Дело №2-2429/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** 2015 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
судьи Емельяновой Л.В.
при секретаре Листовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артамонова А.М. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и Псковскому отделению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения за счет федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии), удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, обязании включить в списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Артамонов А.М. обратился в суд с заявлением, уточнённым в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и Псковскому отделению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения за счет федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии), удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, обязании включить в списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 года.
В обоснование требований указано, что в 1998 году Артамонову А.М. в связи с трудовыми отношениями в КЭЧ Псковского района была предоставлена служебная квартира в закрытом военном городке по адресу: Псковская область, Стругокрасненский район, м. В., д.***, кв.***. В 2010 году истец был уволен из КЭЧ Псковского района, тем самым утратив связь с военным ведомством. Однако, до настоящего времени семья истца проживает в служебной квартире. Считая себя и членов семьи подлежащими переселению из закрытого военного городка, в 2015 году истец обратился в Псковское отделение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о признании его и членов его семьи: супруги Артамоновой О.В., сына – Артамонова Р.А., дочери – Артамоновой М.А., дочери – Плотниковой Ю.А. и внуков – Плотникова Ю.А. и Плотникова Т.А. участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы». Решением №60-32/2015/06 от 06.02.2015 года в удовлетворении этого обращения было отказано с указанием на несоответствие Артамонова А.М. требованиям, предъявляемым к участникам данной Подпрограммы.
Истец полагает данный отказ необоснованным, поскольку право на переселение обуславливает сам факт проживания в закрытом военном городке.
В судебном заседании истец Артамонов А.М. и его представитель Перог Д.А. (представляющий также интересы третьих лиц - Артамоновой О.В., Артамонова Р.А., Артамоновой М.А., Плотниковой Ю.А.) исковые требования поддержали в полном объеме. Указали, что жилое помещение по адресу: Псковская область, Стругокрасненский район, м. В., д.***, кв.*** было предоставлено в связи с трудовой деятельностью Артамонову А.М. на состав семьи из 5 человек: Артамонова А.М., Артамоновой О.В., Артамонова Р.А., Артамоновой М.А., Плотниковой (Артамоновой) Ю.А., которые проживают в жилом помещении одной семьей до настоящего времени. 21.03.2012 года в квартиру в качестве члена семьи нанимателя был вселен внук – Плотников Ю.А., *** года, также был вселен внук Плотников Т.А. Указали, что Плотникова Ю.А. и ее несовершеннолетние дети проживают совместно с истцом, Плотникова Ю.А. ведет совместное хозяйство с истцом, внуки являются членами семьи Артамонова А.М.
Представитель ответчиков - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и Псковского отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ – Дровалева О.В. в судебном заседании указала, что основанием для отказа в признании истца и членов его семьи участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» явилось отсутствие доказательств, подтверждающих, что внуки истца - Плотникова Ю.А. и Плотникова Т.А. являются членами его семьи.
Третье лицо – Плотникова Ю.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Плотникова Ю.А. и Плотникова Т.А. в судебном заседании иск поддержала. Указала, что ее дети с рождения были вселены в качестве членов семьи нанимателя Артамонова А.М. в жилое помещение по адресу: Псковская область, Стругокрасненский район, м. В., д.***, кв.***. Проживают в указанном жилом помещении постоянно, с сентября приняты в дошкольное образовательное учреждение по месту жительства.
Третьи лица – Артамонова О.В., Артамонов Р.А., Артамонова М.А. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, воспользовались правом ведения дела через представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы» Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы установлено, что формой финансовой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной подпрограммы, является приобретение им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на которое удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подпунктом "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки).
Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Пунктом 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты, зависящей от количества членов семьи участника подпрограммы.
В силу п.п. "а" п. 17 Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие с ним родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а"-"е" пункта 5 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, состав семьи Артамонова А.М. состоит из 7 человек: Артамонова А.М., супруги - Артамоновой О.В., сына Артамонова Р.А., дочери Артамоновой М.А., дочери - Плотниковой Ю.А., внука – Плотникова Ю.А., *** года рождения, и внука – Плотникова Т.А., *** года рождения.
Право истца, а также членов ее семьи: супруги Артамоновой О.В., сына Артамонова Р.А. и дочерей – Артамоновой М.А. и Плотниковой Ю.А., на участие в подпрограмме на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Как следует из позиции представителя ответчиков решением №60-32/2015/06 от 06.02.2015 года Артамонову А.М. отказано во включении в состав участников подпрограммы, поскольку внуки не включены в перечень лиц, относящихся к членам семьи применительно к условиям подпрограммы.
Суд полагает, что решение об отказе во включении в состав участников подпрограммы, не основано на требованиях действующего законодательства, поскольку внуки истца значатся зарегистрированными по месту жительства по адресу: Псковская область, Стругокрасненский район, м. В., д.***, кв.***.
При этом, факт проживания детей совместно с матерью по месту жительства подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели: С.Ж. и С.Н., которые пояснили, что семья Артамонова А.М. состоит из супруги - Артамоновой О.В., сына Артамонова Р.А., дочери Артамоновой М.А., дочери - Плотниковой Ю.А., внуков – Плотникова Ю.А., *** года рождения, и Плотникова Т.А., *** года рождения. Члены семьи ведут совместное хозяйство, имеют единый бюджет.
Доказательств приобретения жилищных прав несовершеннолетними в ином месте, суду не представлено.
Согласно положениям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Частью 3 статьи 2 вышеназванного Закона установлено, что под местом жительства в целях настоящего Закона подразумеваются: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Согласно ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно части 2 данной нормы члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Артамонов А.М. является нанимателем служебного жилого помещения по адресу: Псковская область, Стругокрасненский район, м. В., д.***, кв.***, которое предоставлено ему на основании ордера на служебное жилое помещение (л.д. 15).
Мать несовершеннолетних Плотникова Ю.А. была включена в указанный ордер в качестве члена семьи истца, проживает в квартире по настоящее время.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
По смыслу находящихся в нормативном единстве положений ст. 69 ЖК РФ и ч. 1 ст. 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору специализированого найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного ч. 1 ст. 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Таким образом, возникновение равного с нанимателем права пользования жилым помещением у лица обусловлено вселением его в жилое помещение при отсутствии иного соглашения с нанимателем о порядке пользования жилым помещением и проживанием в нем в качестве члена семьи нанимателя.
Поскольку несовершеннолетние вселены и проживают по указанному адресу, их вселение имело место в качестве членов семьи нанимателя, заявленные исковые требования подлежали удовлетворению.
В соответствии с подп. "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2011 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, право на получение государственного жилищного сертификата имели граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 года N 2050 утвержден Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 2 указанного Порядка подтверждено право на получение ГЖС гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и длительности выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
На необходимость такого правоприменения указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 51-В08-2.
С учётом изложенного, истец и члены его семьи обладают правом на отселение из закрытого военного городка, в связи с чем они подлежат признанию участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Соответственно, в качестве участников данной подпрограммы истец, с учетом членов его семьи подлежат включению в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить сертификат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Артамоновым А.М. и членами его семьи: Артамоновой О.В., Артамоновым Р.А., Артамоновой М.А., Плотниковой Ю.А., Плотниковым Т.А.. и Плотниковым Ю.А. право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы».
Обязать отделение в Псковской области ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ признать Артамонова А.М., Артамонову О.В., Артамонова Р.А., Артамонову М.А., Плотникову Ю.А., Плотникова Т.А.., Плотникова Ю.А. участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы» с включением указанных лиц в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить ГЖС.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Л.В. Емельянова
Мотивированное решение изготовлено *** 2015 года.