Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2012 года г.Баймак РБ
Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кутлубаевой Г.Р.,
при секретаре Усмановой Д.Х.,
с участием представителя истицы Байтуриной К.Б.,
представителя третьего лица Бикчентаевой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байтуриной Г.А. к администрации городского поселения Город Баймак муниципального района Баймакский район РБ о признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Истица Байтурина Г.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав следующее. В 1987 году ею был куплен жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>. В 1988 году по этому адресу была зарегистрирована её дочь ФИО3 со своей семьей, затем в 1998 году зарегистрирован сын ФИО5 со своей семьей. Семья сына ФИО5 проживает там до настоящего времени. Договор купли-продажи не сохранился по причине утери. По причине отсутствия правоустанавливающих документов не имеет возможности распоряжаться недвижимым имуществом. В исковом заявлении просит признать за ней право собственности на жилой дом и земельный участок, находящиеся по вышеуказанному адресу.
Представитель истицы, Байтурина К.Б. иск поддержала в полном объеме по вышеизложенным обстоятельствам и показала, что о совершенной сделке купли-продажи в 1987 году истица и продавец, имени которого ни она, ни истица не помнят, уведомили директора Баймакского отдела БТИ. Позднее не возникало каких-либо препятствий со стороны компетентных органов по вопросам регистрации детей истицы и членов их семей по данному адресу. Хотя истица зарегистрирована по другому адресу, считает, что истица является добросовестным владельцем, поскольку, получая во владение вышеуказанное недвижимое имущество, она не знала об отсутствии основания возникновения у неё права собственности. Фактическое владение этим имуществом являлось открытым, так как истица никогда не скрывала факта нахождения имущества в её владении. Добросовестное владение является непрерывным, поскольку не прекращалось со времени заключения договора купли-продажи, то есть с 1987 года. Считает, что за истицей может быть признано право собственности на указанное в иске недвижимое имущество на основании приобретательной давности.
Представитель ответчика, администрации городского поселения муниципального района Баймакский район РБ, Сулейманов Р.Р. заявил о том, не имеет возражений в отношении удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица, Баймакского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ», Бикчентаева С.М. пояснила, что в отношении удовлетворения иска возражений не имеет.
Свидетели ФИО1 и ФИО2 показали, что проживают в соседнем доме по адресу: <адрес>, и им известно о том, что фактическим владельцем вышеуказанного домовладения в течение 25 лет является истица. С ее разрешения в этом доме зарегистрирован и проживает её сын ФИО5 со своей семьей.
Выслушав представителя истицы, свидетелей и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно уведомлению управления Росреестра по РБ от 12 декабря 2012 года отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, находящегося по вышеуказанному адресу.
Из справки Баймакского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ» от 20 декабря 2012 года следует, что жилой дом на дату инвентаризации 1987 года был записан за истицей, сведениями о регистрации права филиал БТИ не располагает.
Из домовой книги вышеуказанного домовладения видно, что в ней имеются отметки о регистрации детей истицы и членов их семей.
В соответствии со ст.234 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право на это имущество (приобретательная давность).
Сведения, изложенные истицей и ее представителем, о совершении в 1987 году сделки-купли продажи вышеуказанного жилого дома согласуются со справкой Баймакского филиала БТИ, с записями домовой книги и показаниями свидетелей. Поэтому, доводы представителя истицы о возможности приобретения права собственности на жилой дом на основании приобретательной давности являются обоснованными.
В отношении права на земельный участок, суд находит, что исковые требования истицы не противоречат закону, поскольку согласно п.4 ст.3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с абз.2 п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Истица в течение свыше 25 лет имеет в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем жилым домом, то есть, фактически владеет земельным участком, приобретенным до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», подлежавшим бесплатной передаче ей в собственность. Хотя право на данный земельный участок за истицей так и не было зарегистрировано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на жилой дом, суд считает, что фактическое владение истицей данным земельным участком не нарушало охраняемые законом права и интересы других лиц, признание за истицей права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности не противоречит закону.
Согласно абз. 3, 4, 5 п.15 Постановления Пленума ВС РФ № 10 от 29.04.2010г «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; добросовестное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течении всего срока приобретательной давности.
Суд приходит к выводу о том, что истица, получая во владение жилой дом и земельный участок, не знала об отсутствии основания для возникновения у неё права собственности, то есть являлась добросовестным приобретателем. Также, суд находит, что владение истицей недвижимым имуществом являлось открытым и непрерывным.
Сведения, изложенные истицей, подтверждены рассмотренными доказательствами. Иск признан ответчиком, возражений в отношении удовлетворения исковых требований от заинтересованных лиц не поступило. При таких обстоятельствах суд находит, что признание за истицей права собственности на домовладение и земельный участок не нарушает права и интересы других лиц, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Байтуриной Г.А. удовлетворить.
Признать за Байтуриной Г.А. право собственности на жилого дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес> (тридцать девять).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца.
Судья: Г.Р. Кутлубаева