Дело №2-556/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2018 года г.Рудня
Руднянский районный суд Смоленской области
В составе:
Председательствующего судьи О.М. Горчаковой
При секретаре О.В. Аникеевой,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям к Администрации Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области о понуждении к ликвидации загрязнения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее – Управление Россельхознадзора) обратилось в суд с иском к Администрации Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области о понуждении к ликвидации загрязнения земельного участка. В обоснование заявленного требования истец указал следующее.
ДД.ММ.ГГГГ в результате осмотра земельного участка, произведенного в рамках внеплановой выездной проверки в соответствии с распоряжением заместителя руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что в нарушение требования статей 1, 11, 12, 42, 74, 77 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 18, 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 4, 7, части 1 статьи 11, 51, 66, статьи 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 8, статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: производство сельскохозяйственной продукции, площадью № гектара, расположенном по адресу: , не обеспечена организация деятельности по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов, а также не произведена очистка от отходов территории муниципального образования, в результате чего на площади № гектар образовалось загрязнение твердыми бытовыми отходами (полиэтиленовые пакеты, загрязненные маслами битые стеклянные бутылки, опилки, жестяные банки, пластиковые бутылки, осколки шифера, строительный мусор, битое стекло и прочее). В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов перечисленные отходы относятся к III -V классу опасности. Исходя из положений пунктов 18, 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязанность по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № (ликвидация свалки бытовых отходов) возложена на Администрацию Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области, как орган местного самоуправления указанного поселения.
Просит суд обязать Администрацию Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области в целях возмещения вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, принять меры по ликвидации загрязнения площадью № га твердыми бытовыми отходами на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенном по адресу: .
В судебном заседании представитель истца Б заявленные требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что Управлением в адрес Администрации Голынковского городского поселения вынесено предписание об устранении загрязнения почвы в срок до ДД.ММ.ГГГГ , однако администрация не может быть привлечена к ответственности за невыполнение данного предписания ввиду отсутствия полномочий у Управления на составление протоколов об административных правонарушениях по данным фактам. Обязанность по устранению загрязнения почвы может быть возложена только в гражданско-правовом порядке. Несмотря на то, что на Администрацию городского поселения решением суда уже возложена обязанность по рекультивации земли под свалкой бытовых отходов, оснований для отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности по ликвидации загрязнения не имеется, поскольку рекультивация требует длительного времени и значительных финансовых затрат, тогда как нанесение вреда почве будет продолжаться. Полагал, что срока, определенного предписанием, достаточно на устранение нарушений.
Представитель ответчика - Администрации Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области А возражала против удовлетворения требований истца по тем основаниям, что решением суда на Администрацию уже возложена обязанность по рекультивации земли под свалкой бытовых отходов, которая невозможна без ликвидации загрязнения и настоящим решением фактически повторно будет возложена обязанность по ликвидации свалки. Свалка в ДД.ММ.ГГГГ была закрыта и должна была быть ликвидирована, однако данные действия не совершены в связи с отсутствием денежных средств, за выделением которых Администрация обращалась неоднократно. Администрацией поселения в настоящее время ведется поиск средств на разработку проектно-сметной документации по рекультивации свалки в районе и проведение ее государственной экспертизы. Кроме того, с местным населением постоянно проводится разъяснительная работа по недопущению вывоза бытовых отходов и захламления территории спорного земельного участка. Ликвидация загрязнения возможна в срок до конца ДД.ММ.ГГГГ .
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды).
Согласно ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона об охране окружающей среды каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством (статья 76 Закона об охране окружающей среды).
Статьей 4 Закона об охране окружающей среды к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности отнесены компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Согласно статье 1 указанного закона компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно статье 7 Закона об охране окружающей среды к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Частью 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющееся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 18, 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов; осуществление земельного контроля в границах поселения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу п. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п.6,7 ст.12 вышеуказанного закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в результате осмотра земельного участка, произведенного в рамках внеплановой выездной проверки в соответствии с распоряжением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенном по адресу: , не обеспечена организация деятельности по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов, а также не произведена очистка от отходов территории муниципального образования, в результате чего на площади № гектар образовалось загрязнение твердыми бытовыми отходами (полиэтиленовые пакеты, загрязненные маслами битые стеклянные бутылки, опилки, жестяные банки, пластиковые бутылки, осколки шифера, строительный мусор, битое стекло и прочее). Участок, занимаемый свалкой, по периметру окопан траншеей, глубиной до № метров, въезд на свалку засыпан насыпью песка высотой 2 метра (л.д.20-25, 80-86).
В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №, перечисленные отходы относятся к III -V классу опасности.
Земельный участок, на котором выявлено захламление, с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположен на территории Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области, относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - «производство сельскохозяйственной продукции» (л.д.36,37, 53-55).
Свалка отходов вблизи не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, не эксплуатируется с ДД.ММ.ГГГГ в связи с несоответствием требованиям действующего законодательства (л.д.26-27,33,87-88). Распоряжением Администрации Голынковского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ свалка бытовых отходов изъята из оперативного управления МКП КХ «Голынки» и принята в казну МО Голынковского городского поселения (л.д.39-41). Ранее свалка находилась в пользовании Голынковского завода Стеклоприбор (л.д.42-48).
Администрацией Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области выполнены мероприятия по предотвращению несанкционированного размещения отходов свалке путем рытья траншеи по периметру свалки. Несмотря на это происходит регулярное возгорание отходов, что приводит к задымлению прилегающих территорий и автодороги Р-120 и, как следствие, негативно воздействует на жизнедеятельность населения и создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий. В связи с изложенными обстоятельствами, Администрация Голынковского городского поселения и Администрация МО Руднянский район обращались за выделением денежных средств на проведение рекультивации свалки, а также спецтехники (л.д.89-97).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации Голынковского городского поселения Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям внесено представление об устранении выявленных нарушений земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.117-118)
Глава муниципального образования Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области И постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.120-123).
Кроме того, выдано представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (л.д.124-126).
Решением Руднянского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ , по иску Управления Росприроднадзора по Смоленской области на Администрацию муниципального образования Голынковское городское поселение Руднянского района возложена обязанность произвести рекультивацию нарушенных земель, объект «свалка твердых бытовых отходов», расположенный по адресу: , площадью № кв.м., с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, в течение 2-х лет со дня вступления решения в законную силу (л.д.134-136).
Из представленных по делу доказательств следует, что после окончания эксплуатации свалки бытовых отходов, работы по восстановлению нарушенных земель Администрацией Голынковского сельского поселения не выполнены, контроль за состоянием свалки должных результатов не приносит, в связи с чем на протяжении длительного времени причиняется негативное воздействие окружающей среде, в том числе почве.
Вопреки мнению ответчика, то обстоятельство, что решением суда на Администрацию уже была возложена обязанность по рекультивации земель, не является основанием ни для отказа в удовлетворении исковых требований, ни для прекращения производства по настоящему делу, поскольку состав лиц, участвующих в делах, а также предметы исков различны. Рекультивация земель представляет собой комплекс мероприятий по предотвращению деградации земель и восстановлению их плодородия, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, тогда как в настоящем иске поставлен вопрос об устранении непосредственно загрязнения почвы, а не его последствий.
При таких обстоятельствах, суд считает правомерными заявленные требования о возложении на Администрацию Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области обязанности по ликвидации загрязнения, площадью № га, твердыми бытовыми отходами на земельном участке с кадастровым номером №, расположенным по адресу: , в срок до ДД.ММ.ГГГГ .
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям удовлетворить.
Обязать Администрацию Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области ликвидировать загрязнение, площадью № га, твердыми бытовыми отходами на земельном участке с кадастровым номером №, расположенным по адресу: , в срок до ДД.ММ.ГГГГ .
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.М. Горчакова
Мотивированное решение изготовлено: 12.11.2018.