Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-190/2018 от 14.03.2018

Дело №12-190/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Смоленск 16 апреля 2018 года

Судья Промышленного районного суда города Смоленска Калинин А.В., при секретаре Скворцовой Е.Н., рассмотрев жалобу должностного лица – генерального директора ООО «Спортлото» Коренева Владимира Евгеньевича на постановление начальника Инспекции ФНС России по г. Смоленску от 25.01.2018 № 35-Р/2093 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника Инспекции ФНС России по г. Смоленску от 25.01.2018 № 35-Р/2093 должностное лицо – генеральный директор ООО «Спортлото» Коренев В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Коренев В.Е., не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указывает, что в соответствии с действующим законодательством идентификация лица при выдаче выигрыша в сумме, не превышающего 600 000 руб., или покупке лотереи на сумму, не превышающую 15 000 руб., не требуется, за исключением случая, когда у работника организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также в случае, если есть подозрения, что билет приобретает несовершеннолетнее лицо. Указывает на не установление вины должностного лица в совершении инкриминируемого правонарушения, в связи с отсутствием доказательств наличия у продавца подозрений в отношении лица, приобретшего лотерейный билет, стоимостью 30 руб. Просит суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок, признать постановление ИФНС по г. Смоленску № 35-Р/2093 незаконным, противоречащим действующему законодательству, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании Коренев В.Е. доводы жалобы поддержал, по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснил, что первоначально жалоба на постановление была подана в Промышленный районный суд г. Смоленска в установленный законом 10-ти дневный срок, однако определением от 30.01.2018 жалоба была возвращена заявителю в связи с несоблюдением порядка ее (жалобы) подачи. Указанное определение было обжаловано в Смоленский областной суд, Определением судьи Смоленского областного суда от 14.03.2018 последнее оставлено без изменения. В этот же день жалоба на постановление с устраненными недостатками была повторно подана в Промышленный районный суд г. Смоленска. Полагал о неправильном толковании Инспекцией положений федерального законодательства, отметив о внесении федеральным законодателем законом № 52-ФЗ от 07.03.2018 дополнительной конкретизации нормативного регулирования в данной сфере, подтверждающей правильность доводов заявления, а ссылки на письма Росфинмониторина и Минфина РФ несостоятельными ввиду отсутствия юридической силы таких разъяснений, просил жалобу удовлетворить.

Представитель ИФНС России по г. Смоленску не возражал относительно восстановления пропущенного срока на подачу жалобы. По существу рассматриваемой жалобы поддержал письменный отзыв, котором полагал постановление законным и обоснованным, а действия должностного лица, не обеспечившего идентификацию покупателя лотерейного билета, не соответствующими положениям ст. 5, п. 2 ст. 6, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а изъятие предусмотренное п. 1.1 ст. 7 Закона не подпадающим под осуществляемый заявителем вид принимаемых платежей.

Дополнительно пояснил, что Инспекцией на основании письма ФНС России от 19.10.2017 № 2-6-07/0346@ проведены контрольные мероприятия по выявлению фактов проведения (не проведения) операторами, распространителями лотерей идентификации при заключении договоров с участниками лотереи, в том числе в электронном виде с использованием сети «Интернет», выплате, передаче или предоставлении им выигрышей. Полагает, что деятельность ООО «Спортлото» подпадает под действие Федерального закона № 115-ФЗ, в связи с чем, указанная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать клиента с установлением сведений, указанных в п.7 указанного ФЗ. Просит суд в удовлетворении жалобы отказать.

Исследовав письменные материалы по вопросу восстановления пропущенного срока на обжалование постановление, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление № 35-Р/2093 было вынесено 25.01.2018, жалоба подана в суд с соблюдением установленного законом 10-ти дневного срока. При этом, 30.01.2018 определением судьи Промышленного районного суда г. Смоленска жалоба, в том числе и на указанное постановление, была возвращена в адрес заявителя Коренева В.Е., в связи с несоблюдением порядка подачи таковой. Названное определение обжаловано заявителем. 14.03.2018 определением судьи Смоленского областного суда определение от 30.01.2018 оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения. Устранив недостатки, указанные в определении от 25.01.2018 заявитель вновь подал жалобу, которая поступила в суд 14.03.2018 (л.д.2)

На основании представленных доказательств, учитывая не существенность нарушений допущенных при первоначальной подаче жалобы, совершение всех дальнейших действий по обжалованию и устранению недостатков в процессуальные сроки не превышающие общеустановленного для обжалования 10-ти дневного срока, отсутствие данных о заявителе, как профессиональном участнике сферы юридической деятельности, судья не находит оснований для признания причин пропуска Кореневым В.Е. обжалования постановления от 25.01.2018 неуважительными и считает возможным данный срок восстановить.

Оценивая доводы жалобы по существу, судья исходит из следующего.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ООО «Спортлото» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Коренев В.Е. на дату составления протокола и по настоящее время является генеральным директором ООО «Спортлото», что подтверждается материалами дела, а также пояснениями самого заявителя.

На основании письма ФНС России от 19.10.2017 № 2-6-07/0346@, ИФНС РФ по г. Смоленску проведены контрольные мероприятия по выявлению фактов проведения (не проведения) операторами, распространителями лотерей идентификации при заключении договоров с участниками лотереи, в том числе в электронном виде с использованием сети «Интернет», выплате, передаче или предоставлении им выигрышей.

Так, из материалов дела следует, что 15.11.2017 в киоске по распространению лотерейных билетов распространителя ООО «Спортлото», ИНН 6730046707, по адресу: г. Смоленск, ул. Багратиона, д. 12/13, гр. ФИО1 приобретен лотерейный билет: Всероссийская государственная бестиражная лотерея «Русские игры» (стоимость билета 30 руб. 00 коп.). При реализации лотерейного билета идентификация участника лотереи не проводилась, документ удостоверяющий личность участника лотереи, при реализации лотерейного билета не запрашивался.

