Дело № 2а-1326/2018
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Боровский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего федерального судьи Битнер Н.Н.
при секретаре Ковалевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес>
03 декабря 2018 года
административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Макееву В.А. о взыскании налога, пени,
у с т а н о в и л :
МИФНС России № по <адрес> обратилась в Боровский районный суд с административным исковым заявлением к Макееву В.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 3700руб. и пени в сумме 70руб.73коп., в обоснование которого ссылаясь на то, что Макеев В.А. является владельцем транспортного средства, в соответствии со ст.357 Налогового кодекса РФ ему был начислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3700руб.. В установленный законодательством о налогах и сборах срок ответчик оплату налога не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом не произвел, в связи с чем в соответствии со ст.75 и ст. 69 НК РФ МИФНС России № по <адрес> были начислены пени в сумме 70руб.73коп. До настоящего времени налогоплательщик обязанность по уплате транспортного налога и пени не исполнил, несмотря на направление ему уведомления и требования об уплате указанного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГг. В установленный законом срок налоговый орган не имел возможности обратиться в суд с иском, в связи с чем, в соответствии со ст.48 НК РФ истец просил восстановить срок для подачи административного искового заявления, взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 3700руб. и пени в сумме 70руб.73коп.
Административный истец МИФНС России № по <адрес>, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дне, месте и времени слушания дела. В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие данного лица.
Административный ответчик Макеев В.А. в судебном заседании исковые требования МИФНС России № по <адрес> не признал, ссылаясь на то, что транспортный налог им своевременно был уплачен, о чем свидетельствует имеющаяся у него квитанция от ДД.ММ.ГГГГг.
Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 358 Налогового кодекса РФ устанавливает, что объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 НК РФ налоговые органы исчисляют сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Макеев В.А. на ДД.ММ.ГГГГ являлся владельцем автомашины марки Опель Аскона и владельцем автомашины марки Пежо 605 (л.д.12).
В соответствии со ст. 357 НК РФ налоговым органом Макееву В.А., как налогоплательщику транспортного налога, за указанные автомобили согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГг. был исчислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в общей сумме 3700руб. (л.д. 10).
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4).
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из сведений внутренней почтовой корреспонденции усматривается, что налоговое уведомление Макееву В.А. было направлено ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.10-11).
Однако, в установленный срок Макеев В.А. сумму транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год не уплатил.
Доказательств обратного суду представлено не было. Налоговое уведомление и квитанция об уплате налога, представленные административным ответчиком датированы ДД.ММ.ГГГГ, то есть, данные документы свидетельствуют о начислении и оплате налога за ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.
В соответствии со ст.75НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку обязанность по уплате налога ответчиком не была выполнена, МИФНС России № по <адрес> правомерно начислило пени, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в сумме 70руб.73коп. (л.д.9).
Согласно ст.69НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст.70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В связи с неуплатой налога в срок, установленный в выше указанном уведомлении, в адрес Макеева В.А. было направлено требование № об уплате транспортного налога на сумму 3700руб. и пени в сумме 70руб.73коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Направление требования подтверждается списком внутренних почтовых заказных отправлений, имеющимся в материалах дела от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.7-8).
Данное требование налогоплательщиком не исполнено, задолженность по налогу и пени в бюджет не уплачены.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69).
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В требовании об уплате налога, направленном в адрес Макеева В.А., содержится срок его исполнения – ДД.ММ.ГГГГ.
Применительно к положениям ст. 48 Налогового кодекса РФ шестимесячный срок предъявления иска в суд истек ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
То есть, срок подачи административного искового заявления налоговым органом пропущен.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, установленные п. п. 2, 3 ст. 48 Кодекса, могут быть восстановлены судом.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
Однако, уважительных причин пропуска срока для обращения в суд налоговый орган не представил.
Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административному истцу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> в удовлетворении исковых требований к административному ответчику Макееву В.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016г. в сумме 3700руб. и пени в сумме 70руб.73коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам <адрес> областного суда в течение месяца через Боровский районный суд.
Председательствующий: