№ 2-1735/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 05 декабря 2013 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
судьи Михайловой О.В.,
с участием старшего помощника Боровичского межрайонного прокурора Бантеевой В.В.,
при секретаре Петровой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Боровичского межрайонного прокурора, действующего в интересах М., к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Боровичского межрайонного прокурора обратился в суд с заявлением к Администрации Боровичского муниципального района в интересах М. об обязании предоставления жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что её мать - <данные изъяты> лишена родительских прав решением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Отец - <данные изъяты> лишен родительских прав решением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ год на основании распоряжения администрации <данные изъяты> <адрес> №-рг от ДД.ММ.ГГГГ М. была направлена в детское государственное учреждение, находилась на полном государственном обеспечении, воспитывалась в ГУЗ «Дом ребенка». Согласно п. 2 указанного постановления за ней была сохранена жилая площадь, расположенная по адресу <адрес>, д<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ согласно заключения межведомственной комиссии данная квартира была признана непригодной для проживания.
С ДД.ММ.ГГГГ года на основании постановления администрации <адрес> и <адрес> № «Об установлении опеки над несовершеннолетними <данные изъяты>» Косаковская Л.С. стала опекуном девочек.
Постановлением администрации <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на учет лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении» М. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В период с ДД.ММ.ГГГГ. М. обучалась в ОАОУ СПО «<данные изъяты>».
С момента окончания обучения в образовательном учреждении, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени М. относящаяся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Администрацией Боровичского муниципального района вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм не обеспечена.
Заместитель Боровичского межрайонного прокурора просит обязать Администрацию Боровичского муниципального района предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании старший помощник Боровичского межрайонного прокурора Бантеева В.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
М.. и её опекун К.. заявленные заместителем Боровичского межрайонного прокурора требования поддержали в полном объёме.
Представитель отдела опеки и попечительства комитета образования и молодежной политики Администрации <данные изъяты> муниципального района по доверенности <данные изъяты> в судебном заседании с исковыми требованиями заместителя Боровичского межрайонного прокурора согласилась.
Представитель ответчика - Администрации Боровичского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал, о причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно исковых требований не представил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав помощника Боровичского межрайонного прокурора, М. представителя отдела опеки и попечительства комитета образования и молодежной политики Администрации <данные изъяты>, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Из содержания абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) следовало, что лица указанной категории при наличии предусмотренных законом оснований должны были быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти по месту жительства.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории лицам, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ признан утратившим силу, внесены изменения в часть 1 статьи 92 ЖК РФ, глава 9 настоящего кодекса дополнена статьями 98.1 и 109.1, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в действующей редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Установление неравных правовых возможностей по данным признакам запрещено частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации; установление условий дискриминационного характера при регламентации вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам, равно как и иным категориям граждан, - недопустимо. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
С ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако и в этом случае законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ).
На основании ч. 1 ст.11 Областного закона «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также граждане старше 23 лет, ранее относившиеся к указанной категории лиц, поставленные на учет на внеочередное получение жилого помещения в возрасте до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилье которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории области в порядке, устанавливаемом Администрацией области.
Согласно положениям ч.2 ст. 16 названного областного закона, реализация мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусмотренных настоящим областным законом, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области в соответствии с областным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа <адрес> отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки».
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм закона следует, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов, в данном случае, на Администрацию <данные изъяты>
Как усматривается из материалов дела, М.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители: мать - <данные изъяты>. лишена родительских прав решением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-25), отец - <данные изъяты>. лишен родительских прав решением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).
На основании распоряжения Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя М. была направлена в муниципальное образовательное учреждение «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», также за ней закреплено жилое помещение, находящееся в <адрес> <адрес> <адрес> (л.д.32).
Согласно справки ГУЗ «Дом ребёнка» № от ДД.ММ.ГГГГ М. находилась на полном государственном обеспечении в Доме ребёнка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).
Постановлением Администрации <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ К. была назначена опекуном над несовершеннолетней М.. (л.д.29).
Постановлением Администрации <данные изъяты> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, закрепленное за М. признано непригодным для проживания (л.д.21).
Постановлением Администрации <данные изъяты> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ М., как относящаяся к числу детей, оставшихся без попечения родителей, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.9), однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснением М. старшему помощнику Боровичского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она просит прокурора обратиться в суд в ее интересах в связи с не предоставлением ей жилья как оставшейся без попечения родителей (л.д.8), а также сообщением <данные изъяты> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что М. собственником жилого помещения не является (л.д.15), и сообщением <данные изъяты> ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что М. собственником жилого помещения не является (л.д.16).
На территории <данные изъяты> района М. зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.17), однако по данному адресу она фактически не проживает, так как жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно справке Комитета Образования <данные изъяты> муниципального района №Н от ДД.ММ.ГГГГ М. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учёте нуждающихся в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Администрации <данные изъяты> района не состоит, ранее не состояла, жилой площадью не обеспечивалась (л.д.11).
При таких обстоятельствах, учитывая, что М.. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которой на момент постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не исполнилось 18 лет, и не имеет закрепленного за ней жилого помещения, окончила обучение в ОАОУ СПО «<данные изъяты>», в ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением об обеспечении жилым помещением, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, суд приходит к выводу, что она имеет право на обеспечение жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории <адрес>.
В связи с изложенным, суд находит заявленные прокурором в интересах М. требования законными и обоснованными. Вместе с тем, с учетом характера правоотношений, возложенной законом на ответчика обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилых помещений лицам, прямо указанным в законе, к каковым относится М., суд приходит к выводу о необоснованности установления срока для выполнения ответчиком обязанности прямо возложенной законом.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление заместителя Боровичского межрайонного прокурора, действующего в интересах М., удовлетворить.
Обязать Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области предоставить М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: О.В. Михайлова