Дело № 12-83/16
РЕШЕНИЕ
г. Соликамск 20 апреля 2016 года.
Судья Соликамского городского суда Пермского края Крымских Т.В.,
при секретаре Мартиной Н.В.,
с участием представителя ООО «Коммунал» Дружинин А.Г., действующего на основании письменной доверенности,
рассмотрев жалобу законного представителя (директора) юридического лица ООО «Коммунал» на постановление по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, вынесенное в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Коммунал» (ИНН №, КПП №, ОГРН №),
у с т а н о в и л :
Постановлением мирового судьи судебного участка №, и.о. мирового судьи судебного участка № Соликамского судебного рай она Пермского края от 01 марта 2016 года юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Коммунал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, юридическому лицу назначено наказание, по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Согласно постановлению, вина юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Коммунал» установлена в том, что <дата> в <данные изъяты> часов Инспекцией Государственного жилищного надзора Пермского края в многоквартирном доме по адресу <...>, ООО «Коммунал», на обслуживании которого находится указанный многоквартирный дом, не соблюдено лицензионное требование, предусмотренное ч. 2,3 ст. 161 ЖК РФ, а именно, общедомовой прибор учета электрической энергии на вводе в дом отсутствует (не установлен), акт ввода в эксплуатацию счетчика электрической энергии отсутствует, план мероприятий по энергосбережению, согласованный с собственниками жилья, отсутствует; <дата> в <данные изъяты> часов Инспекцией Государственного жилищного надзора Пермского края в многоквартирном доме по адресу <...>, ООО «Коммунал», на обслуживании которого находится указанный многоквартирный дом, не соблюдено лицензионное требование, предусмотренное ч. 2,3 ст. 161 ЖК РФ, а именно, общедомовой прибор учета электрической энергии на вводе в дом отсутствует (не установлен), акт ввода в эксплуатацию счетчика электрической энергии отсутствует, план мероприятий по энергосбережению, согласованный с собственниками жилья, отсутствует; <дата> в <данные изъяты> часов Инспекцией Государственного жилищного надзора Пермского края в многоквартирном доме по адресу <...>, ООО «Коммунал», на обслуживании которого находится указанный многоквартирный дом, не соблюдено лицензионное требование, предусмотренное ч. 2,3 ст. 161 ЖК РФ, а именно, общедомовой прибор учета электрической энергии на вводе в дом отсутствует (не установлен), акт ввода в эксплуатацию счетчика электрической энергии отсутствует, план мероприятий по энергосбережению, согласованный с собственниками жилья, отсутствует, действиями юридического лица нарушены ст. 12, п. 7 ст. 9, ст. 11, ст. 13 ФЗ РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п.11 Постановления правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, о чем были составлены три протокола об административном правонарушении № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>.
Определением мирового судьи судебного участка №, и.о. мирового судьи судебного участка № Соликамского судебного рай она Пермского края от <дата> рассмотрение протоколов было объединено в одно производство с вынесением одного постановления.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель юридического лица ООО «Коммунал» обратился в Соликамский городской суд с жалобой, в которой просит об отмене принятого по делу постановления, указывая, что мировой судья ошибочно исходил из годичного срока привлечения юридического лица к административной ответственности. Юридическим лицом нарушены правила о лицензировании, подлежит применению трехмесячный срок для привлечения к административной ответственности. Просит постановление мирового судьи отменить, по причине истечения срока для привлечения к административной ответственности.
В судебном законный представитель юридического лица ООО «Коммунал» Дружинин А.Г. на доводах жалобы настаивает.
Выслушав доводы представителя юридического лица ООО «Коммунал», изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статья 14.1.3 КоАП РФ предусмотрела административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии. В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статьей 13 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а"); текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з"); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.)(подпункт "к").
Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Согласно пп. 11 (1) вышеуказанных Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из положений приведенных выше Правил… следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
В этой связи исполнитель коммунальных услуг в силу прямых указаний закона и соответствующего договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, согласно подпункту "к" пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, обеспечение исполнителем надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов.
Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения.
При таких обстоятельствах, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что бездействием юридического лиц ООО «Коммунал» нарушены положения ч. 2,3 ст. 161 ЖК РФ, признав Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вина ООО «Коммунал» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ подтверждается исследованными мировым судьей доказательствами, на которые он сослался в обжалуемом постановлении.
Доводы жалобы сводятся к тому, что у мирового судьи не имелось правовых оснований ссылаться на годичный срок для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Данные доводы признаю необоснованными и отклоняю, как необоснованные, при этом, следует обратить внимание на следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения о нарушении законодательства о защите прав потребителей.
В особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. Действия по нарушению требований в части ненадлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и ненадлежащего исполнения обязательств по договору управления посягают на права потребителей - получателей этих услуг.
К рассматриваемому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности, поскольку граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем, на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Предусмотренные законом лицензионные требования относятся к порядку предоставления коммунальных услуг, оказываемых потребителям управляющей компанией, вменяемые в вину обществу нарушения напрямую затрагивают прав потребителей коммунальных услуг.
Факт совершения административного правонарушения установлен <дата>, т.е., срок для привлечения юридического лица к административной ответственности истекает только <дата>.
Дело рассмотрено мировым судьей в соответствии с положениями ст. 4.5 КоАП РФ.
Существенных, грубых процессуальных нарушений норм КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не допущено. Наказание назначено с учетом положений ст. 4.1, 3.5, 4.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы отмену судебного постановления не влекут. С учетом изложенного, оснований для отмены решения мирового судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка №, и.о. мирового судьи судебного участка № Соликамского судебного рай она Пермского края от 01 марта 2016 года, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Коммунал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу законного представителя (директора) юридического лица ООО «Коммунал» – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья Т.В. Крымских.