Дело № 2- 605/2020 24RS0057-01-2020-000692-92
Решение
Именем Российской Федерации
(заочное)
22 июля 2020 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Киюциной Н.А.,
при секретаре Авдеевой И.М.,
с участием истца Беллера В.И., его представителя Громова Д.В. (по заявлению в судебном заседании),
представителя третьего лица КУМИиЗО Администрации г. Шарыпово Поддубского В.Ю. (по доверенности № 2 от 13.05.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беллера В.И. к Администрации города Шарыпово Красноярского края о признании права собственности на объект недвижимости,
Установил:
Истец Беллер В.И. обратился в суд с иском к ответчику Администрации города Шарыпово Красноярского края о признании права собственности на объект недвижимости – сооружение гараж, общей площадью 24,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 21 декабря 2016 года на основании договора аренды № ему на срок по 13 июня 2018 года был передан земельный участок № по указанному адресу. В тот же год он приступил к строительству гаражного бокса. Весной 2020 года гаражный бокс был построен. Так как договор аренды земельного участка окончен в 2018 году, объект является самовольной постройкой, вопрос о праве собственности на гараж возможно разрешить только в судебном порядке. Сохранение самовольной постройки не нарушает ни чьих прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создает угрозу чьей-либо жизни и здоровью граждан. Объекту присвоен инвентарный номер. Споров в отношении владения и пользования объектом не имеется.
Истец Беллер В.И., его представитель Громов Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по тем же основаниям.
Представитель ответчика Администрации города Шарыпово и представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Шарыпово Красноярского края в судебное заседание не явились, ответчик и третье лицо были надлежаще уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, возражений относительно заявленных требований не представили, о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей либо об отложении дела не просили.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации города Шарыпово Красноярского края Поддубский В.Ю. (по доверенности) в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
При указанных обстоятельствах суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика в порядке, предусмотренном главой 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Шарыпово Красноярского края по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения истца Беллера В.И., представителя третьего лица Поддубского В.Ю. (по доверенности), исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 222 ГК РФ закреплены три признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество являются самовольной постройкой, в частности если строение, сооружение или иное недвижимое имущество возведены: 1) на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами; 2) без получения на это необходимых разрешений; 3) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, данным в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения п. 3 ст. 222 ГК РФ.
Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования, что следует из статей 35-40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правил землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющих вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ, а также согласно разъяснениям, изложенным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства предусмотрена ст. 30.1 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как установлено судом и следует из договора аренды № от 21 декабря 2016 года, заключенного между КУМИиЗО Администрации города Шарыпово (арендодателем) и Беллер В.И. (арендатором), акта приема-передачи от 21 декабря 2016 года, арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, находящийся по адресу (имеющий иные адресные ориентиры): <адрес> в гаражно-строительном кооперативе № (далее – участок); разрешенное использование земельного участка – обслуживание автотранспорта, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемого к настоящему договору и являющегося его неотъемлемой частью (приложение № 1), общей площадью 28 кв.м (п.1). Срок аренды участка (п.2.1) составил 1 год 6 месяцев, а именно с 13 декабря 2016 года по 13 июня 2018 года (л.д.8-22).
Из кадастрового плана по состоянию на 11 июля 2016 года (л.д.12-13) и Выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 29 мая 2020 года (л.д.42-48) следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 28+/- 2 кв.м, разрешенное использование – обслуживание автотранспорта, находится в государственной собственности. В отношении участка на период с 21 декабря 2016 года по 13 июня 2018 года было установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде аренды в пользу Беллера В.И., о чем составлена регистрационная запись № от 30 декабря 2016 года.
Объект недвижимости, указанный в приложении к справке, расположенный по адресу: <адрес>, и объект недвижимости по данным адресного плана отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Шарыпово, имеющий адрес: <адрес> являются одним и тем же объектом недвижимости, что следует из справки № от 29 января 2020 года (л.д.33).
Согласно справке, выданной председателем ГПК № от 15 июня 2020 года, Беллер В.И. является членом гаражного кооператива с 31 октября 2015 года, на основании чего ему было выделено место под строительство гаражного бокса № (л.д.23).
Согласно данным технического паспорта сооружения «гараж», площадью 24,5 кв.м, площадью застройки 28,9 кв.м, с инвентарным номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> завершен строительством в 2020 году (л.д.35-39).
Истец представил платежные документы на приобретение строительных материалов в период с 04 июля 2018 года по 24 мая 2020 года (л.д.24-31).
Объект недвижимости, указанный в приложении к справке, расположенный по адресу: <адрес> и объект недвижимости по данным адресного плана отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Шарыпово, имеющий адрес: Российская <адрес>, являются одним и тем же объектом недвижимости, что следует из справки № от 29 января 2020 года (л.д.32).
Из справки Шарыповского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ» от 30 марта 2020 года следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости сооружение - гараж, расположенный по адресу: <адрес>, в базе данных государственного учреждения Красноярский государственный центр технической инвентаризации и оценки зданий, строений, сооружений (ГУ КГЦТИ и ОЗСС) по состоянию на 26.06.1999 отсутствуют (л.д.40).
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28 мая 2020 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о собственнике гаража, расположенного по указанному адресу (л.д.41).
Из заключения специалиста ООО «Практик Комфорт» № следует, что при проведении обмерных и обследовательских работ было установлено, что фундаменты здания гаража №, расположенного по адресу: <адрес>, выполнены по всему периметру, имеют глубину заложения 400мм. Устройство монолитного ленточного фундамента и несущих конструкций позволяет заключить, данное сооружение является капитальным строением. Строительно-монтажные работы выполнены в соответствии СНиП, СП, ГОСТ. Данное сооружение не может быть перенесено без полного демонтажа существующих несущих конструкций и фундаментов (л.д.53-68).
По смыслу ст. 222 ГК РФ, содержащаяся в ней санкция в виде сноса самовольной постройки может быть применена, если доказана вина лица в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ. Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением п. 3 ст. 76 ЗК РФ, согласно которому снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В действиях истца нарушений положений ст. 10 ГК РФ не установлено, требование о сносе спорного объекта к истцу уполномоченным лицом не предъявлялось, иные лица о своих правах на спорное здание не заявили.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. : ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ 24,5 ░░.░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 28,9 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░ - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2020 ░░░░.