обоснованными.
С учетом мнения СПИ и в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии заявителя.
Суд, выслушав СПИ, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При этом в силу положений ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем в рамках возбуждено исполнительное производство ### от **.**.**** на основании исполнительного документа ### от **.**.**** в отношении ЛИЦО_3, предмет исполнения кредитные платежи в пользу КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК КОЛЬЦО УРАЛА.
**.**.**** судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении специалиста-оценщика (л/д 5).
Указанное постановление направлено в адрес должника и получено ЛИЦО_3 **.**.**** года, что подтверждается штемпелем на конверте.
Заявитель считает вынесенное постановление от 13.02.2015г. незаконным и необоснованным, поскольку оно не соответствует положениям Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушает права и законные интересы Заявителя, а именно право заявлять отвод специалисту.
Из представленной в материалы дела копии постановления следует, что в п.2 оспариваемого постановления отсутствует фамилия, имя и отчество специалиста, привлекаемого для участия в исполнительном производстве, его паспортные данные); в оспариваемом постановлении (п.3) отсутствует подпись специалиста о предупреждении его об ответственности, установленной законодательством за отказ или уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения.
Согласно п.п.8 и 9 ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать ряд исполнительных действий, в частности, в порядке и пределах, которые установлены Федеральным законом, производить оценку имущества и привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с ч.ч.1 и 4 ст.61 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем судебным приставом-исполнителем выносится постановление.
За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, установленных настоящей статьей, а также за дачу заведомо ложного отчета или заключения специалист несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем.
Пунктом 2 ч.4 ст.85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что, если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков.
Согласно ч.1 ст.50 этого же Федерального закона стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
В силу положений ч.ч.2, 4 ст.63 Федерального закона «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе заявлять отвод привлеченному судебным приставом-исполнителем специалисту. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Вопрос об отводе специалиста решается судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе, о чем выносится мотивированное постановление.
Анализ приведенных норм Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что при назначении специалиста для оценки и вынесении об этом соответствующего постановления судебный пристав-исполнитель обязан определить и указать в постановлении конкретное лицо — специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков. Причем право выбора и назначения конкретного специалиста-оценщика, обладающего специальными познаниями в необходимой области, как и обязанность предупредить его об ответственности за отказ или уклонение от исполнения обязанностей специалиста, за Дачу заведомо ложного отчета или заключения, принадлежит исключительно судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится исполнительное производство.
Данный вывод подтверждается и тем, что во исполнение указанных требований закона Приказом ФССП России от 11.07.2012 года № 318 были утверждены примерные формы процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства, в том числе форма постановления об участии в исполнительном производстве специалиста (приложение № 124 к Приказу), резолютивная часть которого содержит поля для указания сведений о фамилии, имени и отчестве привлеченного специалиста, его паспортных данных, месте регистрации и о предупреждении специалиста об установленной законодательством ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения.
Выполнение указанных требований закона судебным приставом-исполнителем обеспечивает возможность сторонам исполнительного производства знать, кто назначен специалистом и соблюдены ли при этом установленные в ст.ст.61, 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» правила о том, что специалист должен быть незаинтересованным лицом и обладать специальными знаниями, входить в число отобранных в установленном порядке оценщиков, а также возможность реализовать предоставленное законом право заявить отвод назначенному специалисту, основания для которого могут быть установлены только в случае указания в постановлении конкретного лица. Соответственно, невыполнение названных требований не только не соответствует закону, но и лишает стороны исполнительного производства осуществить свои права.
Таким образом, в вынесенном судебным приставом-исполнителем постановлении об участии специалиста в исполнительном производстве не содержатся сведения о специалисте, который привлекается к участию в исполнительном производстве, это лицо не предупреждено о предусмотренной законом ответственности, следует сделать вывод о том, что оно не соответствует закону и нарушает права заявителя, что является основанием для признания его незаконным.
Доводы судебного пристава-исполнителя о пропуске срока для оспаривания постановления суд считает несостоятельными, поскольку в материалы дела представлена копия конверта с отметкой почтового отделения о направлении почтовой корреспонденции 10.03.2015 года и получении его ЛИЦО_2 11.03.2015 года.
В суд с заявлением об оспаривании постановления ЛИЦО_3 обратилась 23.03.2015 г., в установленный законом срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Требования ЛИЦО_2 удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Кемерово УФСПП России по Кемеровской области ЛИЦО_1 об участии специалиста в исполнительном производстве от 13.02.2015г.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца.
Судья Е.И. Исакова
В окончательной форме решение изготовлено «16» апреля 2015 года.