Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-57/2021 (2-1586/2020;) ~ М-1573/2020 от 12.11.2020

Дело № ххх

67RS0№ ххх-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                16 февраля 2021 года

Сафоновский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Басуровой Е.Е., с участием помощника прокурора Ридигер А.В., при секретаре Зуевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Вышегорского сельского поселения <адрес> о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Сафоновский межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Вышегорского сельского поселения <адрес> с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению жителей домов <адрес> по вопросу установки контейнера для сбора бытовых отходов. В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования «Вышегорского сельского поселения» <адрес> допускаются нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, в нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а так же СанПин 42-128-4690-88, СанПин 2.1.7.3550-19 контейнер для сбора твердых бытовых отходов по <адрес> отсутствует. Ближайший контейнер установлен на <адрес> на расстоянии значительно более 100 метров от <адрес>, что нарушает права граждан, проживающих на <адрес>, д. <адрес>. С учетом уточнений, прокурор просит обязать администрацию Вышегорского сельского поселения <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов для обслуживания жилых домов № <адрес> пересечении <адрес> в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2.2645-10.

В судебном заседании помощник Сафоновского межрайонного прокурора Ридигер А.В. уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика – Глава муниципального образования Вышегорского сельского поселения <адрес> Николаева Л.М. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что на пересечении улиц <адрес> не возможно установить контейнер для сбора мусора с оборудованным подъездным путем для автотранспорта. Контейнер уже установлен на территории магазина РАЙПО, где соблюдается расстояние в 100 м. от близрасположенных жилых домов по <адрес> <адрес>.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлеченный судом к участию в деле - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области по доверенности Азаренкова И.И. поддержала позицию представителя ответчика и возражала против удовлетворения исковых требований, указав на то обстоятельство, что санитарные правила и нормы на которые ссылается прокурор перестают действовать с дд.мм.гггг, а в новых правилах не регламентируется максимальной расстояние до мусорных контейнеров, считает, что права граждан в данном случае не нарушены, поскольку допускается сбор (вывоз) ТКО с территорий сельских поселений бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлеченный судом к участию в деле – АО «Спецавтохозяйство» не явился, представил письменный отзыв, в котором указано, что в случае организации администрацией Вышегорского сельского поселения <адрес> дополнительных мест (площадок) накопления ТКО и включения их в территориальную схему по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором будет организовано транспортирование ТКО от всех таких площадок.

Выслушав участников процесса, изучив письменные документы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как усматривается из материалов дела, решением Совета депутатов Вышегорского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области от 04.06.2019 №8 утверждена схема размещения мест сбора твердых коммунальных отходов и реестр мест размещения контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Вышегорского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области.

Согласно указанного реестра, на территории д. <адрес>, площадки для сбора ТКО расположены по следующим адресам: <адрес>.

    В ходе проведенной Сафоновской межрайонной прокуратурой проверки по коллективному обращению жителей домов <адрес> выявлено, что на <адрес> отсутствует контейнер для сбора твердых коммунальных отходов. Ближний контейнер расположен на <адрес> на расстоянии значительно более 100 м. от <адрес>.

В этой связи, Сафоновским межрайонным прокурором в адрес главы муниципального образования Вышегорского сельского поселения <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении.

Из сообщения главы муниципального образования Вышегорского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области усматривается, что согласно ответа ООО «Гранит» устройство контейнерной площадки в <адрес> не предоставляется возможным из-за наличия подземного кабеля и посадок деревьев вблизи проезжей части дороги. На территории д. Вышегор расположено 5 контейнерных площадок, ближайшие расположены на <адрес>, которыми жители <адрес> могут пользоваться.

Согласно справки главы муниципального образования Вышегорского сельского поселения <адрес> д. Вышегор расположены жилые дома с номерами 1,2,3,4,5,6,7.

Актом проверки помощником Сафоновского межрайонного прокурора от дд.мм.гггг установлено, что контейнер для сбора ТБО по <адрес> д. <адрес> отсутствует. Близлежащий контейнер расположен на <адрес> на расстоянии значительно более 100 м. от <адрес>.

Актом проверки помощником Сафоновского межрайонного прокурора от дд.мм.гггг установлено, что контейнер для сбора ТБО по <адрес> отсутствует. Близлежащий контейнер расположен на площадке возле магазина РАЙПО на расстоянии значительно свыше 300 м. от <адрес>.

Согласно ответа территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес>, место для оборудования контейнерной площадки для сбора ТБО по <адрес> не согласовывалось.

Из ответа ПАО «Ростелеком» от дд.мм.гггг усматривается, что вдоль <адрес> д. <адрес> осуществлен подвес оптического кабеля марки ОКСМ-4 на опорах, принадлежащих ПАО «МРСК-Центра» и установлена ОРК. Также проложен телефонный кабель в грунте от вагончика ОВ16 далее по <адрес> (по центру дороги на протяжении 250 м.) затем уходит влево к домам.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктами 11, 24, 25 статьи 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Согласно статье 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, подлежащие соблюдению также и при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

На основании пункта 8.2.5 вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Таким образом, действующее законодательство считает допустимым и безопасным для граждан размещение контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов на расстоянии не менее 20 метров от жилых домов, но не более 100 метров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила обращения с отходами).

В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно пункту 10 Правил обращения с отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Абзац пятый пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Как установлено судом, в нарушение указанных выше правовых норм, на территории Вышегорского сельского поселения <адрес>, а именно на <адрес> <адрес>, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с учетом условий предусмотренных действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями не созданы, утвержденные соответствующим реестром места размещения контейнерных площадок для сбора ТКО, расположены на расстоянии значительно превышающим 100 м. от индивидуальных жилых домов.

При таких установленных по делу обстоятельствах, исходя из того, что отсутствие на <адрес> площадки накопления ТКО нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления сельского поселения своих обязанностей по созданию площадок накопления твердых коммунальных отходов, с учетом требований изложенных в СанПиН 2.1.2.2645-10, суд, принимая во внимание ответ ПАО «Ростелеком» от 20.01.2021, приходит к выводу о том, что уточненные требования Сафоновского межрайонного прокурора, направленные на защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не были представлены надлежащие доказательства о невозможности установки контейнерной площадки на пересечении улиц <адрес> с соблюдением минимально предусмотренных СанПиН правил.

Что касается доводов представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области о том, что санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 не актуальны, поскольку срок их действия истекает 01.03.2021, суд исходит из следующего.

Окончание действия вышеуказанного нормативного акта (СанПиН 2.1.2.2645-10) - 28.02.2021, документ утрачивает силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631.

Вместе с тем с 1 марта 2021 г. вводятся в действие Санитарные правила N 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", содержащие аналогичные нормы и требования.

Так, пункты 3 и 4 которых устанавливают, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов; расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Таким образом, данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора в сфере нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, направленных на восстановление прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Учитывая необходимость установления реальных сроков для исполнения решения, суд предоставляет администрации Вышегорского сельского поселения <адрес> срок в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для установки контейнерной площадки для сбора ТКО в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическим требованиями.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                        ░.░. ░░░░░░░░

2-57/2021 (2-1586/2020;) ~ М-1573/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сафоновская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Вышегорского сельского поселения
Суд
Сафоновский районный суд Смоленской области
Судья
Басурова Елена Евгеньевна
Дело на сайте суда
safonovo--sml.sudrf.ru
12.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2020Передача материалов судье
12.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2020Подготовка дела (собеседование)
30.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2020Судебное заседание
13.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Судебное заседание
16.02.2021Судебное заседание
20.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2021Дело оформлено
23.03.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее