Дело № 2-8343/13
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
*** город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Никитина В.Г.,
при секретаре Насветовой Е.И.,
с участием представителя истцов - адвоката Антохий Т.В., представителя администрации города Благовещенска Арефьевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляевой А. В., Беляева В. С. к администрации города Благовещенска о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Беляева А.В., Беляев В.С. обратились в суд с данным исковым заявлением, в обоснование которого указали, что *** они были зарегистрированы и постоянно проживают в ***, состоящую из двух комнат, общей площадью 30.9 кв.м., несут бремя содержания данного имущества. *** в указанном доме произошел пожар, в результате которого выгорела крыша в подъезде и обгорели стены. В результате тушения пожара замкнула электропроводка, от воды провисли потолки в квартире, выгнулись стены и образовалась сквозная щель на улицу в углах комнаты, вздулся пол, уклон пола стал таким, что без обуви ходить не возможно, т.к. есть реальная опасность потерять равновесие и упасть. Согласно заключению межведомственной комиссии от *** дом признан аварийным и подлежащим сносу. В квартире проживать невозможно и не безопасно для жизни и здоровья.
*** Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска на обращение истцов сообщило о том, что подготовлена смета на ремонт, что администрацией города разрабатывается проект программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда г. Благовещенска на *** - ***, а спорный дом планируется внести в реестр домов, в отношении которых планируется переселение. *** Администрация г. Благовещенска дала аналогичный ответ, но до настоящего времени вопрос не разрешен, ремонт не осуществляется. До настоящего времени истцы продолжают проживать в указанных условиях, каждый день, рискуя своей жизнью и своим здоровьем.
Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьями 40, 41 Конституции РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Однако с момента пожара и признания жилого помещения, в котором проживают истцы непригодным, для проживания прошел длительный период времени, жильем не представлено, ремонт не произведен, ответчики бездействует.
В соответствии с п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодным для проживания. В силу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании изложенного, истцы просят суд возложить на администрацию города Благовещенска обязанность предоставить истцам жилое помещение на основании договора социального найма, площадью не менее 30.9 кв.м. в территориальных границах города Благовещенска Амурской области.
В судебном заседании представитель истца Антохий Т.В. настаивала на заявленных требованиях, поддержала доводы искового заявления, дополнительно указала, что жилое помещение должно быть предоставлено истца в связи с пожаром, произошедшем в доме, при этом необходимость в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также предоставления сведений, подтверждающих малоимущность, законом не предусмотрена.
Представитель администрации города Благовещенска Арефьева Е.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что согласно разъяснений Конституционного Суда РФ, изложенных в Определениях от *** ***; от ***. ***; от ***. *** от *** *** следует, что Конституция РФ закрепляя право каждого на жилище предполагает, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, и одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает,что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу ***, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье. Для предоставления жилого помещения по договору социального найма, в частности из муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела истец и члены его семьи на учете в качестве нуждающегося в органе местного самоуправления не состоят и за постановкой на данный учет не обращались. Поскольку реализация права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, по общему правилу осуществляется в рамках процедуры постановки на учет в органах местного самоуправления, при отсутствии такого обращения, по которому органы местного самоуправления обязаны принять решение, оснований для признания права нарушенным не имеется. В таком случае по существу отсутствует спор, поскольку обращение истцов в органы местного самоуправления о постановке на учет не имелось, следовательно, жилищные права истца не нарушены, что является основанием для отказа в иске. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении исковых требований Беляевой А.В., Беляеву B.C. отказать.
В судебное заседание не явились истцы Беляева А.В., Беляев В.С., представитель комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
В отзыве представителя комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска изложена позиция аналогичная позиции, изложенной представителем администрации города Благовещенска о необходимости обращения в орган местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также подтверждения малоимущности истцов с целью получения жилья в связи с его утратой в результате пожара. В отсутствие указанных сведений, полагают, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Суд определил в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истцы Беляева А.В., Беляев В.С. проживают и зарегистрированы в ***, являющейся муниципальной собственностью.
На основании заключения от *** *** городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, действующей на основании постановления мэра города Благовещенска от *** ***, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: *** признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно справке отдела надзорной деятельности по городу Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области от *** ***, *** в жилом доме по *** произошел пожар (в бытовом помещении, расположенном на 2-ом этаже). Повреждены вещи, бывшие в употреблении, и стена на общей площади 5 кв.м.
Как следует из поступившего в суд искового заявления и пояснений истца Беляевой А.В. в судебном заседании, истцы полагают, что в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу и, как следствие, невозможности проживания в нем, у органа местного самоуправления возникла обязанность по предоставлению им вне очереди иного жилого помещения на условиях социального найма.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от *** ***, Определение от *** ***). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации) - при условии соблюденияобщих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***).
Из данных положений следует, что жилые помещения в случае признания жилого дома непригодным для проживания (п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 87 ЖК Российской Федерации) могут быть предоставлены только малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу частей 1, 3 статьи 52 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, за исключением установленных ЖК Российской Федерации случаев.
Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Таким образом, из анализа указанных правовых норм следует, что решение вопроса о признании граждан малоимущими и нуждающимися отнесено к исключительным полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется путем их постановки на учет согласно установленной процедуре.
Следовательно, по общему правилу жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления (статья 52 ЖК Российской Федерации).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении *** от ***, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не исключает возможности предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Исходя из положений ЖК Российской Федерации с учетом указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, реализация права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по общему правилу предполагает необходимость предварительного обращения в органы местного самоуправления, уполномоченным проверять основания возникновения такого права в рамках процедуры постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в случае внезапной утраты жилого помещения для проживания отсутствие решения органа местного самоуправления о постановке граждан на учет не препятствует реализации права на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке. В таких случаях в силу части 2 статьи 49, части 1 статьи 52 ЖК Российской Федерации суд, как правоприменительный орган, вправе и обязан самостоятельно установить нуждаемость и отнесение граждан к числу малоимущих. Однако данное положение, как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации *** от ***, допустимо в качестве исключения из общего порядка реализации права на предоставление жилого помещения, установленного законом лишь при условии внезапной утраты жилого помещения и связанной с этим объективной невозможности гражданам обеспечить следование установленной законом процедуре постановки на учет.
При отсутствии подобных обстоятельств и наличии у гражданина возможности своевременно обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления соблюдение установленного законом общего порядка предоставления жилого помещения путем постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является обязательным.
При обращении с настоящим иском в суд и в последующем в ходе судебного разбирательства истцами не было заявлено о наличии объективной невозможности обеспечения соблюдения предусмотренного законом порядка предоставления жилого помещения и своевременно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Доводов о каких-либо причинах, объективно препятствующих такому обращению, истцы и их представитель суду также не привели. В ходе судебного разбирательства представителем истцов неоднократно было указано на то обстоятельство, что в связи с произошедшим в жилом доме по *** пожаром у органа местного самоуправления возникла безусловная обязанность по предоставлению истцам жилого помещения во внеочередном порядке вне зависимости от того, что истцы не признаны нуждающимися в жилом помещении в установленном законом порядке.
Из имеющихся материалов дела усматривается, что жилое помещение по адресу: *** было признано аварийным и подлежащим сносу *** (до пожара, произошедшего *** года). В период с *** до *** (на момент подачи искового заявления в суд) истцы с заявлением о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по одному из предусмотренных законом оснований в орган местного самоуправления не обращались, на соответствующем учете не находились и в настоящее время не находятся.
Более того, суду не представлено каких-либо доказательств нуждаемости истцов Беляева В.С., Беляевой А.В. в жилом помещении и отнесении их к числу малоимущих (документы, подтверждающие указанные обстоятельства, предусмотрены положениями статьи 10 Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области», а также нормами Закона Амурской области от *** *** «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»). При этом истец Беляева А.В. в судебном заседании пояснила, что не желает во внесудебном порядке обращаться в орган местного самоуправления для установления малоимущности ее семьи.
Таким образом, позиция истцов и их представителя по существу сводится к утверждению о том, что факты нуждаемости и малоимущности не подлежат учету при предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в случае признания занимаемого жилого помещения аварийным. Факт признания жилого помещения подлежащим сносу сам по себе влечет возникновение правовых последствий в виде обязанности органа местного самоуправления предоставить жилое помещение на условиях социального найма во внеочередном порядке. В тоже время, как было указано ранее, названные доводы истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, в том числе длительность периода времени с момента признания жилого помещения, в отношении которого заключен договор социального найма (***), до обращения в суд с настоящим иском, суд приходит к выводу о наличии у истцов реальной возможности обратиться к уполномоченному органу местного самоуправления в целях соблюдения общего порядка предоставления жилого помещения.
В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из данных положений следует, что основанием для удовлетворения иска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является нарушение прав обратившегося в суд лица и необходимость их восстановления.
Поскольку реализация права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке по общему правилу осуществляется в рамках процедуры постановки на учет в органах местного самоуправления, при отсутствии такого обращения и какого-либо решения органа местного самоуправления по данному вопросу, и при отсутствии доказательств невозможности обеспечить соблюдение указанной процедуры до обращения в суд по объективным причинам, оснований для вывода о признании права истцов нарушенным не имеется.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.
В силу требований статьи 14 ЖК Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения проживающих в нем граждан является компетенцией органа местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от *** *** в целях реализации Федерального закона от *** *** «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в *** - ***».
Согласно сообщения администрации города Благовещенска от *** жилой дом по *** не включен в реестр программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в *** - ***», но в ходе реализации программа будет корректироваться и, следовательно, появится возможность включения данного жилого дома в реестр программы на *** или ***.
При таких обстоятельствах, суд также приходит к выводу об отсутствии нарушения жилищных прав истцов с учетом очередности включения аварийных домов в реестр программы, а также установленных сроков реализации адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в *** - ***
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Беляевой А. В., Беляева В. С. к администрации города Благовещенска о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма - отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ***.
Председательствующий Никитин В.Г.