21.12.2017 Инспекцией составлен протокол № 35-Р/2093 об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Спортлото» Коренева В.Е.

Постановлением № 35-Р/2093 Коренев В.Е. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Как следует из материалов дела, ООО «Спортлото» оказывает услуги по распространению лотерейных билетов, а также выплату выигрышей участником лотереи. При оказании данных услуг ООО «Спортлото» действует от своего имени.

Согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон о лотереях) под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Закона «О лотереях», распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора. Следовательно, распространитель лотерейных билетов является организацией, проводящей лотереи.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии со статьей 2 Закона № 115-ФЗ, настоящий федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ, операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 4 Закона № 115-ФЗ, к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.

Объективной стороной правонарушения является неисполнение или ненадлежащее исполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.

Субъектом ответственности являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, должностные лица названных организаций.

Из оспариваемого постановления следует, что генеральный директор ООО «Спортлото» Коренев В.Е. ненадлежащим образом исполнял свои должностные обязанности, что повлекло нарушение п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за что предусмотрено административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Между тем, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в частности:

- идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить в определенные данной нормой сведения (в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество; гражданство; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения);

- документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:

вид операции и основания ее совершения;

дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Из приведенных норм Закона № 115-ФЗ следует, что обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения о совершении клиентом операции с денежными средствами или иным имуществом установлена пунктом 1 статьи 7 Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» только в отношении операций, подлежащих обязательному контролю.

Критерии отнесения операций с денежными средствами или иным имуществом к операциям, подлежащим обязательному контролю, определены статьей 6 названного Закона. Одним из таких критериев является сумма, на которую совершается операция: сумма операции должна быть равна или превышать 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышать ее. Кроме того, по своему характеру такая операция должна относиться к одному из видов операций, поименованных в Законе (второй критерий). К таким операциям Закон, в частности, относит операцию по получению денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплате денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх (абз. 6 пункта 4 части 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ установлено, что обязанность по идентификации клиента установлена во всех случаях за исключением, установленных пунктом 1.1 указанной статьи.

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 7 Закона № 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Из указанного выше следует, что общество обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша и выплаты в размере или свыше 600000 рублей, а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15000 рублей.

Как следует из материалов дела, 15.11.2017 Инспекцией была проведена контрольная закупка, в ходе которой был приобретен лотерейный билет стоимостью 30 руб., что не оспаривается заявителем. Таким образом, Общество осуществило прием платежа от клиента для приобретения им лотерейного билета, номиналом менее 15 000 руб., следовательно, общество по общему правилу не обязано проводить идентификацию клиента.

Доводы Инспекции о том, что данное законоположение не применимо к деятельности ООО «Спортлото» по приему платежа в оплату проданного лотерейного билета судьей отклоняются, как основанные на ошибочном токовании закона, равно как и ссылки на представленные в дело письма Росфинмониторинга РФ и ФНС России, как не являющиеся источниками права, либо его легального толкования.

Судья также, отмечает, соглашаясь с доводами заявителя, что до вступления в силу оспариваемого постановления и на дату вынесения решения по делу, вступила в силу ч. 6.1 ст. 20 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О лотереях», согласно которой заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", не проводится. Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 рублей, осуществляется при предъявлении участником лотереи документа, удостоверяющего его личность, что при принятии решения по жалобе на не вступившее в законную силу постановление учитывается, как специальное правовое регулирование рассматриваемого вопроса, и также прямо опровергает вышеуказанную правовую позицию представителя административного органа по делу.

При этом из материалов административного дела случаи выигрыша и (или) выплаты на такую сумму за проверенный период не следует, равно, как и приема платежей по покупке лотерейной квитанции свыше 15000 рублей не было. Сведений в отношении закупщика гр. ФИО10 не представлено, как и каких-либо доказательств того, последний своими действиями вызывал объективные подозрения, что совершаемая им операция оплаты покупки одного лотерейного билета официального тиража Всероссийской государственной бестиражной лотереи, стоимостью 30 руб., и что, по мнению судьи, соответствует обычному бытовому поведению граждан, - осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При таком положении, объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, не доказана, а его состав в действиях генерального директора ООО «Спортлото» Коренева Е.В. отсутствует.

Более того, как следует из сообщения, направленного генеральным директором ООО «Спортлото» Коренева Е.В. в адрес Заместителя начальника ИФНС РФ по г. Смоленску, последним в целях организации действенного контроля за уплатой клиентами налогов с дополнительного дохода осуществляет идентификацию и информирует УФНС по Смоленской области по получателям выигрышей на сумму 15 000 руб. и более с предоставлением их паспортных данных.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Вынесение постановления при отсутствии состава административного правонарушения свидетельствует о незаконности данного постановления.

В силу ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в числе которых отсутствие состава административного правонарушения.

При таком положении постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.

Руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника Инспекции ФНС России по г. Смоленску от 25.01.2018 № 35-Р/2093 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Спортлото» Коренева Владимира Евгеньевича отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья                                    А.В.Калинин

12-190/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Коренев Владимир Евгеньевич
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленска
Судья
Калинин Андрей Владимирович
Статьи

ст. 15.27 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
prom--sml.sudrf.ru
14.03.2018Материалы переданы в производство судье
16.04.2018Судебное заседание
27.04.2018Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
28.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2018Вступило в законную силу
10.05.2018Дело оформлено
10.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее