Дело № 2-3677\2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 мая 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Борисове О.В.
с участием истца Болдыревой О.А., представителя ответчика Кизикиной О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдыревой О. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в стаж периоды работы, понуждении назначить пенсию,
Установил:
Болдырева О.А. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области, указав в обоснование, что 9 января 2017 года обратилась в УПФР РФ в городе Благовещенске Амурской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществлявшему лечебную деятельность. В назначении досрочной пенсии было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях. Ответчик не засчитал в стаж лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 27 января 1998 года по 27 апреля 1998 года, с 16 сентября 2003 года по 15 октября 2003 года, с 23 сентября 2008 года по 22 октября 2008 года, с 11 сентября 2013 года по 10 октября 2013 года. Считает отказ не правомерным, поскольку согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации, с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме того, считает, что пенсия должна быть назначена с 9 января 2017 года, то есть с момента обращения с заявлением в УПФР РФ о назначении пенсии, поскольку на указанную дату у нее возникло право для назначения пенсии.
Истец в судебном заседании на иске настаивала с учетом уточненных требований.
Представитель ответчика с иском не согласилась. Пояснила суду, что включение в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 п. 5, разъяснением Минтруда от 22 мая 1996 года.
Заслушав участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов пенсионного дела усматривается, что 9 января 2017 года Болдырева О.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области в назначении пенсии истцу отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа на дату назначения пенсии.
Согласно Протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 34 от 20 января 2017 года при определении права истца на досрочное назначение трудовой пенсии были рассмотрены и не включены в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации 27 января 1998 года по 27 апреля 1998 года, с 16 сентября 2003 года по 15 октября 2003 года, с 23 сентября 2008 года по 22 октября 2008 года, с 11 сентября 2013 года по 10 октября 2013 года, страховой стаж истца на момент обращения на 9 января 2017 года составляет 26 лет 3 месяца 17 дней, специальный стаж 29 лет 3 месяца 1 день
С указанным Протоколом в приведенной части истец не согласилась, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском, полагая, что данные периоды подлежат включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность, в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев.
Рассматривая заявленные истцом требования, суд учитывает, что важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Положения статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Как следует из трудовой книжки истца и не отрицается ответчиком, истец осуществляет лечебную деятельность с 3 января 1997 года, на момент обращения к ответчику 9 января 2017 года осуществляла трудовую деятельность в ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» в должности медицинская сестра-анестезистка в отделении анестезиологии и реанимации
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является необходимым элементом осуществления профессиональной деятельности, указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Факт прохождения истцом курсов повышения квалификации в период с 27 января 1998 года по 27 апреля 1998 года, с 16 сентября 2003 года по 15 октября 2003 года, с 23 сентября 2008 года по 22 октября 2008 года, с 11 сентября 2013 года по 10 октября 2013 года подтверждается материалами дела и ответчиком не отрицается.
Согласно представленным расчетным листка за спорный период истцу начислялась заработная плата. Следовательно, в указанные периоды работодателем производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В связи с изложенным суд полагает, что указанные периоды, подлежат зачёту в стаж работы по специальности при досрочном назначении истцу пенсии по старости в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев, и неправомерно не были включены ответчиком в указанный стаж.
Суд считает незаконным Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области от 20 января 2017 года № 34 в части не включения в специальный стаж для назначения пенсии Болдыревой О.А. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 27 января 1998 года по 27 апреля 1998 года, с 16 сентября 2003 года по 15 октября 2003 года, с 23 сентября 2008 года по 22 октября 2008 года, с 11 сентября 2013 года по 10 октября 2013 года
На ответчика следует возложить обязанность включить указанные периоды работы истца в её специальный стаж для назначения пенсии в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев.
Поскольку на момент обращения истца 9 января 2017 года в УПФР в городе Благовещенске Амурской области с заявлением о назначении пенсии, с учетом включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации в исчислении один год работы за один год и шесть месяцев, достаточно специального стажа, суд полагает возможным признать незаконным Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области от 20 января 2017 года № 1843\17 об отказе в назначении истцу пенсии.
Также подлежит удовлетворению и требование об обязании ответчика назначить истцу пенсию с 9 января 2017 года, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Факт обращения истца в УПФР в г. Благовещенске с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии 9 января 2017 года подтверждается отказным пенсионным (выплатным) делом № 2007
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Материалами дела подтверждается, что при подаче настоящего иска Болдыревой О.А. понесены расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика.
руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Признать незаконным Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области от 20 января 2017 года № 34 в части не включения в специальный стаж для назначения пенсии Болдыревой О. А. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 27 января 1998 года по 27 апреля 1998 года, с 16 сентября 2003 года по 15 октября 2003 года, с 23 сентября 2008 года по 22 октября 2008 года, с 11 сентября 2013 года по 10 октября 2013 года
Признать незаконным Решение Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области об отказе в назначении пенсии № 1843\17 от 20 января 2017 года.
Обязать Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области включить в специальный стаж для назначении пенсии Болдыревой О. А. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 27 января 1998 года по 27 апреля 1998 года, с 16 сентября 2003 года по 15 октября 2003 года, с 23 сентября 2008 года по 22 октября 2008 года, с 11 сентября 2013 года по 10 октября 2013 года в исчислении один год работы как один год и шесть месяцев, назначить пенсию с 9 января 2017 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области в пользу Болдыревой О. А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 11 мая 2017 года.
Судья Н. Н. Матюханова